Распространение ислама успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения Золотоордынского государство. Кочевая степь — Дешт-и Кыпчак — в XIV веке в целом оставалась поверхностью затронутой мусульманством, и жители степи в массе своей были еще во власти старых воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения.
В начале XV в. эмир Едыге предпринял попытку внедрения ислам в среду кочевого населения Золотой Орды. В начале XV века эмиром Едигеем (умер в 1419 году), фактическим правителем большей части Золотой Орды, была предпринята попытка насильственного внедрения ислама среди кочевого населения Улуса Джучи. Едыге за короткое время привел в порядок государство, расстроенное двумя опустошительными нашествиями эмира Тимура, и принял ряд мер по укреплению ислама путём обращения части кочевого населения в мусульманство. Однако и эти силовые методы решения религиозных задач не привели все же к полной победе ислама над всей Кыпчакской степью от Иртыша — на востоке до Днестра — на западе. В какой-то степени эти меры содействовали укреплению религиозных принципов, но всё же они не привели к полной победе ислама в Кыпчакской степи. Во всяком случае, по свидетельству Ибн Арабшаха, побывавшего в Джучиевом Улусе (Золотой Орде) в конце 30-х годов XV века, а также по рассказам ряда других авторов, в XV веке в Дешт-и-Кыпчаке было много язычников, то есть многие придерживались шаманизма. Такая обстановка сохранялась в части Дешт-и-Кыпчака и в XVI, и в XVII веках (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).
В XV веке ислам упрочил свои позиции в Могулистане. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только в среде кочевой элиты. По мнению современников, во второй половине XV в. население Могулистана являлось мусульманским. В распространении ислама в Могулистане активную роль сыграл Чагатаид Тоглук-Тимур, который вскоре после избрания его ханом в 1348 г. принял ислам.
Особые заслуги в распространении ислама приписываются Мухаммад-хану. И по словам автора «Тарих-и Рашиди», Мухаммад-хан добился того, что «большинство кочевых племен Могулистана стали мусульманами». При Мухаммад-хане (1408—1416) мусульманами стало большинство могульских племен (Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья // Соч., Т II, ч. I. С. 77-80). Однако и усердная забота Мухаммад-хана о распространении ислама в своих владениях не сделала Могулистан мусульманской страной.
Согласно многочисленным археологическим материалам, под влиянием ислама происходила трансформация древних погребальных обрядов, постепенное вытеснение архаичных воззрений, связанных с потусторонним миром. Наряду с курганными насыпями стали появляться надмогильные сооружения из камней в виде мусульманских надгробий «сагана», возникали мусульманские некрополи с монументальными культовыми постройками. Предполагается, что традиционные захоронения были вытеснены исламом в XVI-XVII вв. (История Казахстана. Т 2. С. 240).
Центральная Азия сыграла немалую роль в распространении ислама среди соседних народов. Следует подчеркнуть, что ислам в Казахстане распространялся в компромиссе с прежними религиями — христианством, зороастризмом и языческими верованиями, такими, как культ Неба, Земли, Воды. Рассматривая особенности его распространения, нужно иметь в виду, что всегда существовала необходимость взаимодействий, интенсивных торгово-экономических связей между народами, населяющими обширный регион Средней, Центральной Азии, Поволжья и Кавказа. Поэтому в этой части евразийского пространства всегда был высок уровень национально-культурных и религиозных взаимоотношений между народами (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 163).
В этой связи следует особо отметить, что казахи, этническое ядро которых составляли роды и племена именно кыпчакского объединения, в XVI в. считались мусульманами-суннитами ханифитского толка.