Религиозные верования. Ислам в XIV-XV вв.

Значительную роль играл ислам в идеологии городского населения.

Распространение ислама в Казахстане, в значительной степени, связано с суфизмом (мусульманским мистицизмом). Близость некоторых идей и элементов обрядности суфизма местным доисламским верованиям и культам позволила суфизму завоевать популярность у широких слоев населения.

Из значительных суфийских конгрегации (братств, орденов), возникших на среднеазиатской почве, наиболее известными были три — йасавийа, кубравийа, накшбандийа. Широкая известность ордена йасавийа (султанийа), одного из ответвлений конгрегации накшбандийа, связана с именем знаменитого мистика Ходжа Ахмада аль-Йасави (XII в.) (далее — Ходжа Ахмад Ясави), считающегося основателем тюркской традиции мусульманского мистицизма. Ареал кубравийа достигал Закаспия. Одной из самых влиятельных являлась могущественная конгрегация ходжагон-на-кшбандийа, представителем которой был, например, Ходжа Исхак Вали (XVI в.), прославившийся миссионерской деятельностью среди казахов, киргизов и калмаков (джунгар). С белыми повязками поперек высоких черных папах (белый цвет — орденский цвет) дервиши ордена накшбан­дийа разъезжали по кочевьям казахов, киргизов, туркмен, проникая на Мангыстау, в бассейн Эмбы, Урала и Волги, в Кызылкумскую пус­тыню.

О широком распространении   и влиянии суфизма в Казахстане свидетельствуют петроглифы орнаменты сакральных сооружений на Мангыстау, которые “одухотворены за счет синтеза суфизма (привнесенного шихами еще в средневековье из Туркестана и Северного Хорасана) и живого  наследия шаманской культуры евразийского ареала”. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах Т2.  Алматы: ”Атамура”, 1997. 624 с)

Несмотря на то, что название ордена связано с именем Бахааддина Накшбанди, известного в среднеазиатском суфизме как «имам тариката пир хакиката и образец, достойный подражания в знании шариата», троекратное паломничество к могиле которого стоило далекого путешествия к Каабе, традиция накшбанди не считает Бахааддина основателем ордена. Его историю, согласно некоторым источникам, связывают с Абу Иакубом Иусуфом аль-Хамадани (ум. 1140). Молчаливый (тайный) зикр был возведен в число основных положений учения наюлбандийа Абдалхаликом ал-Гидждувани (ум. I220) (Трименгем Дж. С. Суфийские ордены в исламе .Пер. с англ .под ред. И с предисл. О. Ф. Акимушкина. М., 1989, с. 61.О суфизме в Казахстане см. Мустафина Р.М.Представления, культы, обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце 19-20 вв).Алма-Ата, Казак университет, 1992 (Далее –Представления, культы, обряды…).

Характерная для этого учения практика оказалась близка местному населению, так как была созвучна местным домусульманским традициям. Муридов этого могущественного в свое время ордена можно было встретить по всему мусульманскому миру. Обширная дервишская корпорация оказы­вала значительное влияние на политическую жизнь Средней Азии и Казахстана в X V—X VI вв.

В рассматриваемый период наблюдался расцвет суфийских орденов и распространение такого явления, как культ святых (почитание могил святых — вали, аулийа, святых мест), который в раннем исламе рассматривался как ширк («многобожие», «язычество»).

Мусульманский культ святых, занимавший важное место в религиозной жизни многих народов, сложился под влиянием архаичных идей, хранивших представления о многочисленных божествах, которые в исламе приобрели новое толкование в соответствии с духом новой религии. По свидетельству арабского путешественника Ибн Баттуты (XIV в.), культ святых в Централь­ной Азии, несмотря на отрицательное отношение к нему официальной теологии и сунны, по существу являлся реальной, конкретной формой, в кото­рой проявлялось религиозное сознание народа. В данный период культ святых не считали противоречащим Корану и не воспринимали как ширк, что свидетельствует о глубоком проникновении его в систему ислама(Ибрагимов Н.Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. Москва, 1988, с. 65.)

В XIV-XV вв. наряду с исламом в среде кочевого и оседлого населения Казахстана важную роль играли домусульманские воззрения и культы. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри. Идея верховного божества Тенгри — Небо возникла в ми­ровоззрении многих тюркских народов, в том числе и у предков казахов, задолго до внедрения в их среду ислама. Некоторые исследователи считают, что культ Тенгри был уже вполне оформившейся религиозной системой, что способствовало принятию привнесенной исламом идеи единого бога Алла­ха  . (История Казахстана  с древнейших времен до наших дней .В пяти томах .Т2. Алматы: “Атамура”, 1997. 624 с.

Общественная и семейная жизнь, которая по-прежнему регулировалась установлениями обычного права (адат), прочно хранила реликты ранних форм религии — магии, культа природы и плодородия, почитания огня и очага, культа предков, демонологических представлений, шаманства и др.

У казахов, как и у других народов, практическая трудовая деятельность с глубокой древности была тесно связана с различными верованиями и обрядами.

  • Покровителем лошадей считался Камбар-ата или Жылкышы-ата;
  • овец — Шопан-ата;
  •  верблюдов — Ойсыл-кара;
  • крупного рогатого скота — Зенги-баба;
  • коз — Сексек.
  • Покровителем земледелия и земледельцев в южных зем­ледельческих районах Казахстана почитался Дикан-баба.
  • Дарителем всевоз­можных благ, изобилия, богатства, счастья считался пророк Кыдыр.
Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *