Наурыз – Важное место в сельскохозяйственной обрядности.

Важное место в сельскохозяйственной обрядности принадлежало Наурызу — Новому году — празднику пробуждения и воскресения природы, знаме­новавшим начало сельскохозяйственных работ. Обычай празднования Ново­го года восходит к древнеиранской традиции (перс. Ноуруз), получившей широкое распространение у народов Передней и Средней Азии. У казахов известно несколько дат празднования Наурыза — 1 марта, 9 марта, 12—13 мар­та – Казыбек наурыз, который признавался всеми казахами.

Наиболее часто наступление Нового года связывали с днем весеннего равноденствия — 21—22 марта. Согласно преданиям, Наурыз — предок ка­захов, одинокий старец, в память о котором люди готовили жертвенную трапезу, неизменно состоявшую из 7 пищевых компонентов. Число «семь», с которым казахи связывали благополучие в течение всего года, имеет математическо-астрономическое объяснение, основанное на его взаимо­связи с фазами и циклами Луны (семь дней недели — половина лунной фазы). Образ Наурыза явно связан с традицией почитания предков. Ко­чевники- скотоводы в Наурыз обращались к духам предков, совершали им жертвоприношения, возжигали светильники на могилах умерших предков.(История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М.,1986. С 49-55; Мустафина Р. М.Представления, культы, обряды…, с. 115-119.)

В комплексе обрядов, сопровождавших хозяйственную деятельность ка­захов, важное место занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи — тасаттык. Обычай вызывания дождя восходит к древнему представлению тюр кских народов о «дождевом камне» — джеде, таш, яда, еде, сууташ, жайтас, бытовавших у среднеазиатских народов с раннего средневековья до конца XIX века.(История Казахстана с древнейших времен до наших дней . В пяти томах.Т2. Алматы:’’Атамура’’,1997.624с.)

В казахской народной традиции значительное место занимали представ­ления о древних образах доисламского пантеона и пандемониума: аруахи, покровительствующие духи умерших предков; албасты марту, которая в древ­ности, очевидно, исполняла роль богини рождения, но исламом низведенная до злого демона; пери, наделенные противоречивыми чертами и в шаманской практике выступавшие в качестве духов-покровителей; дивы (диу), также игравшие важную роль в казахском шаманстве, и др.

Важную роль в религиозной жизни казахов играло шаманство. Ша­манство принято считать ранней формой религии, возникшей на опре­деленном этапе развития анимистического мировоззрения. Мировоз­зрение шаманства основано на вере в необходимость посредников меж­ду людьми и духами, населяющими окружающий их мир. Основной функцией казахского шамана (баксы) являлась целительная. За помо­щью к баксы обращались люди с нервными заболеваниями – «одержи­мые духами» («nepi алган»), его приглашали в случае тяжелых родов, он присутствовал и на свадебных пиршествах, как прорицатель буду­щего молодых. Сила баксы зависела от того, какие духи подвластны ему, от их разнообразия и количества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: