Особенности распространения ислама в Казахстане.

Распространение ислама успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения Золотоордынского государство. Кочевая степь — Дешт-и Кыпчак — в XIV веке в целом оставалась поверхностью затронутой му­сульманством, и жители степи в массе своей были еще во власти старых воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения.

В начале XV в. эмир Едыге предпринял попытку внедрения исла­ма в среду кочевого населения Золотой Орды. В начале XV века эмиром Едигеем (умер в 1419 году), фактическим правителем большей части Золотой Орды, была предпринята попытка насильственного внедрения ислама среди кочевого населения Улуса Джучи. Едыге за короткое время привел в порядок государство, расстроенное двумя опустошительными нашествиями эмира Тимура, и принял ряд мер по укреплению ислама путём обращения части кочевого населения в мусульманство. Однако и эти силовые методы решения религиозных задач не привели все же к полной победе ислама над всей Кыпчакской степью от Иртыша — на востоке до Днестра — на западе. В какой-то степени эти меры содействовали укреплению религиозных принципов, но всё же они не привели к полной победе ислама в Кыпчакской степи. Во всяком случае, по свидетельству Ибн Арабшаха, побывавшего в Джучиевом Улусе (Золотой Орде) в конце 30-х годов XV века, а также по рассказам ряда других авторов, в XV веке в Дешт-и-Кыпчаке было много язычников, то есть многие придерживались шаманизма. Такая обстановка сохранялась в части Дешт-и-Кыпчака и в XVI, и в XVII веках (Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

 В XV веке ислам упрочил свои позиции в Могулистане. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только в среде кочевой элиты. По мнению современников, во второй полови­не XV в. население Могулистана являлось мусульманским. В распростране­нии ислама в Могулистане активную роль сыграл Чагатаид Тоглук-Тимур, который вскоре после избрания его ханом в 1348 г. принял ислам.

Особые заслуги в распространении ислама приписываются Мухаммад-хану. И по словам автора «Тарих-и Рашиди», Мухаммад-хан добился того, что «большинство кочевых племен Могулистана стали мусульманами». При Мухам-мад-хане (1408—1416) мусульманами стало большинство могульских племен  (Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья // Соч., Т II, ч. I. С. 77-80). Однако и усердная за­бота Мухаммад-хана о распространении ислама в своих владениях не сделала Могулистан мусульманской страной.

Согласно многочисленным археологическим материалам, под влиянием ислама происходила трансформация древних погребальных обрядов, посте­пенное вытеснение архаичных воззрений, связанных с потусторонним миром. Наряду с курганными насыпями стали появляться надмогильные сооружения из камней в виде мусульманских надгробий «сагана», возникали му­сульманские некрополи с монументальными культовыми постройками. Предполагается, что традиционные захоронения были вытеснены исла­мом в XVI-XVII вв. (История Казахстана. Т 2. С. 240).

Центральная Азия сыграла немалую роль в распространении ислама среди соседних народов. Следует подчеркнуть, что ислам в Казахстане рас­пространялся в компромиссе с прежними религиями — христианством, зо­роастризмом и языческими верованиями, такими, как культ Неба, Земли,   Воды. Рассматривая особенности его распространения, нужно иметь в виду, что всегда существовала необходимость взаимодействий, интенсивных тор­гово-экономических связей между народами, населяющими обширный ре­гион Средней, Центральной Азии, Поволжья и Кавказа. Поэтому в этой части евразийского пространства всегда был высок уровень национально-культурных и религиозных взаимоотношений между народами. (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 163)

В этой связи следует особо отметить, что казахи, этническое ядро которых составляли роды и племена именно кыпчакского объединения, в XVI в. считались мусульманами-суннитами ханифитского толка.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *