Учебники по истории Казахстана

Учебники, справочники, шпоргалки по истории Казахстана

Литература и наука. Основные памятники. Верования и религия

Литература и наука

В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе.

Основные памятники:

  • В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата».Коркут ата — знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н.Ф.Диц.
  • Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.).

В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляются литература на арабском языке. (далее…)

Образование империи Чингиз-хана. Монгольское нашествие на территорию Казахстана. Повод нашествия — «Отрарская катастрофа».

Образование империи Чингиз-хана

Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине ХII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.

В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов борджигинов Есугей-бахадура — Темучин (1155-1227) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая, и в 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем — Чингиз-ханом. Столица — Каракорум.

Таким образом, в начале XIII в. в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство. (далее…)

Монгольские улусы. Политическое положение в монгольской империи.

Монгольские улусы

После завоевания территорию Казахстана Чингиз-хан разделил его на улусы между сыновьями, и она вошла в состав трех объединений:

Сыновья Чингизхана Выделенная территория Количество выделенных воинов
1. Джучи Большая степная часть от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья 4 тыс. человек
Хорезм и западные еще не завоеванные земли

2.

Шагатай Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр 4 тыс. человек
3. Угедей Северовосточная часть Семиречья, Западная Монголия, районы верхнего Иртыша и Тарбагатая 4 тыс. человек
4. Тулуй Собственно монгольские земли 101 тыс. человек

(далее…)

Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв.. Ак-Орда, образование, общественное устройство, политическая история. Походы Имира Тимура.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА в XIV-XV вв.

Послемонгольский период (XIV-XV вв.) характеризуется объединением кочевого и оседло-земледельческого населения огромной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. В письменных источниках XIV-XVI вв. эта часть Казахстана называлась Туркестаном.

Начался исторический процесс формирования единой народности и ее государственности. На начальном этапе этого сложного периода в истории Казахстана произошел распад монгольских улусов, что привело к обособлению в этом регионе нескольких государств — Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Западно-Сибирского ханства. (далее…)

Могулистан (сер. XIV-нач. XVI вв.). Образование, общественное устройство, политическая история.

Образование Могулистана

В результате распада государства Чагатаидов в Юго-Восточном Казахстане в середине XIV в. образовалось государство Могулистан.

Основатель — Тоглук-Тимур (1347-1362).

Территория — Семиречье, Восточный Туркестан и северо-восточная часть Средней Азии.

Границы государства изменялись на протяжении его существования. Они тянулись «на 7-8 месяцев пути» от Ташкентского и Туркестанского вилайетов на западе до озера Баркуль и г. Хами на востоке; от Балхаша, Тарбагатая и Черного Иртыша на севере до Ферганы и земледельческих оазисов Кашгарии на юге. (далее…)

Экономика. Города и поселения Казахстана в XIII-первой пол. XV вв. Архитектура XIII — XV вв. Культура.

Экономика

Скотоводство.

Основное занятие — скотоводство.

Типы скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое, они менялись в зависимости от экологических условий, от политических событий, миграции племен и народов. Эти условия меняли также маршруты кочевок. Кочевники разводили овец, лошадей, верблюдов, в отдельных оседлых районах -крупный рогатый скот.

В XIV-XV вв. произошли коренные изменения в хозяйстве населения Юго-Восточного Казахстана.Длительное господство монгольских ханов и феодалов к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуры в Семиречье. Кочевое скотоводство превратилось в главную отрасль хозяйства Семиречья, где в основном разводили овец и лошадей. У крупных баев насчитывалось 500 тыс. овец. (далее…)

Синухет, сын страха.

Повесть о Синухете — излюбленное произведение древних египтян. В ней рассказывается о жизни знатного человека, бежавшего из своей страны и долгие годы прожившего среди бедуинов Ретену (Северная Сирия).

Тем, кто не появился на свет в этом желтом песчаном море, кто не знает его законов, ничто не сулило беды. Небо было чистым, в воздухе — ни ветерка. (далее…)

Путешествие в страну Благовоний.

Путешествие в страну Благовоний (или, как ее называли египтяне, страну Пунт) известно нам по надписям и рельефам храма Амона, близ Фив. Очевидно, эта страна находилась на территории современного Сомали. Мореплаватели на утлых суденышках проделали путь в две тысячи километров. В 1976 году французские исследователи Репе де Ториак и Жиль Артаньян на корабле древнеегипетского типа под названием «Пунт» повторили знаменитое плавание времен царицы Хатшепсут. (далее…)

Битва при Кадеше.

Рассказ написан на основании египетских документов времени царствования фараона Рамсеса II (1301 —1235 годы до н. э.). Битва у Кадеша (1296 год до н. э.), которая находится в центре повествования, велась за обладание Сирией. Она не принесла победы ни Египту, ни его противникам хеттам.

Слушайте меня! Я Уна, сын Небамона, копейщик воинства Сета, поведаю, что случилось у Кадеша, где я впервые предстал перед лицом его величества, царя Верхнего и Нижнего Египта Рамсеса, да будет он жив, здрав и невредим. А если кто усомнится в правдивости слов моих, пусть обратится к тем, кто остался в живых, пусть рассмотрит изображения, начертанные на стенах храмов, пусть прочтет свитки, написанные царскими писцами. (далее…)

Гильгамеш и Энкиду.

«Поэма о Гильгамеше» — величайшее из произведений древней литературы народов Передней Азии. Поэма состоит из ряда эпизодов, связанных с именем и подвигами легендарного царя государства Урук.

Там, где светлый Евфрат к морю воды стремит, высится город Урук. Основали его семь мудрецов, стены сложили из кирпичей, пригнав один к одному, ряд к ряду прижав. И ветру не провеять меж них.

На стены эти взойди, по этим стенам пройдись, вспомни о видавшем все до края мира, о познавшем моря, перешедшем горы. (далее…)