В семейном обрядовом цикле ярко выражены элементы фетишизма, анимизма и магии:
- ведовство, вредоносные обряды,
- знахарство,
- эротические обряды,
- погребальный культ,
- семейно-родовой культ святынь и покровителей,
- патриархальный семейно-родовой культ предков,
- шаманство.
Наряду с исламом, шаманизмом в XIII—XIV вв. продолжали существовать буддизм и христианство. В Жетысу обнаружены надгробные камни, принадлежавшие жившим и похороненным здесь в XIII—XIV вв. тюркам-несторианам. На берегу Иссык-Куля имелся католический монастырь, активно велась пропаганда католицизма. В Алмалыке была выстроена церковь, где в 30-х годах XIV в. проповедовали епископ Ричард из Бургундии, монахи Франциск и Раймонд Руф из Александрии. Гонения на христиан произошли при Али Султане. В 1339 г. были убиты католические миссионеры и пострадали несториане. В результате переплетения и взаимодействия древних доисламских и исламской традиций у казахов постепенно складывались весьма своеобразные синкретические религиозные формы, характеризовавшие реальную религиозную жизнь казахского общества. В этой связи представляется необходимым обратиться к очень важному аспекту идеологической жизни кочевников XIV—XV вв. — к мировоззренческому синкретизму, названному В. П. Юдиным чингизизмом. «Предания о происхождении Чингиз-хана, его рода, предков были… включены в мусульманские представления о происхождении человечества и тем самым в мусульманскую картину мира. История происхождения рода человеческого в мусульманских исторических сочинениях, начинаясь, как обычно, с сотворения человека и истории пророков, была дополнена циклом преданий об Огузе, генеалогиями тюрко-монгольских племен, генеалогией рода Чингиз-хана и дальнейшим разветвлением родов, племен и народов кочевого мира».
В результате взаимодействия шаманистских, зороастрийских, буддистских, мусульманских и других концепций и чингизидскои доктрины в кочевом обществе сложилась новая идеология, овладевшая всеми слоями общества. Этот мировоззренческий и религиозный синкретизм характеризует своеобразие идеологической жизни на территории Казахстана в рассматриваемый период.