Литература и наука
В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе.
Основные памятники:
- В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата».Коркут ата — знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н.Ф.Диц.
- Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.).
В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляются литература на арабском языке.
Основные памятники:
Юсуф Баласагуни (XI в.) — в 1069 г. написал поэму «Кудатгу б ил иг» (Знание приносящее счастье) — памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра-хана. Общий объем произведения — 85 глав из 13 тыс. двустиший. Сохранились 3 рукописи поэмы:венская (,гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская —арабским письмом. Основное идейное содержание заключается в том, что знание — единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором, по мысли Юсуфа, должен основываться «счастливый» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью.
Махмуд Кашгари (XI в.) — родился в г.Барысхан на берегу озера Иссык-Куль, потом переселился в Кашгар. В 1072-1074 гг. после многолетних путешествий составил на арабском языке «Диуани лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) — энциклопедия тюркских народов, о историк быта, нравов и языка, большой вклад в историю языкознания. Этот большой трехтомный труд содержит богатый фактический материал о жизни тюрков XI в.: о предметах материальной культуры, об этнонимах и топонимах, родоплеменном делении, о терминах родства, о титулах и наименованиях различных должностных лиц, названиях пищи, о терминах животноводства, о растениях и злаках, об астрономии, о народном календаре, названиях месяцев и дней, о географической терминологии, о городах, названиях болезни и лекарств, о металлах и минералах, о военной, спортивной и административной терминологии, о детских играх и забавах и т.д.
Ходжа Ахмед Ясави (XII в.) — родился в г. Сайрам и жил в г.Туркестане. Он был проповедником суфийского направления мусульманской религии. Ему принадлежит сборник стихов «Диуан-и-Хикмет» (Книга о премудрости) на тюркском языке. В книге проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. Большое внимание автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию четырех позиций:
- Шариата — законы, традиции, обряды мусульманской религии;
- Тарихата — идея Суфизма;
- Хакихата — приближение, объединение с Богом;
- Магрифата — познание религии. Посторенный в XIV в. в честь Ахмета Ясави по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман.
Сулейман Бакыргани (Хаким ата) XII в. -ученик Ахмеда Ясави. В 1104 г. родился в Иассы и умер в 1186 г. в местности Бакырган. В своей книге «Акыр заман» (Конец света), оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен района Сырдарьи, Каратау.
Труды К.А.Ясави и С.Бакыргани в течение столетий изучались в качестве учебников в медресе Казахстана и Средней Азии. Мусульманское духовенство их использовало в целях пропоганды идеи ислама.
Ахмед Югнаки (XII в.) — родился в селении Жугнек вблиз Иассы. Владел арабскими, персидскими языками. Его книга «Хибат ул-хакайк» (Подарок истины) состоит из 14 глав, 235 песен о пользе знании, труда. Книга содержит много сведений о нормах морали, существовавших в это время в среде оседлых жителей Южного Казахстана.
Абу Насыр аль Фараби (870-950) — ученый-энциклопедист. Родился в г. Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), в семье тюркского военноначальника. Первоначальное образование он получил в родном Отраре, дальше продолжил обучение в Бухаре, Шаше, Самарканде, Багдаде и умер в г.Дамаске. Автор свыше 50-ти научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», в основном труды по философии. Аль-Фараби — основатель арабской философии, изучал и развивал идеи древнегреческих философов Аристотеля, Пифагора, Архимеда, Евклида, Птоломея на Востоке, за что его назвали «Муаллим ассана»-«Второй учитель» после Аристотеля. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, математика, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка).
Аль-Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской, культуры. Рукописи Фараби разлетелись по многим библиотекам мира. Именно на его работах формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировозрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонарда да Винчи и других мыслителей.
Абу Райхан Бируни (973-1050) — астроном, математик, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. С 22 лет известен как талантливый ученый, владел персидскими, арабскими, греческими, индийскими языками. Автор 150 трудов: «Хронология древних народов», «Ключ астрономии» и др. Бируни выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца, определил законы движения планет, сделал модель глобуса Земли, где определил координат свыше 600 городов мира. Бируни за 500 лет раньше Коперника сказал — о гелиоцентрической системе вселенной и за 600 лет раньше Галилея и Ньютона — закона о притяжении Земли.
Верования и религия
В период раннего средневековья тюрко-язычные племена Казахстана были язычниками. Они поклонялись:
- Культ Неба (Тенгри); Каганы правили по воле неба, которые именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражение.
- Культ Земли-Воды (Иер-су);
- Культ огня;
- Умай — женское божество, покровительница очага и детей.
- Культ священных гор — Хантайские горы.
Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.
Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. (Подробнее см. в этой главе, в 1-части — Распространение религии на Великом Шелковом пути).