Учебники по истории Казахстана

Учебники, справочники, шпоргалки по истории Казахстана

Государство Найманов и Кереитов (X-XII вв.)

Найманы Образование

Первоначально в VIII в. племена найманы занимали земли в междуречье Орхона и верхнего Иртыша (Западная Монголия), а с X в. они оформились в самостоятельное политическое образование — улус. Соседи найманов:

  • на западе — канглы и кыпчаки;
  • на севере — енисейские кыргызы;
  • на юге- уйгуры;
  • на востоке — кереиты.

(далее…)

Кыпчакское ханство (начало XI в.-1219 г.)

Образование

В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство. 

В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.

В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов). (далее…)

Духовная культура Казахстана в VI-XII вв. Язык и письменность.

Язык и письменность

Язык. 

С середины I тыс. на территории Казахстана складывается несколько древне-тюркских языковых групп:

  • Булгарско-хазарская;
  • Западно-тюркская (огузская);
  • Карлукская.

В VIII-X вв. из западно-тюркского направления отделятся — кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись — иранские, согдийские, сирийские языки.

В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения. (далее…)

Казахстан в составе Золотой Орды. Образование. Завоевательные походы. Этнический состав. Общественное устройство. Политическая история. Народные восстания.

Образование

В 1227 г. после смерти Джучи на ханский престол в улусе избран его сын Бату (Батый).

В 1227 г. после смерти Чингиз-хана в монгольской империи ханом избран его сын Угедей.

В 1235 г. на курултае монгольской знати Бату хан поднимает вопрос о продолжении завоевательных походов деда Чингиз-хана в Европу. Монгольская знать его поддерживает, в результате образовано объединенное войско и Бату назначен главнокомандующим В основном войско Бату составляли кыпчаки. (далее…)

Последствия монгольского завоевания. Отрицательные последствия. Положительные моменты

Отрицательные последствия

  • Разрушение производительных сил;
  • Упадок городов и городской культуры. Разрушены города и селения, дворцы и мечети. По свидетельству Марко Поло (XIII в.) после установления монгольского господства городам не разрешалось «иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск»;
  • Упадок земледелия и ремесла.
  • Разрушены ирригационные системы, вытоптаны земледельческие оазисы, заброшены обработанные поля.
  • Тысячи мастеров-ремесленников были угнаны в рабство;
  • Демографический кризис;
  • Массовое истребление людей, население голодало;
  • Притормозило завершающий этап формирования казахской народности;
  • Упадок духовной культуры. Например, в г.Отраре была сожжена вторая библиотека в мире;
  • Покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями. Монголы ввели более 20 видов налогов;
  • Население обязано было поставлять ратников для монгольского войска;
  • Население обязано было по особым ярлыкам предоставлять проезжающим ханским гонцам, чиновникам, купцам — транспорт, жилище и продовольствие;
  • На население возлагалось обязанность снабжать одеждой, продовольствием и скотом стоявшие в данной местности монгольские военные отряды;
  • Надолго задержало экономический и культурный прогресс народов покоренных ими стран.

(далее…)

Ханство Абулхаира (1428-1468 гг.) Ногайская орда.

ХАНСТВО АБУЛХАИРА (1428 — 1468 гг.)

Образование

В 20-х гг. XV в. на степных просторах Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Обособление его произошло в результате распада Ак Орды и усобиц Джучидов, которое завершилось гибелью Барака, хана Ак Орды и власть захватил потомок Шейбана, сын Давлат Шах-оглана 17-летний Абулхаир (1428-1468).

Территория — от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовьи Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

Столицы — Тура (1428-1430), Орда-Базар (1430-1446), Сыгнак (1446-1468).

Этнический состав: кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы, уйсуни, уйгуры и др.

В исторических источниках конца XIV -первой половины XV вв. население ханство известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия — «Государство кочевых узбеков» или «Узбекское ханство». (далее…)

Западно-Сибирское ханство (XIII-XV вв.). Образование, политическая история

Образование

Многочисленные тюркские племена издревле обитали на бескрайних землях Сибири. Население Западной Сибири находилось в постоянном контакте с населением Северного, Центрального и отчасти Восточного Казахстана.

Одним из самых крупных этно-политических образований в Западной Сибири было объединение тюркоязычных племен на территории Среднего Иртыша, Тобола, Ишима и Туры, в котором главенствующюю роль играли кереиты. Время возникновения этого объединения народные предания и авторы «Сибирских летописей» относят к XIII в. (далее…)

Ислам на территории Казахста

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА.

Религиозные верования. Ислам в XIV-XV вв.

Значительную роль играл ислам в идеологии городского населения.

Распространение ислама в Казахстане, в значительной степени, связано с суфизмом (мусульманским мистицизмом). Близость некоторых идей и элементов обрядности суфизма местным доисламским верованиям и культам позволила суфизму завоевать популярность у широких слоев населения. (далее…)

Наурыз — важное место в сельскохозяйственной обрядности.

Важное место в сельскохозяйственной обрядности принадлежало Наурызу — Новому году — празднику пробуждения и воскресения природы, знаме­новавшим начало сельскохозяйственных работ. Обычай празднования Ново­го года восходит к древнеиранской традиции (перс. Ноуруз), получившей широкое распространение у народов Передней и Средней Азии. У казахов известно несколько дат празднования Наурыза — 1 марта, 9 марта, 12—13 мар­та — Казыбек наурыз, который признавался всеми казахами. (далее…)