Учебники по истории Казахстана

Учебники, справочники, шпоргалки по истории Казахстана

Сакральные атрибуты казахского шамана.

Сакральными атрибутами казахского шамана являлись: кобыз (струнно-смычковый инструмент), плеть (камча), домбра (струнно-щипковый инстру­мент). Камлание казахи часто называли «ойнау» («игрой»), «шакыру» («при­зывание»). Очевидно ислам сыграл большую роль в размывании в казахском шаманстве представлений о «верхнем мире» — обители духов, куда прежде шаман совершал свои восхождения. Реликты исчезнувших представлений о поездке шамана в иной мир на чудесном коне сохранились в преданиях и об­рядах. Очевидно посох, которым пользовался казахский шаман, представлял собой модель космического дерева, дававшего ему возможность вступать в контакт с представителями других миров.(Мустафина Р. М.Представления,культы, обряды… С.  131-133; Каскабасов С. Колыбель искусства. Алма-Ата,1992, с. 59.) (далее…)

Элементы фетишизма в семейном обрядовом цикле.

В семейном обрядовом цикле ярко выражены элементы фетишизма, ани­мизма и магии:

  • ведовство, вредоносные обряды,
  • знахарство,
  • эротичес­кие обряды,
  • погребальный культ,
  • семейно-родовой культ святынь и по­кровителей,
  • патриархальный семейно-родовой культ предков,
  • шаманство.

(далее…)

Религиозные верования. Распространение Ислама.

В XVI—XVII вв. развитие экономических и культурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовали интенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане. Проводниками ислама в рассмат­риваемый период прежде всего выступали среднеазиатские миссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма, Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана. В свою очередь казахские купцы посещали мусульманские страны, приобщаясь к исламскому вероучению. Многочисленные примеры из письменных источников свидетельствуют о Лиховом приобщении казахов к исламу. (далее…)

Ходжа Исхак Вали.

В агиографических сочинениях, посвященных Ходжа Исхаку Вали, сообщается, что «Ходжа Исхак подолгу жил среди язычников, снес восемнадцать киргизских и калмакских капищ и обратил в ислам восемнадцать тысяч верных». В одном из рассказов сообщается о вступлении хана Тауекеля со ста двадцатью сыновьями и султанами в число мюридов Ходжа Исхака. Поражение в сражениях и смерть Тауекеля, последовавшие вскоре, приписываются тому, что Ходжа Исхак проклял хана за отступничество от черного учения, а в конечном счете, за измену Ходжа Исхаку. (далее…)

Святые в Исламе

Среди местных святых значительную группу составляют воины, будто бы погибшие за веру (Жаланаяк азер аулие, Жылтырак-баба аулие, Укаш-атак и др.).

Исламизация Казахстана, происходившая прежде всего в форме суфиз­ма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма на формирование местных образов святых. Таков, например, образ святого Хазрат Исмаил-ата, пира казахов из рода канглы. Среди многочисленных объектов почитания у казахов особое место занимает святыня Ходжа Ахмада Ясави, которая представляет собой центральное святилище комплекса святынь, связанных с именем знаменитого святого, ставшего г. Туркестану славу «Малой Мекки». (далее…)

Ислам в Казахском ханстве.

XVI—XVII века — особый период в истории Казахстана: время укрепления казахской государственности, активных политических, торговых и культурных отношений казахов с соседними странами и народами. Распространение ислама в этот период рассматривается нами, как фактор укрепления власти хана. В частности, шейхи Джуйбарии играли значительную роль в политической жизни казахского общества XVI—XVII веков и всячески оказывали поддержку казахским ханам во всех государственных делах. (далее…)

Развитие ислама в Казахстане в колониальный период.

Следующий этап истории исламизации связан с утверждением российского влияния в степи в XVII-XVIII вв. повлекшего за собой утрату политических прерогатив ханами и султанами, традиционно покровительствовавшим суфийским авторитетам – ишанам, что снизило роль прежде столь популярных среди кочевников суфийских братств. (далее…)

Особенности ислама в Казахстане.

Особенностью ислама в Казахстане в колониальный период стало то, что он оказался в новой для него этно-социальной ситуации. В конце 70-х – начале 80-х годов XIX в. на территорию Юго-восточного Казахстана из пограничных районов Китая переселились две крупные мусульманские общины уйгуры и дунгане. Это были народы с давней оседло-земледельческой традицией, что укрепило позиции ислама на юге и без того более сильные, чем в кочевых районах. Их переселение было связано с очередным этапом в развитии российско-китайских отношений, когда крупные мусульманские группы, уйгуры, дунгане, казахи, проживавшие в Илийском крае Китая, принимали российское подданство, чтобы не оказаться в меньшинстве в инокультурной китайской среде и попасть в близкое им по духу окружение (Ф.44, оп.1.д.4807, л.10).

(далее…)

Исламская религия для российских властей.

Под влиянием антиколониальных восстаний, охвативших “зарубежный” мусульманский Восток, и проходивших под исламскими религиозными лозунгами, исламская религия для российских властей стала представлять потенциальную силу, угрожающую целостности империи. С конца XIX века упрочение позиций ислама в казахской степи уже не отвечало задачам российской колониальной политики, опасавшейся к тому же распространения “мусульманского фанатизма” и “сепаратизма”, участившихся контактов местных мусульман с Османской Турцией. (далее…)

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно.

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.

Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях. (далее…)