ОТРЯД ПЛАСТИНЧАТОКЛЮВЫЕ — ANSERIFORMES

РОД САВКА — OXYURA

К роду савок относятся шесть видов, обитающих преимущественно f тропических и субтропических странах. В фауне Казахстана встречается один вид.

САВКА — OXYURA LEUCOCEPHALA SCOP.

Синоним. Erismatura leucocephala Scop.

Описание. Самец в брачном пере в основном окрашен в буро-ржавчатый цвет, с мелкими черно-бурыми черточками и крапинками. Голова белая, с черным теменем и черным же ошейником. Маховые бурые, подмышечные белые, хвост черный, верхние кроющие хвоста темно-рыжие, подхвостье охристое с черными пестринками. Грудь и бока с коричнево-рыжими и черными размытыми поперечными полосами. Брюхо серовато-бурое.

Самка отличается от самца окраской головы: голова самки в общем темно-бурая, с довольно широкими белыми полосами над глазом и у шеи; ошейник сероватый, с бурыми пятнами; верхние кроющие хвоста поперечно-полосатые.

Клюв у самца ярко-голубой, у самки серовато-голубой; ноги серые, со слегка зеленоватым оттенком. Радужина ореховая.

Размеры, крыло 145—170 мм, хвост 90—100 мм, плюсна 34—37 мм, клюв 44—49 мм.

Вес савок из Казахстана (г): апрель, дельта Или, самцы 720—800 (среднее 755), самка 720; весна, дельта Или, 750—760; май, низовья Тургая, самка 890; июнь, низовья Иргиза и Тургая, самцы 750 и 760; июль, Кургальджин, самец 600; район Караганды, самка 620; август, Зайсан, молодой 700; сентябрь, Кургальджин, самки 510—820; Зайсан, молодой 600; октябрь, Чу, озеро Большие Камкалы, молодой самец 500.

У пухового птенца верх и бока головы черновато-бурые; горло и полоса под глазом грязно-белые, нижняя сторона сероватая, брюшко светлее груди.

Яйца с грубой, крупнозернистой, шероховатой скорлупой. Свежеснесенные яйца слегка голубоватого цвета (данные Грачева и наши), через некоторое время становятся белыми, а при дальнейшем насиживании— грязновато-желтыми. Они очень большие, совершенно несоразмерные с величиной птицы. Их длина 68—74, поперечник 50—57 мм (по измерениям 13 яиц из трех кладок). Вес яиц: 1) Кургальджин, яйца свежие, 92, 97, 98, 98, 98, 98, 100 г; 2) дельта Или, яйца слегка насижены, 82, 87, 90, 91, 93 г. Форма яиц эллиптическая, острый и тупой концы почти не отличаются.

Основная область гнездования савки — озерная степь от Сарпинских озер и Волги (где идет к северу до Сталинграда) до Оби (к северу до Камня), Казахстан и Средняя Азия. Кроме того, гнездится в Тувинской и Убса-нурской котловинах, в Сеистане, близ Уфы и Бугу-руслана, у озера Севан в Армении, на озере Фелепче в Венгрии, в Албании, Западной Греции, на юге Италии и Испании, па Сардинии и Сицилии и в Малой Африке. Гнездящиеся в области Средиземного моря, по-видимому, оседлы. Савки из остальной области гнездования улетают на зимовки в Египет, Месопотамию, на юг Каспия и в Северную Индию; кроме того, зимуют на Мургабе, Теджене и Геррируде.

В Казахстане широко распространена на гнездовье. Ока найдена в Волжско-Уральских степях близ Урды, а по старым данным, встречается также по заливам севера Каспия и на прилежащих озерах; всюду здесь редка. Более обычна по низовьям Илека и по озерам Актюбинских степей. Обыкновенна на озерах в низовьях Тургая и Иргиза и к северу отсюда по всем Кустанайским степям вплоть до границ Казахстана; во всяком случае, обычна на озере Мокром и Тенизе (в низовьях Убагана). Гнездится на озерах Кургальджинской группы и на многих озерах у Караганды. К северу отсюда найдена на ряде озер Кокчетавско области до Чаглы включительно. Далее к востоку найдена в низовьях Селеты, на многих озерах северо-восточной части Павлодарской области и на озерах между Карагандой и Семипалатинском (сзера у Каркаралинска, Кумкуль — у Знаменского, Балыктыкуль, Сасыккуль — у Карповского и др.). Обычна под Семипалатинском и в степях по правобережью Иртыша. Гнездование на Зайсане не доказано, но вероятно. На озерах Балхаш-Алакульской котловины местами весьма обычна. Гнездится в низовьях Чу и, но-видимому, на озерах Бийлюкульской группы.

Рис. 166. Распространение савки в Казахстане: 1—гнездование, 2 — летние нахождения (не гнездовые), 3 — пролет весной, 4 — пролет осенью.

Рис. 166. Распространение савки в Казахстане: 1—гнездование, 2 — летние нахождения (не гнездовые), 3 — пролет весной, 4 — пролет осенью.

На Сыр-Дарье встречается от дельты и выше по реке до района Туркестана и повсюду достаточно обычна.

Таким образом, савка оказывается распространенной в Казахстане всюду, где только имеются для этого подходящие условия. Исключением, быть может, является Зайсан, но скорее всего здесь савка еще не найдена гнездящейся вследствие недостатка наблюдений. Однако всюду эта птица распространена спорадически и, кроме того, на многих озерах она гнездится не ежегодно, а лишь в годы высокого уровня вод. Напротив, в годы низкого стояния воды замечается концентрация савок на остающихся озерах, и тогда она кажется более многочисленной, чем это имеет место в действительности. Численность савок никогда не бывает особенно высокой, однако и редкой она, по-видимому, является только в степях от Волги до Мугоджар: в степях к востоку отсюда и в южной половине Казахстана не представляет редкости. Распространена только на равнинах и в горах не наблюдалась даже во время пролетов. Зимой в Казахстане нигде не отмечалась.

Гнездится савка на таких озерах, где густые заросли тростника чередуются с открытыми плёсами. Часто встречающееся утверждение, что савки предпочитают солоноватые озера, нашими наблюдениями не подтверждается. Скорее, наоборот, предпочитаются пресные озера, но при наличии на солоноватых озерах тростников савка гнездится и на них. Чаще для гнездования избираются относительно глубокие водоемы, но в небольшом числе гнездится и на водоемах глубиной всего в 50—70 см. На пролетах останавливается на крупных и сравнительно грубоких озерах, реже — в тихих, обросших тростником заводях рек.

По своему внешнему виду и повадкам, как и вообще по всей своей экологии, это во многом замечательная и удивительно мало известная птица. В природе она сразу отличается от всех наших уток манерой плавания с высоко поднятым, почти вертикально поставленным хвостом.

Рис. 167. Савка

Рис. 167. Савка

Характерно также то, что глубина погружения в воду может значительно меняться: спокойно плавающая, она на тихой воде сидит довольно высоко, но в случае опасности погружается в воду так, что на поверхности остается лишь самый верх спины или спина совсем скрывается под водой; так же плавает она при сильном волнении воды. Самки и молодые однообразно бурые, у самца же на далеком расстоянии выделяется белая голова. Плавает савка превосходно, ныряет же еще лучше, уступая в этом из наших птиц, быть может, только баклану и чернозобой гагаре и превосходя таких специализированных нырцов как поганки. Под водой может проплывать, меняя направление, значительные расстояния — до 30—40 м. Погружается савка без всякого всплеска, как бы тонет и, вынырнув из воды, способна уже через секунду нырять вновь и проплывать под водой столь же большие расстояния. Взлетает с трудом, долго разбегаясь по воде и бороздя ее своим длинным хвостом, но, разлетевшись, летит довольно быстро, производя короткими крыльями очень частые взмахи. Летает неохотно, и вне периода пролета поднимается на крыло редко. Лишь во время брачных игр самцы изредка гоняются за самками в воздухе; еще реже перелетают с озера на озеро. Благодаря коротким крыльям, сравнительно массивному туловищу и длинному хвосту на лету савки больше похожи на поганок или куриных, нежели на уток. На землю савка никогда не выходит и вся ее жизнь проходит на воде. Как взбирается савка на гнездо и сходит с него — неизвестно: никто никогда не видел ее на гнезде. Исключительно молчаливая птица, лишь в брачный период самцы издают «пискливые и гогочущие звуки».

Пища савки состоит как из растительных, так и из животных кормов. Следует отметить, что питание савки, как впрочем и вообще ее экология, изучено далеко не достаточно. У самки, добытой С. Г. Панченко в Центральном Казахстане в конце июля, в желудке были семена наяды и гребенчатого рдеста, а также водные насекомые (Corixa и Micronecta), а у добытых тут же птенцов — только насекомые. Для других мест известно поедание листьев п семян водных растений, личинок хирономид, моллюсков и ракообразных.

Это одна из наиболее поздно прилетающих уток. В низовьях Илека появляется лишь в начале мая. В низовьях Иргиза первые наблюдались 25 апреля, наибольшей силы пролет достиг 28 апреля — 4 мая, когда попадались пролетные стаи до 30 штук. На Кургальджине после 20 апреля наблюдались табунки в 10—20 особей. В позднюю весну 1954 г. на Саумалкуле первые были отмечены лишь 27 мая. У Семипалатинска прилет наблюдался 10 и 23 апреля. На Или появляется в конце марта или в начале апреля. В Илийской долине пролетные наблюдались в течение всего апреля. Близ Туркестана первое появление было отмечено в начале марта, но заметный пролет проходил с 28 марта по конец апреля, а отдельные пролетные особи встречались еще в мае.

Пролет савок очень мало заметен, хотя птицы летят стайками в 6—30 штук. Очень вероятно, что основная масса их пролетает ночью.

При ухаживании за самкой селезни плавают вокруг нее с расправленным веером хвостом, вытягивают шею и двигают ею взад и вперед. Иногда опускают прижатый к груди клюв в воду, а затем быстро как бы прыгают вперед, поднимая фонтан брызг. Одну самку нередко преследуют два, три и более самцов. В редких случаях все они взлетают и, пролетев небольшое расстояние, вновь опускаются на воду. Часто между самцами наблюдаются драки, во время которых они гоняются друг за другом как на поверхности воды, так и ныряя.

Гнездо устраивается в тростниковых зарослях и или непосредственно погружено в воду, или устраивается на купаках — плавучих островках тростника. Гнезда на воде не являются плавучими, так как укреплены между стеблями тростника. Как правило, савка строит гнездо самостоятельно, однако в отдельных случаях занимает чужие гнезда, но и в этом случае значительно их переделывает. В Казахстане известен случай, когда савка заняла гнездо белоглазой чернети и отложила свои яйца поверх четырех яиц законного владельца. Яйца савки поражают своими размерами: они приблизительно равны по размерам яйцам пеганки и значительно крупнее яиц кряквы, обе эти птицы значительно больше савки, гнездо же, напротив, сравнительно небольшое.

Мы располагаем только одним измерением гнезда, сделанным В. А. Грачевым в дельте Или. По его данным, внешний диаметр гнезда 37 см, внутренний — 18 см, глубина лотка — 7 см. Оно очень аккуратно сделано из стеблей зеленого тростника с небольшим количеством его листьев. Лоток очень глубокий, яйца лежат в нем обычно «этажами». В найденных в Казахстане гнездах было (в полных кладках) в одном — пять, в трех — по шести и в одном — семь яиц. Гнезда иногда бывают выложены пухом птицы, но часто его не бывает и яйца лежат прямо на тростнике. Необходимое условие расположения гнезда — наличие около него небольшого пространства открытой воды, куда ныряет самка в случае опасности и вообще уходя с гнезда. Срок насиживания не выяснен. В развитии яиц савки имеется та особенность, что они, по-видимому, нуждаются в постоянном согревании лишь первое время, а в дальнейшем развивающиеся в них эмбрионы получают возможность развиваться самостоятельно. Во всяком случае, насиженные яйца, взятые К. Генке в дельте Волги и находившиеся в комнате, развивались нормально и через неделю из них вывелись птенцы. Возможно, что именно этим объясняется то, что самку никогда не удается застать на гнезде: быть может, она проводит на нем (в последних стадиях насиживания яиц) очень мало времени. Пуховички при плавании уже в первые дни держат хвост поднятым вверх, как это свойственно старым птицам.

О времени размножения савки сведения крайне скудны вообще, в том числе и для Казахстана. Н. А. Зарудный (1888) сообщает, что в середине июня на озере Аккуль (к югу от нижнего течения Илека) утята еще не летали, но по росту и весу мало отличались от старых птиц. В Наурзуме, на оз. Акужан, А. Н. Формозов (1937) 4 июня наблюдал брачные игры и драки самцов; на озере Шолаккамыс это же наблюдалось 18 июня А. В. Михеевым (1938). Последним в виде исключения преследование самки тремя самцами наблюдалось еще 16 июля. 11 августа он добыл на Джаркуле молодого, только начавшего оперяться. По сведениям, собранным Б. В. Мухановым, гнезда савки на Кургальджине находили в начале июня. 4 июля им наблюдалась здесь самка с двумя еще небольшими птенцами. В. Ф. Гавриным на Кургальджине гнездо с семью свежими яйцами было найдено 18 июня, а еще незаконченная кладка (пять яиц) — 12 июня. Нами 26 августа на озере близ с. Володарского Кокчетавской области добыт уже оперившийся молодой, но с маховыми еще в пеньках. А. А. Слудский в районе озера Чаглы 24 июля добыл пуховичков весом 125 и 167 г. В районе Чушкакуля (к юго-западу от Караганды) С. Г. Панченко 27 июля наблюдал выводок из пяти пуховичков не более трехдневпого возраста (два добытых весили по 110 г). Добытый здесь же 16 августа молодой (быть может, из того же выводка) был уже наполовину оперен, махи были в пеньках и достигали 1 см длины, рулевые были я 3,5 см длины и на вершине каждого пера еще сохранился ювенальный пух (его вес 340 г). На Саумалкуле (к востоку от Караганды) памп и С. Г. Панченко 26 июня было найдено гнездо с семью яйцами; часть их была совершенно свежей, а часть — с начавшимися появляться кровеносными сосудами. 29 июня нами близ Каркаралинска была добыта самка, в яйцеводе которой было нормального размера, но еще без скорлупы, яйцо. На озере в северо-восточном углу Павлодарской области нами 15 июля было найдено гнездо со свежими яйцами. В. Н, Шнитников (1949) 11 июля на Ал а куле наблюдал выводок с небольшими пуховыми птенцами. У самки, добытой 6 мая в дельте Или, яичник содержал еще мелкие желтки. На озере Аяккуль у Караузяка (низовья Сыр-Дарьи) Е. П. Спангенберг и Г. А. Фейгин (1936) 8 июня нашли гнездо с сильно насиженными яйцами (в гнезде белоглазой чернети, поверх ее четырех яиц). 28 мая на озере Кривом, между Байга-кумом и Чиили, ими было найдено семь гнезд, содержащих от двух до шести яиц. 9 июня здесь же найдено еще два гнезда с одним и двумя яйцами; 14 июня в них было пять и шесть яиц.

В дельте Или 24 мая В. А. Грачев наблюдал брачные игры савок.

