За всю прошедшую историю человек воздействовал на природу главным образом стихийно. Люди, как правило, ставили себе непосредственную цель брать от природы то, что им требуется сейчас, немедленно. Какие в результате этого могут произойти изменения в природе,— люди не думали. Элементы стихийности в воздействии на природу занимают еще большое место и в современной деятельности человечества.
Примером стихийного отношения человека к природе может служить случайный перенос с материка на материк, из страны в страну некоторых вредных растений и животных. В середине XVII в. в Европу из Канады были случайно завезены семена сорняка — канадского мелколистника, который затем распространился по всей Европе. Завезенная в XIX в. из Северной Америки в Европу элодея, или Водная чума, распространилась до Урала и развилась в некоторых водоемах в таких количествах, что стала затруднять судоходство и рыболовство. Среди сорных растений Европы насчитывается несколько десятков видов, занесенных из Америки; еще больше сорняков занесено из Европы в Америку.
Особенно большой вред полезной растительности наносят завезенные с других материков или из других стран вредные насекомые, грибки, болезнетворные бактерии и вирусы. Так, в 1850—1855 гг, из Америки во Францию была завезена корневая тля — филоксера. Она распространилась по всей Франции и уничтожила свыше 1 млн га посевов виноградника; убыток исчислялся в 20 млн золотых франков, т. е. в 5 раз превысил контрибуцию, возложенную на Францию в результате проигранной франко-прусской войны. Филоксера распространилась затем по другим странам Европы, по Африке и Австралии, где уничтожила около 6 млн га посевов виноградника. Из Индии и Египта вместе с семенами хлопчатника был вывезен вредитель этой культуры — розовый червь; в некоторых странах он уничтожил до 30—70% урожая. В первую мировую войну из США в Европу проник вредитель картофеля — колорадский жук; к 1939 г. он распространился по Франции, Бельгии, Голландии, Испании и Германии. В годы второй мировой войны колорадский жук проник и в другие страны Европы, достигнув западных областей СССР.
До второй мировой войны на территории СССР не наблюдалось такой болезни, как рак картофеля. За годы войны возбудитель рака был завезен из Германии и Польши в ряд областей Украины, Белоруссии и РСФСР.
Другими примерами стихийного воздействия человека на природу могут служить бесплановая хищническая охота и нерегулируемый лов рыбы. В результате такой охоты полностью или почти полностью уничтожены многие виды редких животных. Так, до второй половины XVIII в. в мелководных местах некоторых морей обитало млекопитающее животное — морская корова. Это животное имело длину тела до 9 м и вес до 3,5 т; при добыче морской коровы использовались ее мясо, жир и кожа. Хищнический промысел привел к полному уничтожению этого полезного животного. На острове Мадагаскар европейские охотники истребили гигантских страусов. Эта птица имела 3 м высоты. Ее яйца и сейчас находят в торфяных болотах; объем яйца равен 9 л, т. е. объему 184 куриных яиц.
В американских прериях от Канады до Техаса до завоевания Америки европейцами имелось не менее 60 млн бизонов. Жизнь индейцев была тесно связана с этими животными. Начавшаяся с 1800 г. массовая охота на бизонов, а вернее сказать, их резня, так как нередко бизона убивали только ради языка или шкуры, которые к тому же часто и не использовали, закончилась тем, что к концу XIX в. бизоны уничтожены были почти полностью.
Еще недавно в Сахаре паслось множество газелей, но охота за ними на автомобилях, которой очень злоупотребляли военные, произвела страшные опустошения в стадах этих животных. Нерегулируемая охота на соболя и бобра в царской России привела к почти полному истреблению этих ценных зверей. То же самое происходит теперь в Африке со слонами, жирафами, носорогами и человекообразными обезьянами. В тропиках около 400 видов животных находится под угрозой исчезновения.
В последние годы во всех странах, в том числе, к сожалению, и в СССР, из-за бесплановой охоты резко сократились стада северного оленя. Так, на территории Канады в 1907 г. насчитывалось до 30 млн. диких оленей; к 1949 г. их численность уменьшилась до 600 тыс. особей. Между тем при благоприятных условиях годовой прирост оленей достигает 50% общего стада. Следовательно, при плановой охоте можно значительно повысить роль оленя в питании народов арктических районов, не уменьшая численности оленьих стад.
Под угрозой истребления находятся киты (в первую очередь синие и горбатые киты, финвалы, кашалоты), тюлени и моржи. Поголовье тихоокеанского моржа, например, с начала коммерческого промысла до 1956 г. сократилось с 200 тыс. до 40 тыс. особей. Беломорское стадо гренландского тюленя в 1928 г. оценивалось в 3— 3,5 млн голов; к 1952 г. оно составило только 1-1,5 млн голов и продолжает уменьшаться.
Контакт между дикими и домашними животными в ряде случаев приводит к распространению заболеваний домашних животных на диких и наоборот. Например, болезнь ящур от домашних животных передалась диким северным оленям, а трихинеллез—белым медведям, песцам и другим диким животным. Мы уже приводили примеры отрицательных результатов недостаточно продуманного применения ядохимикатов. Здесь стоит доба-вить, что уничтожение ядами одних вредных для культурных растений насекомых сопровождается уничтожением паразитов или хищников, истребляющих другие виды вредных насекомых. В результате последние чрезвычайно размножаются и губят посевы. Препарат ДДТ, например, уничтожает хлопковую моль и хлопковую совку, но вместе с тем создает благоприятные условия для размножения не менее опасного вредителя — клеща. Как пишет эквадорский журнал «Импакто», в результате применения американской монополией «Юнайтед фрум компани» химических препаратов на банановых плантациях в Эквадоре происходит массовая гибель рыбы и дичи.
Не менее печальные результаты влечет за собой и непродуманная акклиматизация тех или иных растений или животных. Так, в Австралии успешно акклиматизировавшиеся кролики так размножились, что стали уничтожать пастбища. Одновременно значительно возросло число диких собак динго, питающихся кроликами. Против кроликов были применены химические яды, но это уменьшило кормовую базу диких собак и они переключились на овец. Не так давно на Огненную Землю для борьбы с чрезмерно расплодившимися зайцами, портящими посевы трав, были завезены лисицы. Последние почти полностью истребили, зайцев, но зато сами превратились в бедствие — истребляют много ягнят.
Большой вред флоре и фауне наносит сброс в моря, реки и другие естественные водоемы вредных промышленных отходов и выброс в атмосферу ядовитых газов. Мы не будем говорить о капиталистических странах, где погоня хозяев предприятий за прибылью отнюдь не связана с заботой о благополучии общества в целом, но, к сожалению, подобного рода действии имеют место и в нашей стране. Иные хозяйственники считают, что выполнение плана предприятия оправдывает любые мероприятия, в том числе и те, которые губят природу. В советской печати много писалось об ущербе, наносимом при сбросе в реки отходов химических, металлургических и других заводов. Например, во многих реках Урала в изобилии водились такие ценные породы рыбы, как хариус, нельма, таймень и стерлядь. Теперь вода этих рек непригодна не только для рыболовецких и бытовых нужд, но даже для технических целей. По приблизительным подсчетам, в Азербайджане из-за загрязнения водоемов нефтью ежегодно гибнет 20—25 тыс. особей водоплавающей птицы.
Нефтью и отходами химической промышленности загрязняется и вода морей и океанов. Морские перевозки нефти очень велики, они превышают сейчас 500 млн. т/год. Считается, что из этого количества при промывке танкеров 3—5 млн т нефти попадает в Мировой океан. Еще большую угрозу жизни морских обитателей представляют отходы атомного производства и радиоактивные вещества, попадающие в моря и океаны при испытаниях термоядерного оружия. В США за 5 лет (1956— 1961) сброшено в океан 8,8* 105 л отходов атомного производства. Не исключена опасность заражения морских вод в связи с развитием флота с атомными реакторами. Одна атомная подводная лодка за 6 месяцев накапливает 200 л загрязненных смол. В случае ее аварии может быть заражен слой воды толщиной 15 м на площади 60 км2.
Конечно, все эти опасности не абсолютно неизбежны. С развитием науки и техники, а также при строгом соблюдении мер, связанных с эксплуатацией атомных двигателей в мирных целях, многие из них могут быть полностью устранены.
Мы уже говорили о последствиях неправильной системы обработки почв и бесплановой вырубки лесов. Здесь же укажем, что некоторые пустыни земного шара появились в результате стихийной деятельности людей на ранее плодородных землях. Считают, что 8—10 тыс. лет назад Сахара была обитаема, и ее население занималось скотоводством. Огромные стада вытоптали и разрушили почву, затем погибла растительность, а горячие ветры и пески завершили превращение Сахары в пустыню. Открытый в 1502 г. остров Святой Елены был необитаем и покрыт лесом. В 1553 г. португальцы привезли туда коз и через два столетия животные почти полностью уничтожили растительность острова. Затем плодородная почва была смыта в море и остались лишь голые скалы.
При неправильном режиме орошения может произойти заболачивание или засоление почвы. Предполагают, что 4500 лет назад на территории Пакистана подобное заболачивание земель привело к такому развитию малярии, что эта болезнь погубила процветавшую там цивилизацию. Считается также, что избыточное орошение явилось одной из причин гибели Вавилонской цивилизации в долинах рек Тигра и Евфрата.
Нет никаких сомнений в том, что с дальнейшим развитием науки, с последовательным усилением планового начала в жизни человеческого общества, особенно с победой социализма во всемирном масштабе, элементы стихийности в воздействии человека на природу будут в конечном итоге сведены на нет.