Учебники по истории Казахстана

Учебники, справочники, шпоргалки по истории Казахстана

Элементы фетишизма в семейном обрядовом цикле.

В семейном обрядовом цикле ярко выражены элементы фетишизма, ани­мизма и магии:

  1. ведовство, вредоносные обряды,
  2. знахарство,
  3. эротичес­кие обряды,
  4. погребальный культ,
  5. семейно-родовой культ святынь и по­кровителей,
  6. патриархальный семейно-родовой культ предков,
  7. шаманство.

(далее…)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА.

В XVI—XVII вв. развитие экономических и культурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовали интенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане. Проводниками ислама в рассмат­риваемый период прежде всего выступали среднеазиатские миссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма, Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана. В свою очередь казахские купцы посещали мусульманские страны, приобщаясь к исламскому вероучению. Многочисленные примеры из письменных источников свидетельствуют о Лиховом приобщении казахов к исламу. (далее…)

Ходжа Исхак Вали.

В агиографических сочинениях, посвященных Ходжа Исхаку Вали, сообщается, что «Ходжа Исхак подолгу жил среди язычников, снес восемнадцать киргизских и калмакских капищ и обратил в ислам восемнадцать тысяч неверных». В одном из рассказов сообщается о вступлении хана Тауекеля со ста двадцатью сыновьями и султанами в число мюридов Ходжа Исхака. Поражение в сражениях и смерть Тауекеля, последовавшие вскоре, приписыва­ются тому, что Ходжа Исхак проклял хана за отступничество от черного учения, а в конечном счете, за измену Ходжа Исхаку. Ходжа Исхак Вали был крупным идеологическим и политическим деятелем XVI в., с име­нем которого в значительной степени была связана история распространения суфизма в Казахстане. (далее…)

Святые.

Среди местных святых значительную группу составляют воины, будто бы погибшие за веру (Жаланаяк азер аулие, Жылтырак-баба аулие, Укаш-атак и др.).

Исламизация Казахстана, происходившая прежде всего в форме суфиз­ма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма на формирование местных образов святых. Таков, например, образ святого Хазрат Исмаил-ата, пира казахов из рода канглы. Среди многочисленных объектов почитания у казахов особое место занимает святыня Ходжа Ахмада Ясави, которая представляет собой центральное святилище комплекса святынь, связанных с именем знаменитого святого, ставшего г. Туркестану славу «Малой Мекки». Как отмечалось, недалек от городища Отрар находится мавзолей святого Арыстан-баба, который, согласно преданию, являлся духовным наставником Ахмада Ясави. Эти свя­тыни являются наиболее почитаемыми в Казахстане. (далее…)

Ислам в Казахском ханстве.

XVI—XVII века — особый период в истории Казахстана: время укрепле­ния казахской государственности, активных политических, торговых и куль­турных отношений казахов с соседними странами и народами. Распростра­нение ислама в этот период рассматривается нами, как фактор укрепления власти хана. В частности, шейхи Джуйбарии играли значительную роль в политической жизни казахского общества XVI—XVII веков и всячески ока­зывали поддержку казахским ханам во всех государственных делах. Значи­тельное место в восточных источниках занимают известия об идеологии казахского общества XVI-XVII вв., наличии у казахов шаманистских воз­зрений и культов, о путях проникновения и насаждении ислама и деятельно­сти среди казахов среднеазиатских суфийских орденов, о поисках средне­азиатскими шейхами убежища в кочевьях казахских ханов, о том, что казахи были давними мюридами среднеазиатских шейхов. Казахские ханы прово­дили активную политику, занимая лояльную позицию в отношении некото­рых суфийских орденов, поддерживая их в противовес другим, опираясь на них и используя в своих целях. Известен даже религиозный деятель из сре­ды казахов XVI в. — Маулана Мухаммад казах Рабатеги («Сирадж ал-Салки-ман» Мухаммад Ракима). (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 165). (далее…)

Развитие ислама в Казахстане в колониальный период.

Следующий этап истории исламизации связан с утверждением российского влияния в степи в XVII-XVIII вв. повлекшего за собой утрату политических прерогатив ханами и султанами, традиционно покровительствовавшим суфийским авторитетам – ишанам, что снизило роль прежде столь популярных среди кочевников суфийских братств. (далее…)

Особенности ислама в Казахстане.

Особенностью ислама в Казахстане в колониальный период стало то, что он оказался в новой для него этно-социальной ситуации. В конце 70-х – начале 80-х годов XIX в. на территорию Юго-восточного Казахстана из пограничных районов Китая переселились две крупные мусульманские общины уйгуры и дунгане. Это были народы с давней оседло-земледельческой традицией, что укрепило позиции ислама на юге и без того более сильные, чем в кочевых районах. Их переселение было связано с очередным этапом в развитии российско-китайских отношений, когда крупные мусульманские группы, уйгуры, дунгане, казахи, проживавшие в Илийском крае Китая, принимали российское подданство, чтобы не оказаться в меньшинстве в инокультурной китайской среде и попасть в близкое им по духу окружение (Ф.44, оп.1.д.4807, л.10). (далее…)

Исламская религия для российских властей.

Под влиянием антиколониальных восстаний, охвативших “зарубежный” мусульманский Восток, и проходивших под исламскими религиозными лозунгами, исламская религия для российских властей стала представлять потенциальную силу, угрожающую целостности империи. С конца XIX века упрочение позиций ислама в казахской степи уже не отвечало задачам российской колониальной политики, опасавшейся к тому же распространения “мусульманского фанатизма” и “сепаратизма”, участившихся контактов местных мусульман с Османской Турцией. (далее…)

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно.

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения. (далее…)

Внедрения мусульманства в Золотой Орде.

Монгольские завоевания в XIII веке не только полностью изменили политическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этническую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Центральной Азии. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынских ханах. Именно в эпоху правления Чингизидов официальной религией в Дешт-и Кыпчаке стал ислам. (далее…)