Религиозные верования. Распространение ислама

Религиозные верования. Распространение ислама

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ.

Значительную роль играл ислам в идеологии городс­кого населения.

Распространение ислама в Казахстане, в значительной степени, связано с суфизмом (мусульманским мистицизмом). Близость некоторых идей и элемен­тов обрядности суфизма местным доисламским верованиям и культам позволи­ла суфизму завоевать популярность у широких слоев населения. (далее…)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ. Стр 2.

Характерная для этого учения практика оказалась близка местному населению, так как была созвучна местным домусульманским традициям. Муридов этого могущественного в свое время ордена можно было встретить по всему мусульманскому миру. Обширная дервишская корпорация оказывала значительное влияние на политическую жизнь Средней Азии и Казахстана в XV-XVI вв. (далее…)

Наурыз — Важное место в сельскохозяйственной обрядности.

Важное место в сельскохозяйственной обрядности принадлежало Наурызу — Новому году — празднику пробуждения и воскресения природы, знаме­новавшим начало сельскохозяйственных работ. Обычай празднования Ново­го года восходит к древнеиранской традиции (перс. Ноуруз), получившей широкое распространение у народов Передней и Средней Азии. У казахов известно несколько дат празднования Наурыза — 1 марта, 9 марта, 12—13 мар­та — Казыбек наурыз, который признавался всеми казахами. (далее…)

Сакральные атрибуты казахского шамана.

Сакральными атрибутами казахского шамана являлись: кобыз (струнно-смычковый инструмент), плеть (камча), домбра (струнно-щипковый инстру­мент). Камлание казахи часто называли «ойнау» («игрой»), «шакыру» («при­зывание»). Очевидно ислам сыграл большую роль в размывании в казахском шаманстве представлений о «верхнем мире» — обители духов, куда прежде шаман совершал свои восхождения. Реликты исчезнувших представлений о поездке шамана в иной мир на чудесном коне сохранились в преданиях и об­рядах. (далее…)

Элементы фетишизма в семейном обрядовом цикле.

В семейном обрядовом цикле ярко выражены элементы фетишизма, ани­мизма и магии:

  1. ведовство, вредоносные обряды,
  2. знахарство,
  3. эротичес­кие обряды,
  4. погребальный культ,
  5. семейно-родовой культ святынь и по­кровителей,
  6. патриархальный семейно-родовой культ предков,
  7. шаманство.

(далее…)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА.

В XVI—XVII вв. развитие экономических и культурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовали интенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане. Проводниками ислама в рассмат­риваемый период прежде всего выступали среднеазиатские миссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма, Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана. В свою очередь казахские купцы посещали мусульманские страны, приобщаясь к исламскому вероучению. Многочисленные примеры из письменных источников свидетельствуют о Лиховом приобщении казахов к исламу. (далее…)

Ходжа Исхак Вали.

В агиографических сочинениях, посвященных Ходжа Исхаку Вали, сообщается, что «Ходжа Исхак подолгу жил среди язычников, снес восемнадцать киргизских и калмакских капищ и обратил в ислам восемнадцать тысяч неверных». В одном из рассказов сообщается о вступлении хана Тауекеля со ста двадцатью сыновьями и султанами в число мюридов Ходжа Исхака. Поражение в сражениях и смерть Тауекеля, последовавшие вскоре, приписыва­ются тому, что Ходжа Исхак проклял хана за отступничество от черного учения, а в конечном счете, за измену Ходжа Исхаку. Ходжа Исхак Вали был крупным идеологическим и политическим деятелем XVI в., с име­нем которого в значительной степени была связана история распространения суфизма в Казахстане. (далее…)

Святые.

Среди местных святых значительную группу составляют воины, будто бы погибшие за веру (Жаланаяк азер аулие, Жылтырак-баба аулие, Укаш-атак и др.).

Исламизация Казахстана, происходившая прежде всего в форме суфиз­ма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма на формирование местных образов святых. Таков, например, образ святого Хазрат Исмаил-ата, пира казахов из рода канглы. Среди многочисленных объектов почитания у казахов особое место занимает святыня Ходжа Ахмада Ясави, которая представляет собой центральное святилище комплекса святынь, связанных с именем знаменитого святого, ставшего г. Туркестану славу «Малой Мекки». Как отмечалось, недалек от городища Отрар находится мавзолей святого Арыстан-баба, который, согласно преданию, являлся духовным наставником Ахмада Ясави. Эти свя­тыни являются наиболее почитаемыми в Казахстане. (далее…)

Ислам в Казахском ханстве.

XVI—XVII века — особый период в истории Казахстана: время укрепле­ния казахской государственности, активных политических, торговых и куль­турных отношений казахов с соседними странами и народами. Распростра­нение ислама в этот период рассматривается нами, как фактор укрепления власти хана. В частности, шейхи Джуйбарии играли значительную роль в политической жизни казахского общества XVI—XVII веков и всячески ока­зывали поддержку казахским ханам во всех государственных делах. Значи­тельное место в восточных источниках занимают известия об идеологии казахского общества XVI-XVII вв., наличии у казахов шаманистских воз­зрений и культов, о путях проникновения и насаждении ислама и деятельно­сти среди казахов среднеазиатских суфийских орденов, о поисках средне­азиатскими шейхами убежища в кочевьях казахских ханов, о том, что казахи были давними мюридами среднеазиатских шейхов. Казахские ханы прово­дили активную политику, занимая лояльную позицию в отношении некото­рых суфийских орденов, поддерживая их в противовес другим, опираясь на них и используя в своих целях. Известен даже религиозный деятель из сре­ды казахов XVI в. — Маулана Мухаммад казах Рабатеги («Сирадж ал-Салки-ман» Мухаммад Ракима). (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 165). (далее…)

Развитие ислама в Казахстане в колониальный период.

Следующий этап истории исламизации связан с утверждением российского влияния в степи в XVII-XVIII вв. повлекшего за собой утрату политических прерогатив ханами и султанами, традиционно покровительствовавшим суфийским авторитетам – ишанам, что снизило роль прежде столь популярных среди кочевников суфийских братств. (далее…)