Среди местных святых значительную группу составляют воины, будто бы погибшие за веру (Жаланаяк азер аулие, Жылтырак-баба аулие, Укаш-атак и др.).
Исламизация Казахстана, происходившая прежде всего в форме суфизма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма на формирование местных образов святых. Таков, например, образ святого Хазрат Исмаил-ата, пира казахов из рода канглы. Среди многочисленных объектов почитания у казахов особое место занимает святыня Ходжа Ахмада Ясави, которая представляет собой центральное святилище комплекса святынь, связанных с именем знаменитого святого, ставшего г. Туркестану славу «Малой Мекки». Как отмечалось, недалек от городища Отрар находится мавзолей святого Арыстан-баба, который, согласно преданию, являлся духовным наставником Ахмада Ясави. Эти святыни являются наиболее почитаемыми в Казахстане.
В процессе исламизации нередко местные доисламские божества — покровители обретали новые имена, с которыми связывались легенды, объясняющие причины их почитания. Так, популяризация суфизма привела тому, что покровитель овец Шопан-ата оказался одним из учеников Ходжа Ахмада Ясави. Ему будто бы удалось отыскать посох знаменитого святого, чудесным образом оказавшийся на Мангышлаке. На этом месте возник некрополь, сохранивший имя Шопан-ата. Покровитель крупного рогатого скота Зенги-баба стал обладателем имени, точнее прозвища, популярного тюркского шейха, ученика одного из последователей Ходжа Ахмада Ясави — Хаким-ата. Имя покровителя верблюдоводства Ойсылкара — искаженное имя Вайса аль-Карани, весьма популярной личности, деятеля раннего ислама, легенды о котором известны во всех мусульманских странах, хотя историческая достоверность этой личности вызывает сомнения. Некоторые исследователи связывают Вайса аль-Карани с суфизмом. Имя дочери Мухаммада Фатимы оказалось тесно связанным с местными доисламскими верованиями. Фатима стала покровительницей женщин и детей.
У казахов, так же, как и у многих других народов, культ святых сложился под влиянием архаичных идей, связанных с традиционными доисламскими культами. В культе святых можно обнаружить проявления местной традиции почитания родоначальников племен и родов. В разных местах Южно-Казахстанской области находятся мазары святых Домалак-ана и Байдабек-ата, которых предание представляет родоначальниками трех казахских племен: албанов, суанов и дулатов. Дулаты (дуглаты), албаны, как известно, являются крупными племенами в составе насела Старшего жуза.
Объектами поклонения у казахов являлись многочисленные источники, вершины, деревья и т. д. Элементами традиции, восходящей к архаичным анимистическим воззрениям, отмечена святыня «Аулие бастау»(«Святой родник») в Таразской области. У казахов выросшее на могиле дерево являлось свидетельством святости погребенного. Святое дерево обычно обвешивается разноцветными лоскутками. Ключ к пониманию исключительного отношения казахов к святому дереву на могиле кроется в круге архаичных представлений, связанных с образом дерева жизни.
Новую жизнь в исламском культе святых обрели и другие культы, бытовавшие у казахов в доисламское время. Так, например, с почитанием одной из тор в Южно-Казахстанской области — Казы-Курт связана исламская торра с библейской легендой о Ноевом ковчеге. Почитание этой святыни представляет собой один из примеров наложения мусульманской традиции на древ-i культ гор. Святынь, связанных с почитанием гор, на территории Казахстана много. Такова, например, святыня Жилаган-ата («Плачущий старец»). В круг многочисленных казахстанских святых входят святые-покровители профессиональных занятий — патрон казахских шаманов, музыкантов и певцов знаменитый Коркут. Покровителем казахских батыров считается аба-Тукты-Шашты-Азиз (Баба-Туклас — «Волосатый прадед»), в некоторых преданиях он выступает также мифическим родоначальником племени мангыт. Покровителем земледелия является Дикан-баба, покровителем овцеводства — Кошкар-ата и др.
Круг святынь, почитаемых казахами, широк и разнообразен. Приведенные материалы подтверждают положение о том, что «поклонение мусульманским святым — одно из характернейших в Средней Азии явлений религиозной жизни — пожалуй, наиболее емкая в смысле сохранения домусульманских пережитков область культа, признанная частью официальной религии», вместе с тем, культ святых, вобрав в себя множество элементов доисламских Представлений и культов, по своим основным идеям выражает дух ислама, способствует его утверждению.
Таким образом, ислам в рассматриваемый период распространялся в форме суфийских учений, значительную роль в распространении ислама играли еднеазиатские суфийские деятели. В укреплении ислама среди казахов большую роль играла светская знать — ханы и султаны. В рассматриваемый период социально-политическая роль ислама в казахском обществе, бесспорно, была значительной. Утверждение ислама в казахском обществе способствовало укреплению верховной власти государственных институтов, дальнейшей консолидации народа, способствовало укреплению на идеологической основе союза казахской светской знати с духовенством и светской аристократией городов Центральной Азии. Вместе с тем, необходимо отметить, что в обыденной, практической жизни самых широких слоев казахского общества продолжали бытовать древние исламские воззрения и обряды. Они играли значительную роль в общественной, семейной жизни, в семейно-родственных взаимоотношениях, которые по-прежнему определялись установлениями обычного права (адат). Переплетаясь и взаимодействуя, доисламские традиции казахов и ислам представляли собой синкретическую религию, которая на протяжении веков бывала в жизни казахского общества.