ОТРЯД ПЛАСТИНЧАТОКЛЮВЫЕ — ANSERIFORMES

РОД КРАСНОБАШ —NETTA

В роде единственный вид.

КРАСНОБАШ — NETTA RUtlNA PALL.

Синоним: Fuligula titfina Pall.

Описание. У самца в брачном наряде вся голова и передняя сторона верхней части шеи охристо-рыжего цвета, с несколько более бледными удлиненными перьями имени и затылка, образующими хохол; остальная часть шеи, зоб, грудь, поясннца, подхвостье и верхние и нижние кроющие хвоста черные с зеленоватым отливом; брюхо черно-бурое; бока, подмышечные и нижние кроющие крыла белые. Спина и плечи светло-бурые, основания коротких плечевых белые. Маховые бледно-серые, с темными вершинами.

У самки перья затылка не удлинены; верхняя сторона головы и зад шеи — рыжевато-бурые, остальная часть головы и шеи светло-серые. Верхняя сторона тела бледно-бурая, нижняя — грязно-белая, с неясными, более темными центрами перьев.

Клюв самца красный с беловатым ноготком, у самки — темный с красными боками и концом; ноги оранжевые, телесно-красьые или желтоватые; глаз красный, у более молодых птиц — красновато-бурый.

Молодые и селезень летом окрашены так же, как и самка, но у селезня низ тела темнее и ноги ярче.

Размеры: крыло 240—280 мм, хвост 60—80 мм, плюсна 39—45 мм, клюв 44—54 мм.

Вес краснобашей из Казахстана (г); март, Илийская долина, самцы (17) 990 —1300 (среднее 1130), самки (12) 1000—1200 (среднее 1100); апрель, дельта Или, самка 1000; озеро Мокрое (к СВ от Кустаная), самец 1180; май, Алакуль, самец 1200; дельта Или, самки 1020—1265 (среднее 1112); низовья Иргиза и Тургая, самцы 1050—1180 (среднее 1100), самки 1030, 1100 и 1300; июнь, низовья Иргиза, самка 1035; июль, Зайсан, самка 1300; сентябрь, дельта Или, самцы 1075—1347; октябрь, низовья Чу, озеро Большие Камкалы, самцы (11) 1200—1420 (среднее 1320), самки (6) 1100—1400 (среднее 1220), молодые (18) 950—1350 (среднее 1170).

Пуховой птенец сверху оливково-серый, с охристым пятном на каждом плечо и охристой нижней стороной; над глазом идет охристая полоса, а через глаз — темная, разделяющаяся за глазом на две.

Яйца серовато-желтого цвета: длина их—53—62 мм, поперечник 39—45 мм.

Основная область гнездования краснобаша простирается от низовий Кубани через Предкавказье и низовья Волги, Казахстан, Юго-Западную Сибирь и Среднюю Азию до Кашгарии, Джунгарии, Северной Монголии и озерной котловины Убса-нур. Изолированные гнездовые колонии известны в Армении, Сеистане, у Персидского залива, по островам Средиземного моря, в Алжире, а также в ряде пунктов Западной Европы, к северу до Дании, Германии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Румынии. Зимует в области Средиземного моря, на юге Каспия, в Месопотамии, Афганистане, Пакистане и Северной Индии, а также на Иссык-Куле.

В Казахстане распространен очень широко. В дельте Волги на гнездовье редок, но между Волгой и Уралом обыкновенен и идет здесь к северу до Урды, Камыш-Самарских озер и Калмыкова. Гнездится также на островах по северу Каспия. Севернее, уже в степях, по-видимому, не гнездится, а под Уральском не встречается даже во время пролета. В области низовий Илека гнездится очень редко и лишь на отдельных озерах, в частности на Сулюккуле. В небольшом количестве гнездится на Эмбе, у устьев Темира. В низовьях Иргиза и Тургая многочислен. В Наурзуме на гнездовье немногочислен. Отмечен для озера Кушмурун, где, по-видимому, гнездится. Далеко не редок, хотя и не может быть назван многочисленным, в районе озера Мокрого, к северо-востоку от Кустаная. В большом числе гнездится на Кургальджине. Немногочисленная гнездящаяся птица озер Тассуат и к западу от Караганды, также немногочислен на озерах к востоку от Караганды, где найден только близ гор Жуан-тюбе (120 км к востоку ст Караганды), Гнездится на озере Баян (к западу от Кокчетава), но на многих других озерах Кокчетавской области положительно отсутствует. Гнездится на озере Чаглы, но в небольшом числе. В Прииртышье редок и в небольшом числе гнездится у Лебяжьей и Семипалатинска, но на Зайсане, в дельте Черного Иртыша многочислен. В южной половине Казахстана принадлежит к самым обыкновенным и многочисленным уткам всех подходящих мест Балхаш-Алакульской котловины, низовий Чу, озер Бийлюкульской пруппы, всей долины Сыр-Дарьи и восточного берега Аральского моря.

Рис. 140. Распространение краснобаша в Казахстане: 1 — гнездование, 2— зимовки, 3—нахождения летом (не гнездовые), 4 — пролет весной, 5 — пролет осенью.

Рис. 140. Распространение краснобаша в Казахстане: 1 — гнездование, 2— зимовки, 3—нахождения летом (не гнездовые), 4 — пролет весной, 5 — пролет осенью.

На пролете многочислен всюду в южной половине Казахстана, в северной встречается лишь местами, и. наблюдения еще далеки от желательной полноты. В небольшом числе зимует к югу от Туркестана и Чимкента, но не ежегодно. Частично наши краснобаши зимуют у берегов Каспия, на что указывает добыча экземпляра, окольцованного в дельте Волги в августе 1944 г., зимой {15 февраля 1946 г.) около Баку. Несомненно, что часть наших птиц отлетает на зимовки в Пакистан и Индию. Скопления селезней на линьку наблюдались в Казахстане на озерах в низовьях Тургая, на Челкар-Тенизе, на Кургальджине, в дельте Или, в низовьях Чу и Сыр-Дарьи.

Гнездится по озерам с зарослями дростников и большими плёсами открытой и глубокой воды. Необходимым условием гнездования является наличие купаков и наносов тростника. Обитает как на пресных, так и на солоноватых водах, но обязательно имеющих заросли тростника. Кроме тростников, иногда гнездится на островах озер.

Краснобаш — во многом очень своеобразная утка, биологически являющаяся переходной формой между настоящими утками и чернетями. Полет краснобаша более легкий, чем у чернетей и других нырковых уток. Летает он охотнее и больше их, а в брачный период—также долго и помногу, как настоящие утки. Охотно выходит для кормежки на берег и ходит значительно свободнее чернетей, а при нужде (например, раненый) довольно быстро бегает. Плавает хорошо, но ныряет значительно реже чернетей, лучше и больше настоящих уток; кормится иногда ныряя, но иногда становясь «свечкой», как настоящие утки. С воды поднимается тяжелее настоящих уток, но значительно легче чернетей. В природе самец легко узнается по ярко-рыжей окраске головы и черной груди (брюхо бывает черное, но бывает и белое). Самка однообразной светло-буроватой окраски со светлым низом.

Рис. 141. Краснобаш.

Рис. 141. Краснобаш.

Самцы молчаливы и только при преследовании самок издают негромкий свист. Голос самки сходен с голосом чернетей — громкое и резкое «керр, керр», обычно повторяемое несколько раз кряду. Общественная утка, держится обычно стайка-ми, при гнездовании часто образует небольшие колонии.

Кормится почти исключительно зелеными частями растений—листьями рдестов, верхушечными побегами роголистника и урути, харовыми водорослями. В Казахстане питание почти совершенно не изучено.

На места гнездования прилетает позднее большинства уток. В Казахстане раньше всего появляется близ Мангышлака, где отмечен уже 25 февраля. На Бугунских озерах (около г. Туркестана) основной пролет проходит в первые две декады марта, затем количество пролетающих становится меньше. Но в низовьях Сыр-Дарьи, в районе Кзыл-Орды, появляется только в середине апреля; в это же время первые прилетные наблюдались близ Аральска. В Илийской долине обычно прилетает в середине марта. В дельте Или обычным становится лишь в конце марта — начале апреля, но появляется значительно раньше. Даты прилета в разные годы таковы—27 февраля; 8, 23,25 марта; 3, 7 апреля. В устье Аягуза прилет отмечен 22 апреля. На Зайсане прилетает в середине апреля (13,15 и 17 числа). В низовьях Урала прилет датируется первой декадой или серединой апреля. На Эмбе у впадения Темира первые наблюдались 15 апреля, но в значительном количестве появились только 25 апреля. У ст. Челкар первая стайка отмечена 20 апреля. У г. Иргиза П. П. Сушкин (1908) первоприлетных птиц отметил 25 апреля, а валовой пролет наблюдал 28 апреля — 8 мая. Нами первые наблюдались здесь 24 апреля. У Семипалатинска пролет проходит в две последние декады апреля.

Весной краснобаши летят большей частью небольшими стайками в 8—15 штук, редко — больше; часто летят парами и одиночками. Над водой держатся обычно невысоко (на пол-выстрела), но над сушей поднимаются высоко, на 100 и более метров.

На местах гнездовья весной появляются уже парами, но, кроме пар, всегда есть много одиночных самцов, и поэтому нередко за одной самкой гоняются два и три самца. Часто между селезнями возникают драки, происходящие как у плавающих, так и у летающих птиц. Брачные игры происходят как на воде, так и в воздухе, а иногда и на земле у самого уреза воды. На земле самец ходит вокруг самки, распуши:\’* оперение головы. На воде ухаживающий селезень приподнимает и распушает оперение головы и, опуская клюв в воду, плавает вокруг самки, изредка издавая резкий, звонкий и односложный вскрик, нечто вроде отрывистого посвиста. Преследуя самку в воздухе, селезень летает, распушив оперение головы, отчего она кажется непомерно большой. Если самку преследуют несколько самцов (а иногда преследователей бывает четыре, а два-три — обычное явление), то она летает, почти непрерывно крича. Этот период преследования самок несколькими самцами довольно краткосрочен и наблюдается не более 7—10 дней, после чего устанавливаются определенные пары, в которых идут брачные игры. Драки самцов и преследование самки несколькими селезнями становятся тогда редкими.

Гнезда устраиваются чаще всего на старом отмершем тростнике, набившемся в тростниковые заросли, и на купаках — плавучих островках тростника. Реже гнезда устраиваются в тростниках по берегу и еще реже — на берегу среди кустарников.

Гнездится краснобаш как отдельными парами, так и небольшими колониями в 5—10—15 гнезд. Иногда образуются смешанные колонии двух видов — краснобаша и белоглазого нырка. По нашему мнению, колониальное гнездование более характерно для краснобаша, чем индивидуальное. Гнезда, устроенные на земле, представляют просто ямку, окруженную валиком из пуха с примесью стебельков трав и разного растительного хлама. Как правило, они хорошо укрыты сверху нависающими ветвями чингила или тамариска. Гнезда на купаках и кучах тростника делаются из кусочков стеблей тростника (их немного) и листьев сухого тростника, которые составляют основу, переплет и выстилку гнезда. Сама постройка сделана очень рыхло, и когда самка сходит или слетает с гнезда, то листья тростника, распрямляясь, закрывают кладку со всех сторон, в том числе и сверху. Измеренные нами гнезда на плавающих плотах тростника имели диаметр около 40 см при диаметре лотка около 20 см. Высота гнезда 18—20 см, глубина лотка 8—10 см (измерено три гнезда). В осмотренных нами гнездах пуховой выстилки не было, но рыхлая выстилка из старых листьев тростника делала ложе яиц очень мягким. Измеренное гнездо на земле было в диаметре 22 см, при глубине ямки 9 см; оно обильно выстлано пухом птицы, образующим высокий валик по краям гнезда. В гнездах, найденных в Казахстане, было 5 яиц (одно гнездо), 7 (одно гнездо), 8 (четыре гнезда), 9 (два гнезда) и 12 яиц (одно гнездо); у Г. С. Карелина (1875) имеется указание на находку гнезда с 16 яйцами.

В постройке гнезда и насиживании принимает участие только самка. Самец еще длительное время находится неподалеку. При приближении человека к месту расположения гнезда он летает вокруг, а в случае, если самка бывает убита, возвращается, длительное время и по нескольку часов проводит у гнезда. Райан гнездования селезни покидают лишь тогда, когда насиживание приближается к концу, примерно за неделю до выхода молодых. Срок насиживания яиц 28 дней. Самка сидит на гнезде довольно крепко. Если гнездование имеет колониальный характер, то при приближении человека одна из самок слетает с гнезда метрах в 20—40 с громким, много раз повторяющимся криком. Остальные самки сходят с гнезд и молча уходят по тростниковому настилу пешком. При этом они очень мало заметны, так как окраска спины их хорошо гармонирует с цветом сухого тростника.

О сроках размножения краснобаша в Казахстане мы имеем следующие данные. В низовьях Сыр-Дарьи гнезда с яйцами Е. П. Спангенберг и Г. А. Фейгин (1936) находили в мае. На острове Меньшикова (Аральское море) Н. А. Зарудный (1916) видел еще нелетные выводки 18 июля, а летающих молодых—с 25 июля. На озерах Бийлюкульской группы 20 мая шла откладка яиц, 27 мая самки уже сидели на яйцах, а 3 июля Д. Н. Кашкаров (1928) наблюдал первые выводки. В низовьях Чу, у Карабугута, Н. Н. Конищева 21 мая нашла гнездо, где в яйцах оказались уже сформировавшиеся зародыши. В дельте Или А. А. Слудский 17 мая нашел несколько гнезд с яйцами в разной степени на-сиженности. В. А. Грачев здесь наблюдал первые выводки 24 мая; 5 июня ему встречались небольшие утята, а 7 июня — утята размером с малую поганку. В другой год первый выводок был отмечен им 19 мая. А. А. Слудский наблюдал маленьких пуховичков 20—27 мая, а выводки подросших птенцов—в течение всего июня; запоздалый выводок был им встречен 27 августа. В. Н. Шнитников (1949) на Корс-Баканасе нашел гнездо с яйцами 2 июня, а 8—9 июня на Балхаше, между Или и Караталом, видел много выводков с птенцами разного возраста. В долине Или у устья р. Курты В. А. Грачев 17 июня наблюдал выводок с еще небольшими утятами. В низовьях Аксу В. Н. Шнитников (1949) нашел гнездо с яйцами 16 мая. На Баеканском озере он же 3 июня видел несколько выводков с утятами разного возраста — от совсем маленьких пуховичков до уже довольно больших. В дельте Тентека Е. И. Страутман 2 мая нашел гнездо со свежими яйцами, а 28 мая — с сильно насиженными. На Ал акуле В. Н. Шнитников (1949) 10—12 июля добывал уже оперившихся, но еще нелетных молодых. На Зайсане И. Ф. Самусев 10 мая нашел гнездо с пятью насиженными яйцами, 14 мая — со свежими, а 17 мая добыл самку с яйцом, готовым к откладке. На Черном Иртыше Г. И. Поляков (1914) 6—10 июня видел совсем еще маленьких пуховичков. 19 июля И. Ф. Самусев на Зайсане добыл молодых уже в пере, но с маховыми, выросшими только наполовину; 21 июля — вполне оперившихся, но еще нелетных; 13 июля — крупных пуховиков; 21 июля — выводок с молодыми размером с чирка. Нами здесь 3—6 августа наблюдались молодые размером с шилохвость, почти полностью оперенные, но с еще недоросшими маховыми и рулевыми. В низовьях Иргиза П. П. Сушкин (1908) добыл самку с яйцом, готовым iv сносу, 10 мая. В низовьях Тургая на озере Байтак разгар брачных игр наблюдался нами около середины мая. 26 мая из яйцевода самки извлечено совершенно готовое к сносу яйцо, а 28 найдена колония, состоящая из 11 гнезд. Из них в одном были почти свежие яйца (только что началось формирование кровеносных сосудов), в других гнездах яйца были очень сильно насижены — эмбрионы вполне сформированы, в пуху и выполняли около 3/4 яйца. В Наурзуме А. В. Михеев (1938) 30 мая нашел гнездо со слегка насиженными яйцами; 29 июня ему встречались здесь наполовину оперенные птенцы. На Кургальджине 2го августа М. И. Владимирской и А. А. Меженному (1952) встречались еще нелетные птенцы. На Эмбе у устья Темира П. П. Сушкин (1908) добыл самку с яйцом, готовым к сносу, 10 мая.

Самки с птенцами ведут скрытный образ жизни, по большей части держась в тростниках и зыплывая на открытые плёсы только на зорях. Селезни в это время сбиваются в большие стаи, концентрируются наопределенных озерах, где держатся ка открытых плёсах.

Рис. 142. Гнездо краснобаша. Озеро Байтак в низовьях Тургая. Фото И. Долгушина.

Рис. 142. Гнездо краснобаша. Озеро Байтак в низовьях Тургая. Фото И. Долгушина.

Здесь у них проходит смена маховых. В Казахстане скопления линяющих селезней наблюдались на Челкар-Тенизе, на озерах низовий Тургая, на Кургальджине, а также на озерах в дельтах рек, впадающих в Балхаш, и в долине Сыр-Дарьи. Разгар линьки селезней и холостых самок бывает в конце июня — начале июля. Самки при выводках линяют почти на месяц позднее, чем самцы. В дельте Или нелетные самки были добыты 13 августа.

Поднявшись на крыло, молодые начинают кочевать по озерам и постепенно собираются в большие сгаи, в которые включаются и перелинявшие взрослые птицы. Эти кочёвки постепенно переходят в отлет.

В районе озера Мокрое (к северо-востоку от Кустаная) слабый пролет наблюдался 14 октября. На Кургальджине основная масса краснобашей летит в середине сентября, к середине октября их становится уже мало. Под Семипалатинском они пролетают в первой декаде октября. На Зайсане окончательно исчезают к середине октября. В дельте Или и Илийской долине основной пролет проходит с конца сентября и длится весь октябрь. Окончательно краснобаши исчезают здесь в последних числах октября — начале ноября. На Аральском море основная масса пролетает с конца сентября по 20 октября, последние отмечены в начале ноября. На северном побережье Каспия пролет идет в октябре и ноябре. На Мангышлаке, близ Баутино, пролетные наблюдались в октябре; по имеющимся сведениям пролет здесь длится весь ноябрь и первую половину декабря, а последние особи наблюдались 23 декабря.

Во время осеннего пролета краснобаши летят большими стаями в 50—80 штук, часто в стаях бывает и больше сотни особей.

В некоторые годы краснобгши в небольшом числе зимуют на незамерзающих вводах юга Казахстана.

Размеры птицы крупные, качество мяса достаточно хорошее, лишь немного уступающее мясу настоящих уток. В силу этого она имеет значение как объект утиной охоты. Распространение краснобаша связано главным образом, с югом Казахстана, и здесь он имеет особенно большое значение.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *