Экономика. Города и поселения Казахстана в XIII-первой пол. XV вв. Архитектура XIII — XV вв. Культура.

Экономика

Скотоводство.

Основное занятие — скотоводство.

Типы скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое, они менялись в зависимости от экологических условий, от политических событий, миграции племен и народов. Эти условия меняли также маршруты кочевок. Кочевники разводили овец, лошадей, верблюдов, в отдельных оседлых районах -крупный рогатый скот.

В XIV-XV вв. произошли коренные изменения в хозяйстве населения Юго-Восточного Казахстана.Длительное господство монгольских ханов и феодалов к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуры в Семиречье. Кочевое скотоводство превратилось в главную отрасль хозяйства Семиречья, где в основном разводили овец и лошадей. У крупных баев насчитывалось 500 тыс. овец.

Земледелие.

Население занималось богарным и поливным земледелием, также рыболовством и охотой. Следы земледельческой жизни еще сохранились в XIV-XV вв. в Западном Семиречье, в долинах рек Чу и Таласа, в округах исчезнувших городов.

Крупные земледельческие оазисыСыгнакскш район на Сырдарье и Туркестанский район. В долинах рек Чу, Талас, Или выращивали пшеницу, просо, ячмень.

В XIV-XV вв. земледелие широко развивалось вблизи городов Тараз, Садыркурган, Аспара.

Ремесло.

Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Остальные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую, металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, стрелы), арбы, детали юрты и т.д.

Торговля.

Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским населением Южного Казахстана, Средней Азии положительно воздействовал на рост городского и земледельческого хозяйства на юге и скотоводческого в степи.

Политика хана Монке оказала огромное влияние на развитие торговли:

  1. Введение единого подушного налога;
  2. Проведение денежных реформ:
    • В 1271 г. — денежная реформа правителя Мавераннахра Масуд-бека, обеспечила государство серебряной монетой;
    • В 1321 г. — денежная реформа Кебек хана7 введены в оборот серебряные динары «кебеки». Крупные торговые центры Казахстана — Сарайчик, Отрар, Екиогуз (Экеиус), Коялык, Алмалык (Сведение итальянцев Франческо Петолотти, Плано Карпини, Вильгелм Рубрука, записи армянского царя Петума 

Во второй половине XIII- начале XIV вв. важное значение имел торговый путь из Средней Азии в Алтай и Монголию через Семиречье.

Города и поселения Казахстана в XIII-первой пол. XV вв.

Возрождение городов Южного Казахстана. Расцвет средневековой городской культуры приходится на X-XII вв., был прерван монгольским нашествием.

К середине XIII в. происходит восстановление городов, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей.

Ярким свидетельством оживления — начало деятельности монетного двора в Отраре, где чеканились золотые динары, посеребренные посеребренные дирхемы, медные фелъсы. Отрар единственный город в Казахстане и Средней Азии, выпускавшем в это время монеты всех традиционных номиналов.

С середины XIII в. упоминаются города в Южном Казахстане: Отрар, Зерну к, Сайрам, Яссы, Сыгнак, Барукет, Саудакент, Кумкент, Уросоган, Сузак.

Во второй половине XIII в. на р.Урал возник г. Сарайчик, который находился на главном торговом пути с Востока на Запад из Восточного Туркестана, Казахстана и Средней Азии в Поволжье, Крым, Европу.

Подъему экономики и крупных городов южного Казахстана способствовало вхождение их в состав Ак Орды. Особенно, при хане Ерзене, велось интенсивное строительство в Сыгнаке, Дженде, Сауране, Отраре, Барчлыгкенте.

Упадок городов в Семиречье.

К середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Территория Семиречья оказалось политически разорванной на три части между улусами сыновей Чингиз-хана. Также в Семиречье переселились большие массы кочевого населения, которые враждовали с городами.

Доказательством служат слова Вильгельма Рубрука, проехавшего через Семиречье в 1253 г. Он пишет про Илийскую долину: «..прежде там находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможности пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища».

Археологические исследования в Илийской долине свидетельствует об окончательном прекращении городов: Алматы, Талгар, Чилик, Дунгене, Каялык, Сумбе, Кок-тума. В письменных источниках XIV-XV вв. говорится, что в области Илибалыка «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники».

Формирование новых типов жилище.

В конце XIII — начале XIV вв.формируется новые типы жилища:

  • Происходят изменеия в интерьере: су фа теперь занимает почти всю площадь жилого помещения.
  • Появляется новый тип очага — тандыр с дымоходом, он становится универсальным типом очага.
  • Перекрытия домов опираются на центральный столо или стены.
  • В домах имеются кладовые с закромами и глиняными ящиками.

Архитектура.

В XIV-XV вв. на территории Казахстана складывается новый архитектурный стиль -поливные изразцы вытесняют терракотовые облицовки, что привело к совершенствованию сводчато-купольных систем:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по приказу Тимура в Туркестане в конце XIV- начале XV вв. на месте погребения святого суфия. Тонкий расчет руководил Тимуром:

  1. польстить чувству кочевников вниманием к их национальной святыне;
  2. подчеркнуть духовное единство народов, исповедающих ислам;
  3. воздействовать на впечатлительного номада грандиозностью замысла дать представление о мощи империи.

Это комплексное мемориальное сооружение, состоящее из усыпальницы и других различных по назначению, но функционально связанных помещений. За центральным залом находится усыпальница Ходжи Ахмеда, надгробие которой сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора. О мавзолее Ахмеда Ясави писал политический деятель и историк ибн Рузбихан: « одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения».

  • Мавзолей Рабиги Султан бегим находится рядом с мавзолеем Ахмеда Ясави в Туркестане, построенный в честь жены Абулхаира, дочери великого султана Улуг-бека Рабиги Султан бегим. Это однокамерный восьмигранный мавзолей, с выступающим порталом и куполом.
  • Мавзолей Кок-кесене в окрестностях Сыгнака, где распологается некрополь степных ханов из рода Шайбана. Мавзолей возведен в честь хана Абулхаира в середине XIV в., это оригинальное культовое сооружение с высоким порталом со стрельчатой аркой и коническим куполом, внутри которого шла арабская надпись.
  • Мавзолей Сырлытам (XIV-XV вв.) -представляет собой портально-купольное сооружение с одним залом, в которой ведут два прохода.
  • Мавзолей Дауд-бека находящейся в Таразе, принадлежит тюрскому военоначальнику и является наиболее ранним памятником.
  • Памятники монументальной архитектурысоборная мечеть и баня в Отраре, которые датируется XIII-XIV вв.
  • Памятники Центрального Казахстана в XIV-XV вв.:
    • Мавзолеи Джучи хана на берегу р.Каракенгир в Центральном Казахстане, возведенный в XIII в. в честь старшего сына Чингиз-хана Джучи хана;
    • Мавзолеи Алаша хана и Болган ана в районе Улутау Центрального Казахстана.

Для этих памятников характернырямоугольные композиции, купола шатрового типа, широкое применение в облицовке фигурных и резных плит, покрытых зеленой, голубой, синей или бирюзовой глазурью.

Культура

Язык и письменность.

В XIV-XV вв. интенсивно развиваются тюркские языки на 3 основных диалектных группах:  

  1. Кыпчако-огузский
  2. Карлуко-уйгурский (шагатай)
  3. Уйгурско-огузский.

Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Все ханские указы издавались на тюркском языке.

В XIV-XV вв. из кыпчако-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркски: языков выделился казахский язык. В его подгруппу, кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки.

Письменность развивалось в 3 вариантах:

  1. рунические надписи
  2. уйгурский алфавит
  3. арабский алфавит с XIV века.

Письменная литература.

XIII-XIV вв. — эпоха развития письменной литературы на кыпчакском языке.

  • Образцы фольклора (загадки, афоризмк пастушеские песни) сохранились в памятник: кыпчакского языка «Кодекс куманикус» памятник хранится в церкви святого Марка в Венеции.
  • В 1245 г. написан на арабской график «Треджуман турки уа-араби» (арабе кыпчакский словарь). Словарь насчитывав 2,5 тыс.слов.
  • Книга «Хисса Раббази», написанная в 1310г. состоит из эпических поэм и легенд.
  • В 30-е гг. XIV в. в Золотой Орде написан литературный памятник на тюркском языке «Хусрау у а Шырын».
  • В 1353 г. Хорезми написал по» «Мухаббатнаме» на кыпчакском персидском языках.

Устная литература.

В XIV-XV развивалось устное народное творчеств Кыпчаки и другие тюркские племена вели свою устную поэзию.

В Дешт-и-Кыпчаке развивалось творчество певцов (жырау):

  • Кетбуга жырау (Аталык жырау) — извести-начала XIII в. Его произведение «Акз кулан», повествует о сообщении Чингиза о смерти его сына Джучи.
  • Сыпыра жырау- один из основоположников ногайлинско-кыпчакского эпоса XIV Крупные произведения его — «Ер Таргыш», «Телагыс», «Едиге». Сыпыра жырау воспев борьбу между Тохтамышом и Тимуром.
  • Кодан-тайшы — жырау, политически деятель XV в. Он выступил против полка хана Абулхаира и поддержал Жанибека и Керея.
  • Асан-кайгы (Хасен Сабитулы) — жырау проповедник Казахского ханства, философа кочевников XV в. Был одним из влиятеаыи находится усыпальница Ходжи Ахмеда, надгробие которой сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора. О мавзолее Ахмеда Ясави писал политический деятель и историк ибн Рузбихан: « одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения».

Складывается кыпчакские героические эпосы — «Кобланды батыр» (конец XIII — начало XIV вв.). Эпос конца XIV — начало XV вв. «Едиге батыр» повествует о борьбе между Тохтамышом и Тимуром. В эпосе «Ер Саян» повествуется о победах Бату хана. Также появились героические эпосы «Алпамыс» или «Алып Манас».

Верования.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становится господствующей религией исламраспространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандия». Кочевое население придерживалось также шаманизма и культа предков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: