Коллективизация

В 1929 г. по указанию большевистского вождя началось грандиозное переустройство деревни — коллективизация.

Пока крестьянин самостоятельно работает на своей земле, пока он хозяин своего труда, отнять у него урожай можно только силой или под угрозой прямого насилия, постоянно рискуя встретиться с организованным сопротивлением. Безропотно земледелец может отдать лишь не свое — как рабочий на фабрике, живущий на зарплату и не интересующийся, сколько стоит и куда пошла продукция, произведенная им по чужому распоряжению и под чужим присмотром.

Поэтому сталинская партия поставила задачу раскрестьянить деревню, полностью изменить характер труда, весь образ жизни сельских жителей: слить в общее поле все единоличные крестьянские наделы, сделать общими все орудия труда, объединить скот (прежде всего рабочий, тягловый) в общее стадо — и превратить индивидуальный труд крестьянина-собственника в совместный коллективный труд всей деревни — с тем, чтобы каждый работник был лишь малой частичкой большого и многолюдного хозяйства, в котором ему лично ничто не принадлежит.

Перейти к такому коллективному хозяйствованию была не прочь часть беднейших крестьян, потерявших надежду самостоятельно, в одиночку выбиться из нужды. Но подавляющее большинство сельских хозяев вовсе не желали добровольно, собственными руками ломать вековой уклад своей жизни. Преодолеть сопротивление крестьянской массы прямолинейным насилием было невозможно. Поэтому большевики применили уже испытанный в годы гражданской войны прием: расколоть крестьянство, натравить деревенскую бедноту на односельчан, сумевших наладить эффективное, доходное, «справное» хозяйство.

Первым актом коллективизации повсеместно стало раскулачивание наиболее зажиточных крестьянских семей. Они высылались из родных мест, а их имущество объявлялось собственностью организуемого в деревне колхозаколлективного хозяйства (раскулачиванию подверглись не менее 3 млн. семей — как правило, больших).

Тут же объявлялось о записи всех желающих в колхоз, куда надо было сдать свою землю и скот. Активных противников колхоза объявляли «подкулачниками», и им грозила участь только что высланных «кулаков».

Идя в колхоз, крестьяне резали скот. В результате этого массового забоя деревня лишилась трети лошадей и коров, половины свиней, более чем половины овец (поголовье скота в стране удалось восстановить лишь к концу 1950-х гг.).

В начале коллективизации часто вспыхивали разрозненные восстания, подавлявшиеся частями Красной армии. Но в 1932— 1933 гг. сопротивление крестьянства было сломлено — силы его истощил невиданный в истории страны голод, организованный самой властью.

Урожай 1932 г. полностью вывезли из деревень самых хлебных губерний (Украина, Северный Кавказ, Поволжье); завоз продовольствия в сельские районы был там прекращен, города и железные дороги оцепили войсками. Во время этого голодомора погибло — по разным оценкам — от 5 до 10 млн. крестьян. Это был последний удар, окончательно обескровивший деревню. Открытые выступления против «колхозного строя» почти прекратились.

Огромные масштабы приняло бегство крестьян из колхозной деревни в города (до 20 млн. человек в 1930-е гг.). Чтобы остановить этот поток (когда стройки пятилеток перестали нуждаться в дешевой рабочей силе), колхозное крестьянство фактически закрепостили — в 1930-е гг., во время всеобщей паспортизации населения и введения института прописки, колхозникам паспортов не выдали.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *