Важное место в сельскохозяйственной обрядности принадлежало Наурызу — Новому году — празднику пробуждения и воскресения природы, знаменовавшим начало сельскохозяйственных работ. Обычай празднования Нового года восходит к древнеиранской традиции (перс. Ноуруз), получившей широкое распространение у народов Передней и Средней Азии. У казахов известно несколько дат празднования Наурыза — 1 марта, 9 марта, 12—13 марта — Казыбек наурыз, который признавался всеми казахами.
Наиболее часто наступление Нового года связывали с днем весеннего равноденствия — 21—22 марта. Согласно преданиям, Наурыз — предок казахов, одинокий старец, в память о котором люди готовили жертвенную трапезу, неизменно состоявшую из 7 пищевых компонентов. Число «семь», с которым казахи связывали благополучие в течение всего года, имеет математическо-астрономическое объяснение, основанное на его взаимосвязи с фазами и циклами Луны (семь дней недели — половина лунной фазы). Образ Наурыза явно связан с традицией почитания предков. Кочевники-скотоводы в Наурыз обращались к духам предков, совершали им жертвоприношения, возжигали светильники на могилах умерших предков.(История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М.,1986. С 49-55; Мустафина Р. М.Представления, культы, обряды…, с. 115-119.)
В комплексе обрядов, сопровождавших хозяйственную деятельность казахов, важное место занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи — тасаттык. Обычай вызывания дождя восходит к древнему представлению тюркских народов о «дождевом камне» — джеде, таш, яда, еде, сууташ, жайтас, бытовавших у среднеазиатских народов с раннего средневековья до конца XIX века.(История Казахстана с древнейших времен до наших дней . В пяти томах.Т2. Алматы:’’Атамура’’,1997.624с.)
В казахской народной традиции значительное место занимали представления о древних образах доисламского пантеона и пандемониума: аруахи, покровительствующие духи умерших предков; албасты марту, которая в древности, очевидно, исполняла роль богини рождения, но исламом низведенная до злого демона; пери, наделенные противоречивыми чертами и в шаманской практике выступавшие в качестве духов-покровителей; дивы (диу), также игравшие важную роль в казахском шаманстве, и др.
Важную роль в религиозной жизни казахов играло шаманство. Шаманство принято считать ранней формой религии, возникшей на определенном этапе развития анимистического мировоззрения. Мировоззрение шаманства основано на вере в необходимость посредников между людьми и духами, населяющими окружающий их мир. Основной функцией казахского шамана (баксы) являлась целительная. За помощью к баксы обращались люди с нервными заболеваниями — «одержимые духами» («nepi алган»), его приглашали в случае тяжелых родов, он присутствовал и на свадебных пиршествах, как прорицатель будущего молодых. Сила баксы зависела от того, какие духи подвластны ему, от их разнообразия и количества.