29 мая им на нешироком плёсе озера-старицы среди кустов тростника найдено гнездо. Оно помещалось на плавающем в воде пучке тростника. Подстилкой служили только мокрые стебли и листья тростника. Так как дно гнезда было на одном уровне с водой, то яйца были влажные. 29 мая в гнезде было два яйца, 30 и 31 мая — три, а 9 и 17 июня— четыре. 9 июня гнездо было надстроено и поднято над водой — дно на 13 см, верх на 20 см. Подстилка состояла из сухих листьев, тростника и белого пуха. Яйца 9 и 17 июня были горячие. 9 июня самки поблизости от гнезда не было, а 17 июня при приближении лодки к гнезду на расстоянии в 10 м, она выпрыгнула и сразу с края гнезда нырнула.


Рис. 168. Гнездо савки. Озеро Саумалкуль. Центральный Казахстан. Фото И. Долгушина.

Рис. 168. Гнездо савки. Озеро Саумалкуль. Центральный Казахстан. Фото И. Долгушина.


3 июля в этом гнезде были скорлупки от яиц с кровяными пленками, гнездо было взъерошено, но ни утки, ни утят поблизости не оказалось.

17 июня (другой год) В. А. Грачевым было найдено еще одно гнездо савки с пятью немного насиженными яйцами на сваленном пучке тростника. От гнезда к воде вели сходни длиной в 50 см. В выстилке гнезда были стебли и листья тростника и белый пух. На одном из глухих и сравнительно небольших межбарханных озер В. А. Грачев 13 августа добыл пуховичков весом в 190 и 225 г, а 14 августа неподалеку наблюдал птенцов в половину размера взрослых птиц. Им же 29 августа наблюдалось несколько выводков савок с молодыми разных размеров; добытый весил 330 г.

Из изложенного видно, каким ничтожным материалом по экологии савки мы располагаем. Суммируя эти данные, можно сказать, что в южных районах Казахстана (Сыр-Дарья, Балхаш, Алакуль) савки откладывают яйца в конце мая — начале июня, а птенцы появляются в начале июля. В степной зоне к откладке яиц савки приступают в середине и конце июня, а молодые появляются в конце июля. Когда молодые начинают летать, неизвестно — вероятно, в конце августа, возможно и позднее.

Из наблюдений В. А. Грачева, приведенных выше, можно сделать вывод, что яйца откладываются савкой не ежедневно и что насиживание их продолжается меньше месяца.

Первое время после откладки яиц самцы держатся п районе гнезда, но вскоре его покидают и в насиживании и уходе за потомством никакого участия не принимают. На ряде озер Казахстана, преимущественно на больших соленых, в июле и августе наблюдались табуны самцов по нескольку сотен штук. Возможно, они собираются сюда для прохождения линьки, но необходимо заметить, что ход ее у савки еще точно не выяснен и когда происходит смена маховых — неизвестно. В Северной Индии неспособный к полету линяющий селезень был добыт в январе; в наших пределах случаев добычи нелетных селезней неизвестно. Естественно, что одиночный факт ничего еще не доказывает, но все же заслуживает пристального внимания.

Осенний пролет очень мало заметен. На Кургальджине савка исчезает, видимо, в первой декаде октября (последняя отмечена 9 октября). В районе соленых озер долины р. Или (100 км к северо-востоку от Алма-Аты) в небольшом количестве бывает в середине октября на озере Каракуль, где в это время держится парами и одиночками. Близ Туркестана пролет наблюдался Б. Н. Тризна с середины сентября, но в наибольшем количестве они летят в начале, октября. Наконец, с Мангышлака Н. А. Зарудному (1896) был доставлен экземпляр, добытый близ Форта Шевченко в ноябре.

Все изложенное лишь указывает на то, насколько ничтожны наши сведения об образе жизни этой интереснейшей утки, наиболее оригинальной из всех наших обитателей тростниковых озер.

Промыслового значения савка не имеет.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *