Товары Шелкового пути в Казахстане. Взаимодействие и взаимообогащение культур. Распространение религий.

Товары Шелкового пути в Казахстане

Главный предмет торговли – шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.

Вполне естественно, что и шелк, и часть товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах, стоявших на его казахстанском участке. Археологические находки – яркое тому свидетельство:

Серебряный клад из Отрара:

  • монеты восточно туркестанских городов -Алмалыка, Пулада, Эмиля, Орду ал-Азамаз
  • европейские монеты из Кырыма;
  • малоазийские монеты – из Сиваса, Кони, Тебриза;
  • казахстанские монеты из Дженда, относящее к 40-60-м гг. XIII в.
  • бляшки от наборного пояса с уйгурскими надписями;
  • витые браслеты из Средней Азии;
  • плетеные браслеты, сделанные в Поволжье;
  • пряжка от пояса, вышедшая из ремесленных мастерских одного из городов Малой Азии;
  • слитки серебра в виде линз и овальных брусочков.

Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоявших на Шелковом пути.

В Отраре найдены:

  • нефритовая бляха китайского производства с рельефным изображением свернувшегося в кольцо тигра или барса,
  • часть бронзовых зеркал XIII-XIV вв.,
  • бронзовый медальон,
  • бронзовая чернильница,
  • изящный стеклянный графин из Сирии тогдашнего традиционного центра стеклоделия. (XIV в.).

Семь китайских монет «у-шу», относящихся в I-IV вв.н.э., найдены при раскопках могильника Мардан в Отрарском оазисе.

В Таразе найден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением императора в шлеме с копьем и щитом на одной стороне и богини Победы с крестом в руке – на другой. Золотые солиды применялись в качестве международной валюты.

В г. Тальхизе 4 фарфоровых китайских чаши, украшенные изнутри гравированными изображениями детских фигур в обрамлении медальонов в форме гриба – символа долголетия. Также найден обломок фаянсовой чаши, выполненного люстром на красном фоне, изображены 11 сидящих мужчин и 1 женщина. Над головами людей – золотые нимбы. Фрагменты 3 медных блюд, изображения сфинксов и звериного гона встречаются на чашах, зеркалах, пластинах, обнаруженных в Средней Азии, Поволжье, Закавказье, Ближнем и Среднем Востоке.

По Шелковому пути распространялось не только изделия, но и мода на художественные стили. Например, по Шелковому пути распространялся тимуридский стиль в керамике, отличающейся синей гаммой росписей на белом фоне.

Взаимодействие и взаимообогащение культур

Царства мира.

В начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех «царств мира»:

  • Царство слонов на юге – Индия – царь мудрости (философии и науки);
  • Царство драгоценностей на западе – Иран и Византия – царь Персии – царь царей; царь арабов – царь мужей;
  • Царство коней на севере – Тюркские каганаты – царь хищных зверей;
  • Царство людей на востоке – Китай – царь государственного управления и промышленности.

Взаимодействие культур в искусстве.

При раскопках памятников на Шелковом пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения культур:

  • В сохранившихся парадных залах Пенджи-кента, Варахши, Афрасиаба, Топрак-калы -коллекция терракоттанского времени (VI-VIII в.), изображающих танцоров, актеров в масках, музыкальные ансамбли.
  • Стены святилища VIII-IX вв. в городищах Костобе в Таласской долине была украшена резьбой багдадского стиля.
  • Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы найдена в Пенджикенте.
  • При раскопках сырдарьинского города Кедер обнаружена глиняная маска артиста IX-XI вв.
  • По Великому Шелковому пути распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления. Музыканты, танцоры, укротители диких зверей, акробаты, фокусники объединялись в бродячие труппы.
  • Китайский император Сюань-Цзунь в дворце содержал 30 тыс. музыкантов. В Танском Китае была популярна музыка Запада – городов Восточного Туркестана и Средней Азии.
  • Иранские, согдийские и тюркские актеры многое внесли в хореографию Китая. Например, мальчики из Ташкента исполняли танец «Западный скачущий танец», а две юные девушки «Танец Чача» и «Девы Запада».
  • В Константинополе часто гастролировали артисты с Востока. Как сообщают источники, на знатном обеде у византийской императрицы русскую княгиню Ольгу развлекали шуты и эквилибристы, а на празднествах в честь сельджукского султана Арслана II выполнял рискованные сальто тюркский акробат.

Распространение религий.

По Великому Шелковому пути распространялась также религиозные идеи:

Буддизм – проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и каналам (I-III вв.н.э.). С VI в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма в Южном Казахстане и Семиречье:

  • Два буддийских храма – в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв);
  • Подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.);
  • Бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины в сюжетами буддийской иконографии.

Христианство – в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был – г. Мерв.

  • При патриархе Тимофее (780-819 гг.) христианство принято карлукским жабгу;
  • На рубеже IX-X вв. была образована карлукская митрополия;
  • в Таразе и Мерке действовали христианские церкви;
  • В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета.
  • В.Рубрук сообщает, о христианской церкви в Коялыке.

Манихейство – возникла в III в. н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства (взяла идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы.

  • Манихейские обители найдены в городах Семиречья – Баласагуне и Шигил-балыке.
  • В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.

Зороастризм – возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной – воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами.

  • Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка.
  • В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.

Ислам – VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Ахад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией:

  • Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети.
  • Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере.
  • К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне.
  • Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов – умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг.
  • Ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.).
  • В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: