ОТРЯД ПЛАСТИНЧАТОКЛЮВЫЕ — ANSERIFORMES

РОД ГАГА —SOMATERIA

К этому роду относится пять видов, обитающих по побережьям арктических морей или неподалеку от них. Залеты в глубь материка — исключительная редкость. По-видимому, такой залет имел место в Казахстане.

ГАГА-ГРЕБЕНУШКА — SOMATERIA SPECTABILIS L.

Описание. У самца в брачном наряде низ головы, шея, зоб, грудь, зашеек, спича и большая часть кроющих крыла белые. Поясница, надхвостье, брюхо, бока, подхвостье, плечевые и маховые черные, как и узкая полоса, окаймляющая шишку в основании клюва. Темя и затылок голубовато-серые, бока головы светло-фисташково-зеленые. Радужина желтая.

Клюв красноватый с оранжевым кожаным выростом на основании надклювья. Ноги оранжевые.

Самка и молодые тускло-буровато-ржавой окраски, с черно-бурыми пятнышками, мелкими и продольными на голове и шее и более крупными и поперечными на груди, боках и мантии; брюхо шоколадно-бурое.

Размеры: крыло 270—294 мм, плюсна 45—49 мм, клюв 29—33 мм.

Гнездится в тундрах и по островам Арктики как в Евразии, так и з Америке. Зимовки в Беринговом море, у Камчатки и Алеутских островов, у побережий Норвегии, Великобритании, Исландии, Гренландии, Ньюфаундленда и Лабрадора.

Залеты в глубь материка — исключительно редкое явление. Для Казахстана имеется всего один достоверный случай добычи гребенуш-ки — в 1851 г. весной, у станицы Кулагинской на Урале (Мензбир, 1895).

Это очень крупная утка. Селезень как на полете, так и на воде кажется спереди белым, сзади черным. Самка однообразно бурая. Летает обычно низко над водой, равномерно взмахивая крыльями.

РОД ТУРПАНЫ —OIDEMIA

В него объединяются пять видов, населяющих северные части Евразии и Америки. В Казахстане встречаются три вида.

ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ТУРПАНОВ

(2) На крыле нет белого зеркальца    Синьга    — О. nigra.

(1) На крыле белое зеркальце

(4) Ноздри продолговатые, узкие. Клюв при основании несколько вздут, но не образует резко выраженной шишки

Турпан — О. fusca.

(3) Ноздри широкие, округлые или треугольные. При основании надклювья резко выраженная высокая шишка

Горбоносый турпан — О. deglandi.

ТУРПАН — OIDEMIA FUSCA L.

Синонимы: Fuligula fusca L., Melanitta fusca L.

Описание. Самец блестяще-черного цвета; зеркальце на крыле и небольшое пятнышко под глазом белые. Ноги красные. Клюв двуцветный: основание, нарост, область ноздрей, края челюстей и полоски по бокам хребта черные, остальное — оранжевое. Радужина серовато-белая.

Самка темно-бурая, брюхо с беловатыми кончиками перьев, зеркало белое; на уздечке и в области уха по более бледному, чем окраска верха, пятну. Ноги грязно-желтые, клюв серовато-бурый, радужина бурая.

Молодые окрашены сходно с самкой.

Размеры: крыло 250—300 мм, плюсна 45—52 мч, клюв 40—50 мм.

Вес самцов, по литературным данным, доходит до 1500—1700 г, вес самок 1100—1300 г, молодых 850—1200 г. Самка, добытая 26 июня на озере Саумалкуль (к востоку от Караганды) с гнезда с семью яйцами, весила 1240 г.

Пуховой птенец сверху черно-бурый, передняя сторона груди белая, брюшко сероватое, на крыльях белые пятна.

Яйца бледно-серовато-охристые. Длина их 64—77 мм, поперечник 45—52 мм.

В основном гнездится в тундре, лесотундре и северной части лесной зоны от Оркнейских и Гебридских островов и Северной Шотландии на западе до Хатанги — на востоке. К югу доходит до южных частей Скандинавии, островов Балтийского моря, Ладожского озера, 65° с. ш. на Печоре; затем граница распространения идет круто на юг — к Свердловску, Тюмени, Тюкалинску, северным районам Ба-рабы. К югу отсюда известны случаи гнездования в Барабе и Кулунде и в северных частях Казахстана. Кроме того, изолированное гнездование известно для озера Севан в Армении и для озер Ахалкалакского плато в Грузии. Основные зимовки у берегов Европы, от горла Балтийского моря, Мурмана и Норвегии до берегов Франции и Северной Испании. Единицами зимует на Черном и Средиземном морях, в Средней Азии и в небольшом числе на Южном Каспии. Некоторое количество селезней во время линьки наблюдается в Челябинской и Курганской областях и в Северном Казахстане.

Гнездование в Казахстане имеет прерывистый характер. Турпаны гнездятся как бы колониями на отдельных озерах, расположенных часто очень далеко друг от друга. Гнездование доказано для следующих пунктов: 1) озеро Большое Чебачье у курорта Боровое, 2) озера близ Кургальджина (Узункуль и другие), 3) озеро Саумалкуль в 100 км к востоку от Караганды. Кроме того, почти наверняка, гнездится на некоторых озерах севера Кустанайской области, между Троицком и Уба-ганом, на северо-востоке Павлодарской области и на озерах среди леса у Борового. Стаи турпанов наблюдались летом на Кушмуруне, на озере Чийли между Наурзумом и Кушмуруном, на озере Саумалкуль, между Карагандой и Баянаулом, и на Кургальджине; весьма вероятно, что это были прикочевавшие на линьку птицы. На пролете наблюдался на Каспии у Форта Шевченко, в дельте Сыр-Дарьи, у Аральска, на Эм-бе, в низовьях Иргиза, на Саумалкуле, Кургальджине, у Борового и у Семипалатинска — всюду редок и малочислен. Есть указания, что в некоторые зимы в небольшом числе зимует на юге Казахстана.

В Казахстане гнездится у озер с большими плёсами открытой воды и с тростниковыми зарослями у берегов, довольно глубокими, как рыбными (Большое Чебачье), так и без рыбы (все остальные). Озера пресные и солоноватые (Саумалкуль).

Крупная утка. Самец черный, с белой перевязью на крыле и небольшим, но заметным, белым пятном у глаза. Самка бурая, с белым на крыле, у клюва и в области уха. Держится турпан обычно на открытой воде, очень хорошо ныряет. С воды поднимается с трудом, полет тяжелый, над водой летает низко; на лету, благодаря окраске, напоминает тетерева-косача. Очень осторожен. Держится, как правило, стаями, летом большими, в несколько сот особей. Голос слышится редко — глухое грубое карканье.

Питается главным образом моллюсками, личинками водных насекомых и рыбой, очень редко поедает водные растения.

На весеннем пролете в Казахстане редок, наблюдения отрывочны и не дают какого-либо представления о сроках и напряженности

Рис. 157. Распространение турпана в Казахстане: 1—гнездование, 2—зимовки, 3—летние нахождения (не гнездовые), 4—пролет весной, 5—пролет осенью.

Рис. 157. Распространение турпана в Казахстане: 1—гнездование, 2—зимовки, 3—летние нахождения (не гнездовые), 4—пролет весной, 5—пролет осенью.

пролета. В середине апреля одиночки и небольшие стайки наблюдались у Оренбурга. Вероятно, в эти же сроки пролетает по Уралу у устьев Илека. На Эмбе у устьев Темира ясный, но не обильный пролет наблюдался с 8 по 16 мая — турпаны летели стайками до 10 штук. На Кургальджине отмечен 9 мая. На Саумалкуле в позднюю весну 1954 г. первая пара появилась 1 мая. Пролет был очень слабый и закончился 21 мая.

На пары разбивается еще на зимовках; во всяком случае, сразу же после прилета наблюдаются пары, они же отчетливо выражены и в пролетных стайках. Но к гнездованию приступает очень поздно. На Большом Чебачьем озере, близ курорта Боровое, Б. К. Штегман (1934) 24 июля видел выводок с одним большим, но еще нелетным птенцом, С. Д. Лавров (1930) 11 июня на небольшом озере к востоку от Кургальджина добыл самку с яйцом, готовым к сносу. Нами на озере Саумалкуль 26 июня наблюдались стаи турпанов; время от времени одна из пар поднималась с открытой воды и летела к тростникам на мелководье, над которыми делала два-три широких круга на очень небольшой высоте (2—3 м над землей), временами почти задевая за верхушки тростника; было похоже, что пары выбирают место для гнезда. 25 июня здесь было найдено гнездо, содержащее семь яиц, четыре из которых были совершенно свежими, а в трех начали появляться кровеносные сосуды. Самка, подпустившая человека на близкое расстояние, сбежала с гнезда, затем пыталась подняться, но запуталась в тростнике и была поймана руками. Гнездо помещалось на мелководье (глубина воды 5—7 см), под сваленным тростником. Оно было устроено из тростника, в лотке немного пуха птицы. В следующем году 3 июля здесь было вновь капдено гнездо, содержащее семь свежих яиц. На Саумалкуле турпаны гнез-аятся постоянно, но количество гнездящихся пар неодинаково. В 1953 г. их было здесь около 25 пар, в 1954 г. — всего 6 пар, в 1955 г.— около 12—15 пар.

В окрестностях д. Аксеновки (на запад от Чанов, неподалеку от границы Павлодарской области) турпаны также гнездятся постоянно.

Рис. 158. Турпан.

Рис. 158. Турпан.

Найденное нами здесь гнездо было устроено в степи под кустом марковника, на расстоянии около 1 км от воды. По словам местных жителей, очень хорошо знающих повадки уток, турпаны обычно гнездятся именно так, в 0,5—1 км от воды, под кустами марковника или других крупных трав. Самки приводят молодых к воде иногда прямо через деревню. У местных жителей существует обычай; заметив идущий выводок, провожать его до озера, оберегая от различных опасностей. Обычай этот выработан местными сибиряками очень давно и соблюдается твердо.

О том, как проходит на озерах Казахстана линька турпанов, известно очень мало. Птицы наблюдаются на отдельных избранных озерах большими стаями, часто в несколько сотен особей и держатся на глубоководных участках открытых плёсов.

На осеннем пролете турпаны также встречаются не часто. В области верховьев Иргиза 20 сентября наблюдалась стайка в 5—6 штук, а 22 октября — пара. У Оренбурга пролет отмечен в первые две декады октября. На Кургальджине пролетные наблюдались в сентябре. На Саумалкуле слабый пролет начался в середине сентября и закончился 9 октября. Под Аральском добыт в конце октября. На Каспии 13 октября трех турпанов видели у мыса Аралды, 16 октября восемь турпанов наблюдались в море южнее острова Подгорного, а 17 октября три штуки — в заливе Сарташ и девять птиц — у Баутино.

Имеются указания, что небольшое число турпанов иногда зимует к югу от Туркестана и Чимкента; об условиях их зимовки в этом районе ничего не известно.

Малочисленность турпана и его большая осторожность делаю г его редким трофеем охотников.

Синонимы. Oidemia fusca steinegeri Ridg., Melanitta deglcndi Bp.

Описание. Окраска этого вида такая же, как и у обыкновенного турпана. Отличительные признаки заключаются в следующем: у взрослого селезня на основании клюва имеется резко выраженный нарост, верхний край которого нависает вперед; ноздри округлые (у обыкновенного турпана они узкие, продолговатые); оперение уздечки выступает вперед углом и подходит к заднему краю ноздрей ближе, чем на 5 мм.


Рис. 159. Голова горбоносого турпана.

Рис. 159. Голова горбоносого турпана.

Размеры: крыло 250—290 мм, плюсна 45—52 мм, клюв 40—50 мм.

Подвиды. Образует два подвида: американский — О. d. deglandi Вр. и азиатский — О. d. steinegeri Ridg. Некоторыми систематиками обыкновенный и горбоносый турпан считаются за один вид, что, вероятно, есть лишь дань увлечению учением о formenkreis.

Гнездится в Восточной Сибири на запад до среднего течения Енисея и Алтая, а также в Северной Америке. В Сибири идет на север до границы лесной растительности, к югу — до Витимского нагорья, Тувинской области и Алтая. Птицы, гнездящиеся в- Сибири, зимуют у морских берегов от Камчатки до Японии и Кореи.

В Казахстане найден гнездящимся близ Рахмановских ключей на Алтае, на верхнем озере по речке Арасанке. Высота местности — около 2300 м над ур. м. Кроме того, приводится Н. И. Яблонским (1904), как пролетная птица Южного Алтая, по-видимому, для Курчума.

Всеми сведениями о горбоносом турпане в Казахстане мы обязаны П. П. Сушкину (1938). Им на верхнем озере по р. Арасанке, 30 августа — 3 сентября было встречено около 10 выводков этой птицы. Утята были совершенно оперившиеся, с несколько недоросшими маховыми или с маховыми около 2/3 нормальной величины и с остатками пуха на шее.

По наблюдениям этого автора, в прилежащих районах Алтая гнездится здесь на высотах, превышающих 2000 м, преимущественно в верхнем поясе леса или в поясе альпийского луга, иногда у зарослей полярной березки, у берегов небольших озерков. Одно из гнезд было устроено в двух метрах от воды и хорошо скрыто кустиками Poientilla jruticosa. Оно представляло ямку в земле, окруженную толстым валиком из мха. Очевидно, утка разгребла мох и этим самым устроила и ямку и моховой валик. Все гнездо было густо устлано буровато-серым пухом. Размеры гнезда — 30 см в диаметре и столько же в глубину. Самка сидиг на гнезде очень крепко и вылетает буквально из-под ноги. В гнездах, найденных на Чулышманском плато 15 и 20 июля, были яйца в самых ранних стадиях насиживания (2—3 дня). Селезня рано покидают самок, не принимая участия в судьбе выводка, и откочевывают на более крупные озера, сбиваясь в стаи. О времени прилета и отлега для Алтая данных нет. Питается турпан рыбой, личинками водных насекомых. Гнездится часто и на безрыбных озерах.

В природе почти ничем не отличается от обыкновенного турпана, лишь в некоторых случаях можно заметить сильно развитый наросг у основания надклювья.

Синонимы: Fuligula nigra L., Melanitta nigra L.

Описание. Самец весь блестяще-черный. Ноги и клюв, включая нарост у ею основания, черные; на верхней челюсти в области ноздрей большое оранжево-жел-тое пятно, иногда заходящее и на среднюю часть нароста.

Самка темно-бурая, бока головы, горло и брюхо несколько сероватые. Ноги и клюв темные, радужина бурая.

Размеры: крыло 215—243 мм, хвост 95—110 мм, плюсна 40—54 мм, клюв 40— 50 мм.

Гнездигся в Исландии, на Оркнейских островах, на Шпицбергене, па севере Шотландии и Ирландии и затем в тундре и лесотундре Евразии от Скандинавии до Лены. Основные зимовки у берегов Норвегии, у Британских островов, в южной части Балтийского моря, на Северном море; дальше на юг встречается все реже, но доходит до берегов Пиринейского полуострова и Азорских островов. Отдельные единицы изредка зимуют на Средиземном, Черном и Каспийском морях.

ОТРЯД ПЛАСТИНЧАТОКЛЮВЫЕ— ANSERIFORMES

В Казахстане очень редкая птица, встречающаяся исключительно во время пролетов. Весной 1921 г. В. Г. Гептнер (1925) наблюдал одну пролетную стайку в районе Кустаная. В середине апреля 1927 г. одиночки наблюдались дважды на мелководных водоемах долины Сыр-Дарьи у ст. Кара-узяк.

По-видимому, именно синьга отмечена В. Н. Шнитниковым (1949) 17 сентября 1925 г. на небольшом озерке в долине Чу у с. Камышанки. Одиночный экземпляр был добыт Н. А. Зарудным 30 октября 1909 г. в долине Сыр-Дарьи на озере Каракуль (где-то в приташкент-ском районе). Молодая самка в полуобщипанном виде продавалась торговцем дичи в Ташкенте; была добыта в конце декабря где-то поблизости.

Э. А. Эверсман (1866) упоминает, что во время пролета одиночки •синьги попадаются у Каспийского моря.

Легко отличима от всех наших уток, так как самцы ее сплошь черные. Самка темно-бурая, с более светлым зобом и брюхом, что заметно на полете. Хорошо ныряет, держится на пролете на озерах и реках с обширными плёсами. На полете взрослые селезни издают крыльями характерный звон, самки летают беззвучно.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *