Значительную роль играл ислам в идеологии городского населения.
Распространение ислама в Казахстане, в значительной степени, связано с суфизмом (мусульманским мистицизмом). Близость некоторых идей и элементов обрядности суфизма местным доисламским верованиям и культам позволила суфизму завоевать популярность у широких слоев населения.
Из значительных суфийских конгрегации (братств, орденов), возникших на среднеазиатской почве, наиболее известными были три — йасавийа, кубравийа, накшбандийа. Широкая известность ордена йасавийа (султанийа), одного из ответвлений конгрегации накшбандийа, связана с именем знаменитого мистика Ходжа Ахмада аль-Йасави (XII в.) (далее — Ходжа Ахмад Ясави), считающегося основателем тюркской традиции мусульманского мистицизма. Ареал кубравийа достигал Закаспия. Одной из самых влиятельных являлась могущественная конгрегация ходжагон-на-кшбандийа, представителем которой был, например, Ходжа Исхак Вали (XVI в.), прославившийся миссионерской деятельностью среди казахов, киргизов и калмаков (джунгар). С белыми повязками поперек высоких черных папах (белый цвет — орденский цвет) дервиши ордена накшбандийа разъезжали по кочевьям казахов, киргизов, туркмен, проникая на Мангыстау, в бассейн Эмбы, Урала и Волги, в Кызылкумскую пустыню.
О широком распространении и влиянии суфизма в Казахстане свидетельствуют петроглифы орнаменты сакральных сооружений на Мангыстау, которые «одухотворены» за счет синтеза суфизма (привнесенного шихами еще в средневековье из Туркестана и Северного Хорасана) и живого наследия шаманской культуры евразийского ареала”. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах Т2. Алматы: ”Атамура”, 1997. 624 с)
Несмотря на то, что название ордена связано с именем Бахааддина Накшбанди, известного в среднеазиатском суфизме как «имам тариката пир ха-киката и образец, достойный подражания в знании шариата», троекратное паломничество к могиле которого стоило далекого путешествия к Каабе, традиция накшбанди не считает Бахааддина основателем ордена. Его историю, согласно некоторым источникам, связывают с Абу Иакубом Иусуфом аль-Хамадани (ум. 1140). Молчаливый (тайный) зикр был возведен в число основньгх положений учения наюлбандийа Абдалхаликом ал-Гидждувани (ум. I220) (Трименгем Дж. С. Суфийские ордены в исламе .Пер. с англ .под ред. И с предисл. О. Ф. Акимушкина. М., 1989, с. 61.О суфизме в Казахстане см. Мустафина Р.М.Представления,культы,обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце 19-20 вв).Алма-Ата, Казак университет, 1992 (Далее –Представления, культы, обряды…).