Элементы фетишизма в семейном обрядовом цикле.

В семейном обрядовом цикле ярко выражены элементы фетишизма, ани­мизма и магии:

  • ведовство, вредоносные обряды,
  • знахарство,
  • эротичес­кие обряды,
  • погребальный культ,
  • семейно-родовой культ святынь и по­кровителей,
  • патриархальный семейно-родовой культ предков,
  • шаманство.

Наряду с исламом, шаманизмом в XIII—XIV вв. продолжали существовать буддизм и христианство. В Жетысу обнаружены надгробные камни, принад­лежавшие жившим и похороненным здесь в XIII—XIV вв. тюркам-несторианам. На берегу Иссык-Куля имелся католический монастырь, активно ве­лась пропаганда католицизма. В Алмалыке была выстроена церковь, где в 30-х годах XIV в. проповедовали епископ Ричард из Бургундии, монахи Фран­циск и Раймонд Руф из Александрии. Гонения на христиан произошли при Али Султане. В 1339 г. были убиты католические миссионеры и пострадали несториане. В результате переплетения и взаимодействия древних доисламских и исламской традиций у казахов постепенно складывались весьма своеоб­разные синкретические религиозные формы, характеризовавшие реаль­ную религиозную жизнь казахского общества. В этой связи представляет­ся необходимым обратиться к очень важному аспекту идеологической жизни кочевников XIV—XV вв. — к мировоззренческому синкретизму, на­званному В. П. Юдиным чингизизмом. «Предания о происхождении Чин­гиз-хана, его рода, предков были… включены в мусульманские пред­ставления о происхождении человечества и тем самым в мусульманс­кую картину мира. История происхождения рода человеческого в му­сульманских исторических сочинениях, начинаясь, как обычно, с со­творения человека и истории пророков, была дополнена циклом пре­даний об Огузе, генеалогиями тюрко-монгольских племен, генеалоги­ей рода Чингиз-хана и дальнейшим разветвлением родов, племен и на­родов кочевого мира».

В результате взаимодействия шаманистских, зороастрийских, буддистс­ких, мусульманских и других концепций и чингизидскои доктрины в кочевом обществе сложилась новая идеология, овладевшая всеми слоями общества. Этот мировоззренческий и религиозный синкретизм характеризует своеоб­разие идеологической жизни на территории Казахстана в рассматриваемый период.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *