Результаты обследования 2007 г. стоянки Тологой-VI

(Иволгинский район Республики Бурятия)

А. И. Симухин Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Улан-Удэ

В 2007 г. на территории Иволгинского района Республики Бурятия производились разведывательные работы ИМБТ СО РАН. В изучаемом районе обследовано несколько известных местонахождений, в том числе и Тологойский археологический комплекс, включающий в себя неолитические стоянки, могильники бронзового, железного веков, средневековья и два пункта петроглифов бронзового века.

Тологойский комплекс археологические и палеонтологические местонахождения — расположен на левом берегу р. Селенги в 4-6 км к югу-юго-востоку от с. Нижняя Иволга. Интересующий нас участок находится в 3 км на юг от с. Нурселение, в 0,8-1,6 км на север от моста через р. Селенгу по федеральной трассе М-55 Иркутск Чита.

Участок обследования Тологойского археологического комплекса приурочен к зоне стыка Иволгинской впадины и долины р. Селенги. Тологой представляет собой останцовую гору, отделенную от Ган-зуринского хребта древней излучиной р. Селенги. Боковая эрозия реки в свое время не только отделила г. Тологой от Ганзуринского хребта, но и вскрыла отложения, по существу относящиеся к Иволгинской впадине, а не к долине р. Селенги [Базаров, 1968].

И. А. Флоренсов указывал, что г. Тологой, несмотря на свое изолированное положение, несомненно, образует структурное целое с Ганзуринским хребтом, параллельным р. Селенге. Наклон слоев отложений Тологоя от Селенги в сторону Иволгинской впадины, по его представлению, произошел в результате тектонического искривления ложа древней Иволгино-Удинской впадины [Окладников, Флоренсов, 1961].

Участок работ расположен по левому берегу р. Селенги, на высотных отметках от 4 м к уровню реки в северо-восточной части и до 33 м от уровня реки в юго-западной части (высокая пойма, I надпойменная терраса и присклоновый шлейф юго-восточного склона горного массива Большой Тологой).

Участок в недавнем прошлом был занят под распашку, в настоящее время залежь. В раннем голоцене представлял собой песчаные отмели старицы р. Селенги, в дальнейшем эоловыми и паводковыми процессами превращен в высокую пойму и 1-ю террасу. Отложения представлены маломощными слоистыми песчаными средне- и мелкозернистыми толщами, составляющими основную массу отложений участка и наложенными, по-видимому, на более древние русловые отложения плейстоцена, а также на коренные скальники, выходящие на поверхность в юго-западной части участка. Покровная пачка песчано-супесчаных отложений плейстоцена-голоцена представляет собой маломощные, переработанные эоловыми процессами отложения.

Почвенный покров выражен серыми лесными почвами средней степени гумусированности. Поверхность сильно снивелирована при распашке, значительная по площади и протяженности его часть в процессе освоения участка вскрыта многочисленными траншеями.

Геоморфологическая ситуация и состав отложений не исключают обнаружения объектов археологического наследия стояночного характера в связи с удобными для проживания в голоценовое время (0-10 тыс. лет назад) относительными отметками участка, хорошей солярностью и закрытостью от господствующих северо-западных ветров.

Стоянка Тологой-VI расположена в охранной зоне (рис. 1). На пашне и в обрывах берега находились изделия из камня, кости, фрагменты керамики. Памятник открыт А. П. Окладниковым [1958], в 1982 г. осматривался Л. В. Лбовой и П. Я. Эйдельманом [Лбова, Хамзина, 1999]. Л. Г. Ярославцевой при осмотре памятника обнаружены два отщепа и битая галька [1992]. Памятник датируется неолитическим временем.

Рис. 1. Иволгинский район, с. Нурселение. Топографический план расположения стоянки Тологой-VI

Рис. 1. Иволгинский район, с. Нурселение. Топографический план расположения стоянки Тологой-VI

Детальное обследование в 2007 г. выявило наличие подъемного археологического материала (фрагменты керамики, сколы и отщепы), концентрирующегося в северной и северо-восточной части участка.

Коллекция подъемных материалов насчитывает 30 артефактов, из них 20 фрагментов керамики и 10 каменных изделий.

Керамические сборы условно можно разделить на 3 группы, опираясь на следующие технико-морфологические характеристики: цвет, толщина, состав теста, качество обжига черепков, техника изготовления, наличие/отсутствие орнамента.

Первую группу составляют 10 фрагментов толстостенной (8-11 мм) керамической посуды серого цвета (рис. 2 — 7-70). Глиняное тесто плотное, однородное, обжиг хороший, прокал черепков полный. В качестве отощителя использован мелкозернистый песок с единичными включениями мелкой дресвы фракциями до 2 мм.

На одном фрагменте размерами 43x44x10 мм (рис. 2-7) имеется выраженный декор в виде скошенных вправо желобков (ребристая поверхность), полученных в результате лощения поверхности изделия. После лощения на изделие была нанесена горизонтальная орнаментальная линия шириной 3 мм, полученная надавливанием лопаточки, вероятно, на вращающийся на гончарном круге сосуд. Об этом говорят параллельные горизонтальные борозды, оставленные древним гончаром и на внутренней стороне. Следующие фрагменты — это черепки сосудов с тщательно заглаженной поверхностью после штриховки (рис. 2 — 2); белесым карбонатным налетом (рис. 2 — 3); мелкими пересекающимися бороздками на внешней поверхности и пищевым нагаром (рис. 2 — 4); со следами работы на гончарном круге и мощным пищевым нагаром (рис. 2 — 5); фрагмент днища сосуда (рис. 2 — 6); с тщательно заглаженной после штриховки, лощенной с обеих сторон поверхностью (рис. 2 — 7); с лощеной внешней и шероховатой внутренней сторонами (см. рис. 2 — 8); с оттисками мелких растительных волокон на внешней стороне (см. рис. 2 — 9); со следами обработки на гончарном круге в виде горизонтальных параллельных борозд на внешней поверхности (рис. 2 — 10).

Вторую группу составляют 6 фрагментов красно-коричневой керамики (рис. 2 — 77-76). Тесто рыхловатое, качество обжига среднее, отощитель — среднезернистый песок. Фрагмент сосуда (рис. 2-77) является частью привенчиковой зоны с волнистым слабопрофилированным треугольным в сечении валиком. С одной стороны на шероховатой поверхности имеются декоративные скошенные линии,

Рис. 2. Иволгинский район, стоянка Тологой-VI. Подъемный керамический материал

Рис. 2. Иволгинский район, стоянка Тологой-VI. Подъемный керамический материал

полученные протаскиванием лопаточки. На одном крае имелось отверстие диаметром 2 мм. Фрагмент керамики (рис. 2- 12) с налепным треугольным в сечении валиком, рассеченным двумя рубчиками. На сохранившейся поверхности рядом с валиком заметны тонкие параллельные бороздки. Бурая тонкостенная керамика (рис. 2 — 13) со слабопрофилированным рельефом, полученным, вероятно, пальцевым защипом. На поверхности имеются оттиски растительных волокон. Черепок буроватого цвета (рис. 2 — 14) с отслаиванием ребристой внешней поверхности. Фрагмент серовато-бурой ребристой керамики (рис. 2 — 75) с отслоением на внешней стороне. По границе отслоения четко прослеживается изменение направления ребристых линий. С внутренней стороны имеется пищевой нагар. Фрагмент керамики с белесым налетом с обеих сторон (рис. 2 — 16). На внешней поверхности едва заметна хорошо заглаженная штриховка. С внутренней стороны пищевой прогар мощностью 2 мм.

Третья группа включает 4 невыразительных черепка тонкостенного сосуда (рис. 2 — 17-20). Фрагмент гладкостенной бурой хорошо обожженной керамики с плотным тестом и включениями мелких зерен кварцита (рис. 2-17). Фрагмент черного цвета (нагар, сажа), на внешней поверхности имеются следы заглаживания в виде мелких пересекающихся борозд (рис. 2 — 18). Фрагмент гладкостенной керамики (рис. 2 19). Серовато-коричневый фрагмент керамики с грубой поверхностью и пищевым нагаром (рис. 2 — 20).

Орнамент в виде горизонтальной линии, зафиксированный в первой группе керамического комплекса (рис. 2 1), был широко распространен у хунну в декорировании преимущественно зоны плечиков и горловины как глиняной, так и металлической посуды. Врезной декор в виде прямых и волнистых линий использовался как отдельно, так и в различных сочетаниях, иногда в комбинации с налепами. Выпуклый орнамент размещался на хуннских сосудах в привенчиковой зоне и в зоне плечиков в нашем случае представлен двумя фрагментами из 2-й группы с орнаментированным и рассеченным валиком (рис. 2 — 11, 12). В обеих группах имеются черепки с ребристой поверхностью и следами работы на гончарном круге (рис. 2-1,2, 14-16). Такой рельеф поверхности есть результат заглаживания орудием с округлым рабочим краем следов выбивки (формовки) сырого глиняного сосуда

или же лощения по подсушенному изделию, когда глина уже теряет свою эластичность, но еще не затвердела окончательно.

В керамическом производстве хунну можно выделить совмещение двух противоположных традиций: круговой и лепной, что выражено в сочетании «гончарный круг выколотка», где пришлым, ремесленным, элементом является доработка на круге, а выколотка происходит от лепной традиции [Дьякова, Коновалов, 1988].

Хуннский керамический комплекс легко узнаваем среди керамики других археологических культур того времени. Во-первых, благодаря высокому качеству работы древних мастеров (плотный черепок, равномерный обжиг), во-вторых, выдержанной строгости форм (большинство сосудов представлено двумя формами: горшки с плохо выраженной шейкой и вазообразные сосуды различных размеров), в-третьих, сочетанием наиболее характерного орнамента из волнистых и прямых линий с лощением [Амоголонов, Филиппова, 2002].

Таким образом, 1- и 2-я группы описанной керамики относятся к хуннскому керамическому комплексу и являются синхронным материалом Нижне-Иволгинского хуннского городища и могильника, в пользу этого заключения говорит и географическая близость археологических памятников (около 4 км).

Подъемный материал каменных артефактов насчитывает 10 экземпляров: галька со следами обработки, 8 отщепов и 1 орудие заготовка наконечника стрелы.

Одна небольшая битая уплощенная галька с негативами поперечных снятий (рис. 3 — 3). Огщепы: 1 типа цитрон (рис. 3 — 1), с галечной коркой и заломом в дистальной части; 1 полупервичный отщеп с продольным оформлением дорсала и гладкой прямой площадкой (рис. 3 — 4); 3 первичных отщепа (рис. Ъ -2,9, 10) и 3 мелких отщепа из халцедона (рис. 3 — 6-8).

Заготовка наконечника стрелы (рис. 3-5) размерами 20×10 х4 мм листовидной формы выполнена из халцедона. Орудие оформлено бифасиальной средне- и мелкофасеточной ретушью, кончик обломан, насад сложный, с одного края оформлен не полностью. Орудие слегка вогнуто.

Каменные артефакты по технико-типологическим характеристикам и морфологии можно отнести к неолитическому периоду.

Рис. 3. Иволгинский район, стоянка Тологой-VI, Подъемный каменный материал

Рис. 3. Иволгинский район, стоянка Тологой-VI, Подъемный каменный материал

Итак, подъемные сборы, сделанные на пашне в северной и северо-восточной частях участка, являются материалом разрушенной части стоянки Тологой-VI. Стоянка (неолит?) растащена вниз по склону в ходе интенсивной распашки участка. Хуннская керамика, скорее всего, также снесена сверху в результате пахотных работ. Полученный подъемный археологический материал позволяет предварительно датировать стоянку Тологой-VI не только неолитическим временем, но и железным веком.

Литература

  • Амоголонов А. А., Филиппова И. В. Керамический комплекс хунну (предварительные результаты) // Народы Байкальского региона: древность и современность. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002.
  • Базаров Д.-Д. Б. Четвертичные отложения и основные этапы развития рельефа Селенгинского среднегорья. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968. -165 с.
  • Дьякова О. В., Коновалов П. Б. Хуннские традиции в средневековом гончарстве Дальнего Востока СССР // Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. — Владивосток: Изд-во ДВО АН СССР, 1988.
  • Лбова Л. В., Хамзина Е. А. Древности Бурятии. Карта археологических памятников. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 241 с.
  • Окладников А. П. Археологические исследования в бассейне р. Уды летом 1958 г. // Зап. БМНИИК. Вып. 25. — Улан-Удэ, 1958. С. 204-207.
  • Окладников А. П., Флоренсов Н. А. Новые данные по палеолиту и четвертичной геологии Забайкалья (находки на горе Тологой и у дер. Ошурково) /7 Мат-лы всесоюз. совещ. по изучению четвертичного периода. — Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.-С. 472-478.
  • Ярославцева Л. Г. Иволгинский район (инвентаризация и картирование памятников археологии). — Улан-Удэ, 1992 (НПЦОП, № 42).
Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *