Учебники по истории Казахстана

Учебники, справочники, шпоргалки по истории Казахстана

Внедрения мусульманства в Золотой Орде.

Монгольские завоевания в XIII веке не только полностью изменили по­литическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этни­ческую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Централь­ной Азии. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынских ханах. Именно в эпоху правления Чингизидов официальной религией в Дешт-и Кыпчаке стал ислам. (далее…)

Особенности распространения ислама в Казахстане.

Распространение ислама успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения Золотоордынского государство. Кочевая степь — Дешт-и Кыпчак — в XIV веке в целом оставалась поверхностью затронутой му­сульманством, и жители степи в массе своей были еще во власти старых воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения. (далее…)

Ислам в советскую эпоху.

С началом этого периода связан следующий этап в эволюции ислама на территории Казахстана. Следует сразу оговориться, что политика Советской власти в отношении ислама проводилась в рамках общей политики в отношении религии. Кроме того, все концептуальные положения этой политики разрабатывались центральным правительством в Москве и направлялись в республики. Соответственно, дублировались все решения о создании государственных структур по вопросам религии. (далее…)

Ислам в тюркскую эпоху.

Первые контакты арабов-мусульман с тюрками этого региона произош­ли в 751 году в Семиречье в Таласской битве. Первым тюркским властителем, принявшим ислам и объявившим его официальной религией своего государства, был Абд ал-Карим Сатук Богра-хан (901-955), основатель Караханидской державы в Средней Азии. С этого момента исламизация тюр­ков происходила весьма быстро и приняла массовый характер. В 960 году ислам приняли около 200 тысяч семей. Мусульманский мир распахнул перед тюрками свои ворота настежь, и через несколько десятилетий они, воз­главляемые победоносным Тогрул-беком Сельджукидом, десятками тысяч устремились на Средний и Ближний Восток, чтобы открыть новую страницу в его многовековой истории (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С.162). (далее…)

Ислам в Казахстане в советский период.

Октябрьская революция значительно подорвала устои ислама. Изменившийся образ жизни казахов способствовал размыванию религиозных традиций и формированию атеистического мировоззрения большинства казахского населения. Становление советского государства сопровождалось процессом секуляризации в регионах традиционного распространения ислама, в том числе и в Казахстане.

События 1917 г. способствовали оживлению политической деятельности мусульман. Активи­зировались и создавались политические партии: в Казахстане — Алаш, в Узбекистане — Партия младобухарцев, в Азербайджане — партия «Мусавват» и т.д. (далее…)

Содержание

Бураев А. И. Географический фактор в формировании военно-политического объединения хунну

Данилов С. В. Городища хунну Монголии и Забайкалья (к вопросу о функциональном предназначении поселенческих комплексов хунну)

Данилов С. В., Симухин А. И., Цыденова Н. В. Черепица из хуннского городища Тэрэлжин Дэрэвэлжин (Центральный аймак Монголии)

Дашибалов Б. Б., Миягашев Д. А., Дашибалов Э. Б. Новые исследования на Иволгинском городище

Именохоев Н. В. Костяное изделие из могильника Баргай

Ковалев А. А. Император Китая в Хакасской степи

Коновалов П. Б. Происхождение и формирование погребального комплекса хунну

Коновалов П. Б., Миллер Б. К., Баярсайхан Ж., Эгиймаа Ц., Логан Дж., Махичек М. Хуннский некрополь Шомбуузийн бэльчээр в горах Монгольского Алтая

Симухин А. И. Результаты обследования 2007 г. стоянки Тологой-VI (Иволгинский район Республики Бурятия)

Тишкин А. А., Матренин С. С. Кенотаф хуннского времени на памятнике Яломан-II в Центральном Алтае

Харинский А. В., Коростелев А. М. Западное побережье оз. Байкал в хуннское время (по материалам могильника Цаган Хушун-II)

Эрдэнэбаатар Д. Исследование кургана хуннской знати Гол Мод-2

Географический фактор в формировании военно-политического объединения хунну

А. И. Бураев Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ

Хунну (сюнну, гунны) — широко известный как среди историков, так и среди людей, далеких от исторических изысканий, народ, создавший первую кочевую империю, оказавшую влияние на всю евразийскую цивилизацию своего времени. Имена Модэ и Аттилы по достоинству заняли место в ряду наиболее ярких исторических деятелей всех времен. Археологические памятники хунну, особенно курганы могильников Ноин Уула, Гол Мод в Монголии, Царам и Ильмова падь в Бурятии, производят неизгладимое впечатление своей грандиозностью и полученными в ходе раскопок материалами. Отсюда -устойчивый многолетний интерес специалистов к хуннской проблематике. (далее…)

Городища хунну монголии и забайкалья

(к вопросу о функциональном предназначении поселенческих комплексов хунну)

С. В. Данилов Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Улан-Удэ

Первые сведения о центральноазиатских гуннах, или хунну (сюнну), появляются в древнекитайских исторических сочинениях, основным из которых было «Ши цзи» — Исторические записки, написанные Сыма Цянем, где одна из глав, «Повествование о сюнну», была посвящена этому древнему кочевому народу. Здесь впервые в китайской историографии даны обобщенные сведения о происхождении, политической истории, приводились сведения о внутреннем устройстве хумнекого общества, давались сведения этнографического характера. До создания «Ши цзи» сведения о северных варварах, в том числе и хунну, были рассеяны по многочисленным хроникам разных царств и имели отрывочный характер. Впоследствии китайские историки Бань Гу и Фань Е, авторы соответственно «Истории Старшей династии Хань» (Цянь хань-шу) и «Истории Младшей династии Хань» (Хоу хинь-шу), взяв за основу «Повествование о сюнну» Сыма Цяня, включили в свои сочинения отдельные разделы о хунну. (далее…)

Черепица из хуннского городища тэрэлжин дэрэвэлжин

(Центральный аймак Монголии)

(Работа выполнена в рамках гранта РГНФ МИН ОКН Монголии «Создание элктронной карты городов древних кочевников Центральной Азии».)

С. В. Данилов, А. И. Симухин, Н. В. Цыденова Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Улан-Удэ

Исследование хуннских поселений и городищ, начало которым было положено раскопками Иволгинского городища, произведенного Г. П. Сосновским в 1928 г., в настоящее время уже имеет довольно длительную историю. Их изучение было продолжено на территории России и Монголии: фортификационные сооружения на Иволгинском городище и городище Баян Ундэр. На Иволгинском городище и поселении Дурены раскопаны и изучены полуземлянки, долгое время считавшиеся основным типом жилищ, существовавших у хунну [Давыдова, 1980, 1995]. Наземные жилища изучались в Хакасии на городище близ Абакана [Евтюхова, 1946, 1947; Евтюхова, Левашева, 1946; Киселев, 1951; Кызласов, 2001], на Иволгинском городище [Давыдова, 1995], городище Баян Ундэр в Бурятии [Данилов, Жаворонкова, 1995; Данилов, 1998], наряде городищ в Монголии [Пэрлээ, 1957]. (далее…)

Новые исследования на Иволгинском городище

(Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 08-01 -00390а.)

Б. Б. Дашибалов, Д. А. Миягашев, Э. Б. Дашибалов Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Улан-Удэ

С 2008 г. на Иволгинском городище хунну начала работы Байкальская археологическая экспедиция Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Оно было известно у местного населения под названием «Китайское место». Первые письменные сведения об Иволгинском городище оставил В. В. Попов, который в 1927 г. осмотрел этот памятник вместе с В. П. Дуненко и А. Ф. Кобылкиным [Отчет о деятельности…, 1929, с. 45-46]. Г. П. Сосновский и 1928-1929 гг. исследовал 3 жилища типа полуземлянок и опублико-иал описание и планы городища (1934). В 1949 г. по инициативе А. П. Окладникова в составе Бурят-Монгольской археологической экспедиции был организован Иволгинский отряд под руководством И. П, Шилова, который в 1949-1950 гг. предпринял раскопки на Иволгинском городище и заложил 18 раскопов. Отряд раскопал железоплавильную мастерскую, 22 жилища и большое наземное здание Давыдова, Шилов, 1952]. (далее…)