Ходжа Исхак Вали.

В агиографических сочинениях, посвященных Ходжа Исхаку Вали, сообщается, что «Ходжа Исхак подолгу жил среди язычников, снес восемнадцать киргизских и калмакских капищ и обратил в ислам восемнадцать тысяч верных». В одном из рассказов сообщается о вступлении хана Тауекеля со ста двадцатью сыновьями и султанами в число мюридов Ходжа Исхака. Поражение в сражениях и смерть Тауекеля, последовавшие вскоре, приписываются тому, что Ходжа Исхак проклял хана за отступничество от черного учения, а в конечном счете, за измену Ходжа Исхаку.

Ходжа Исхак Вали был крупным идеологическим и политическим деятелем XVI в., с именем которого в значительной степени была связана история распространения суфизма в Казахстане. Деятелей, подобных Исхаку Вали, в разное время было много. Предполагается, что связи Тауекеля с духовными кругами Центральной Азии возникли еще в то время, когда он вместе со своим отцом Шигаем находился на вассальной службе у Абдаллах-хана. Казахская свет екая знать была заинтересована в расположении и поддержке влиятельных суфийских шейхов. Не случайно бежавший в 1512 г. от Бабура и кызылбаша знаменитый джуйбарский шейх Ислам нашел прибежище у казахского» Касыма.

В Казахстане широко известно имя Ходжа Ахмада Ясави, родоначальника тюркской традиции в суфизме, основавшего орден йасавийа (султанийа), от которого развились различные ответвления. Конгрегация йасавийа сыграла важную роль в исламизации тюркских народов, в том числе и казахов. Характерной чертой учения йасавийа было то, что оно было течением странников, не имевшим самостоятельных ветвей и постоянных поселений, в котором существенная роль принадлежала религиозной практике, близкой древней религии тюрков. Так, в учении йасавийа получил развитие громкий зикр (джахр).

 Считается, что духовным наставником Ходжа Ахмада был один из тюркских шейхов Арыстан-баба (Арыстан-баб). Ходжа Ахмад прошел сложный курс духовного совершенствования в Бухаре под руководвом Ходжа Йусуфа ал-Хамадана. Уже при жизни он пользовался удирокой известностью «за свое благочестие, аскетизм, и за высокие подвиги в суфизме, в котором он достиг вершин познания». Ахмад Яса является автором известного сборника суфийских стихотворений, .писанных на тюркском языке — «Диван-и Хикмат» («Премудрость».(1166—67 гг.).

Спустя годы по распоряжению эмира Тимура (1338—1405 гг.) над могилой Ходжа Ахмада Ясави началось строительство мечети (закончено в 1398 г.). Недалеко от цитадели средневекового города Отрар, в открытой степи, и ныне находится мавзолей святого Арыстан-баба. Это память позднейшего происхождения, древняя же мечеть, построенная Тимуром, была разрушена землетрясением.

Популярность святыни Ходжа Ахмада Ясави принесла широкую известность Туркестану, который вместе с близлежащими селениями вскоре евратился в крупнейший религиозный центр. Сфера его влияния охватывала многие районы Средней Азии, достигнув даже Сибири.

И в наши дни в Казахстане можно встретить потомков восточно-туркестанского суфия Хазрат Ишана, или иначе Хидайаталлах (XVII в.), правнука знаменитого среднеазиатского суфийского деятеля Махдум-и Азама. Он был главой белогорской секты ордена накшбанди-ходжагон в Восточном Туркестане. «На­родная традиция Кашгарии наградила его… чертами национального героя и защитника. Мазар его в Кашгарии до самого последнего времени пользовался громадной популярностью». Умер Аппак-ходжа в мар-р 1694 г. (1105 г.) Её, Ислам, утверждавший в завоеванных странах новое религиозное мировоззрение, в борьбе с древними культами широко использовал имена про-jgOKOB, деятелей раннего ислама, культ которых должен был вытеснить культ ранних доисламских божеств. В Средней Азии и Казахстане, как и в других регионах традиционного распространения ислама, широкой популярностью пользовались имена ближайших сподвижников Мухаммада — Омар, Осман, Али. Их имена, овеянные многочисленными легендами, глубоко проникли в народный быт. Погребение, будто бы принадлежащее Мухаммад ибн ал-Ханафийа, сыну халифа Али и Хаулы, и по сей день привлекает внимание путника в окрестностях с. Сузак. В кругу мест­ных святых особое место занимает святой Баба-ата (Исхак-баба), который, красно преданию, является потомком Мухаммада Хана-фийа в седьмом школении.

С эпохой распространения ислама связано немало святых имен. С име­нам Кара-хана, основателя династии Караханидов, способствовавшего распространению ислама, связан образ святого Аулие-ата, похороненного в городе, названном его именем, — Аулие-ата (ныне Тараз). Мавзолей Аулие-ата, заново отстроенный, существует в наши дни.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *