На пути к полному покорению природы

Большие успехи, достигнутые человечеством в освоении и изменении органического мира Земли, являются, однако, первыми шагами в этом направлении. Действительно, растительностью Земли усваивается только 0,3% падающей на поверхность Земли солнечной энергии. Из этого относительно малого количества на долю сельскохозяйственных растений приходится лишь 3%. Пятьсот тысяч видов растений покрывают поверхность нашей планеты, из них люди используют так или иначе всего лишь 3 тыс. видов, а в сельском хозяйстве только несколько сот. Из 7 тыс. видов семейства злаковых окультурены лишь пшеница, рис, рожь, ячмень, кукуруза, просо, овес, сахарный тростник, сорго и несколько видов кормовых трав. Из 25 тыс. пасленовых человечество использует лишь картофель, томаты, баклажаны и табак. Из более чем 12 гыс. видов бобовых возделываются в качестве кормовых, пищевых и лекарственных культур только единицы. Семейство сложноцветных имеет 25 тыс. видов, из которых в культуру введены три вида — подсолнечник, ромашка и топинамбур. Из 2 млн видов животных приручено всего 50, в том числе из всех видов насекомых одомашнены лишь пчела и шелкопряд.

Перед человечеством стоит грандиозная проблема подчинить своим интересам весь круговорот органического вещества на Земле при одновременном значительном увеличении масштабов этого круговорота. Пути для этого многообразны.

Вытеснение диких растений кормовыми и продовольственными сельскохозяйственными культурами — один из способов решения данной проблемы. И сейчас многие дикие растения или их плоды употребляются в пищу. Вполне разумно стремление к созданию на их основе новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных растений. К таким диким растениям относятся, например, таежный дикий лук и чеснок; они обладают превосходным вкусом и в больших количествах потребляются местными жителями. Алтайский дикий лук содержит витамина С больше, чем лимон, а каротина больше, чем морковь; в нем много сахара и других полезных веществ. Урожайность лука (на перо) —750 ц/га, т. е. больше, чем белокочанной капусты.

Однако диких растений, содержащих питательные вещества, но не играющих пока никакой практической роли в питании людей, гораздо больше. Например, в корневище водяного растения — белой кувшинки — имеется 49% крахмала, около 8% белка и до 20% сахара. В сухих корневищах растения сусок, растущего в Якутской АССР, содержится около 60% крахмала, 14% белка и 4% жира. В водяном орехе —до 3% жира, 24% белка и 55% крахмала. В 1 кг желудей дуба имеется 45 г белка, 40 г жиров, 610 г углеводов и 50 г клетчатки; по содержанию питательных веществ желуди превосходят пшеницу. В зернах растущего по лугам, канавам и берегам рек злакового растения манника количество крахмала составляет 75%, а белка—10%. В большой группе растений астрагалов содержание белка достигает 40% и более; например, в семенах желтой акации имеется 35—45% белка, 12—16% жира и 6—12% сахара.

Подобных примеров можно привести очень много. Достаточно сказать, что 200 видов диких растений флоры Центральной Америки пригодны для пищи.

Состоявшееся в 1956 г. совещание при Ботаническом институте Академии наук СССР рекомендовало 350 видов диких растений, которые можно культивировать. При этом часть растений можно начать выращивать сразу же, а другая часть требует предварительных испытаний.

В последние годы в ряде стран тщательно изучаются протококковые одноклеточные зеленые водоросли — хлорелла. Эти водоросли богаты белком и могут служить кормом для домашних животных. Питая эти водоросли различной по минеральному и газовому составу «пищей», можно изменять в них содержание белков (от 8,7 до 58%), углеводов (5,8—37,5%) и жиров (4,5—85,6%). В составе белка хлореллы имеются все необходимые для человека и животных аминокислоты; жиры хлореллы близки к растительным жирам, употребляемым в пищу,

В сухом веществе хлореллы обнаружено 13 витаминов. Достаточно 100 г сухой массы хлореллы, чтобы обеспечить дневную потребность человека в витаминах (за исключением витамина С). В свежих водорослях содержание витамина С такое же, как и в лимоне,— одном из богатейших носителей этого витамина. В Венесуэле трехлетние опыты кормлении хлореллой людей (80 человек в возрасте от 8 до 70 лет) дали положительные результаты. Культура хлореллы интересна и тем, что урожай ее можно снимать непрерывно. Высокое содержание хлорофилла в хлорелле дает возможность выращивать ее при искусственном освещении. За один вегетационный период урожай хлореллы доходит до 40— 100 т/га сухого вещества. При этом в нем содержится протеина в 40 раз больше, чем в урожае соевых бобов с 1 га, и в 160 раз больше, чем в мясе, получаемом с 1 га пастбища.

Имеется полная возможность планового увеличения в определенных местностях численности полезных диких животных и птиц. Для этого можно использовать громадные площади, которые еще не скоро будут вовлечены в сферу сельского хозяйства: тундру, тайгу, горы, пустыни, овраги и т. д. Например, в Сибири пашни и луга пока занимают не более 5% площади. На пустующей земле имеются дикие участки, где с большим успехом можно разводить куропаток, зайцев, косуль, благородного оленя.

В СССР в расчете на 1000 га общей площади приходится всего 6—8 штук серых куропаток; в Чехословакии на такую же площадь приходится 200—800 штук куропаток, а в Англии — до 1300. Поголовье лося в нашей стране—1 лось на 1250 га, а в Швеции—7 на 1000 га. Имеются расчеты, что в СССР численность диких кабанов может быть увеличена в 2—3 раза, горных ослов в 5—10 раз, косуль в 6—7 раз. В результате такого увеличения поголовья можно ежегодно получать не менее 200 тыс. т товарного мяса высокого качества. Исследования, проведенные в Саваннах и полупустынях Восточной и Центральной Африки, показали, что дикие копытные животные, кормясь на бедных естественных пастбищах, производят биомассу, равную биомассе домашних животных, пасущихся на богатых культурных пастбищах.

До тех пор пока многие лесные массивы не будут использоваться для сельского хозяйства, важное значение для пополнения пищевых ресурсов могут иметь плоды и ягоды диких растений, а также грибы. Если собирать все, что произрастает в сибирской тайге, то грибами, ягодами, соками, джемами, повидлом, вареньем, кедровыми орехами и кедровым маслом можно обеспечить не только все население Сибири, но и население многих других областей СССР. При организованном сборе кедровых орехов из урожая только 1/5 части массива кедровых лесов можно ежегодно получать более 2 млн ц кедрового масла и почти столько же отличной кедровой муки.

По мере целенаправленного увеличения численности полезных животных многие вредные животные могут и должны уничтожаться. Рассмотрим, например, такую цепь: растения — мышевидные грызуны (суслики, полевки) — хищные птицы, поедающие грызунов. Ясно, что органическое вещество этой цепи не приносит человеку никакой пользы. Если же мышевидные грызуны и пернатые хищники будут уничтожены, органическое вещество растений, участвующих в данной цепи, может быть использовано в цепи питания человека.

Чем длиннее цепь питания, тем меньше часть органического вещества, синтезируемого растениями, доходит до последнего звена цепи. Отсюда следует, что человек наиболее полно использует органическое вещество, полученное в процессе фотосинтеза, употребляя его в виде растительной пищи, а из различных видов мяса, которым питается человек, наиболее приемлемо мясо травоядных животных. Уже значительно меньше пользы приносит органическое вещество мяса птиц, питающихся насекомыми, которые в свою очередь питаются растениями.

Особенно важно было бы сократить длинные цепи питания в морях. По данным зарубежных гидробиологов, для создания 1 кг мяса домашних животных требуется 40 кг травы, а для создания 1 кг рыбы в море — более 1 т водорослей. Среди многочисленных видов морских обитателей имеются рыбы, питающиеся:

  1. почти исключительно растениями (толстолобик, белый амур, лещ);
  2. рачками и другими мелкими животными зоопланктона;
  3. мелкими донными животными;
  4. рыбы-хищники, питающиеся рыбами же, и, наконец;
  5. рыбы, питающиеся остатками жизнедеятельности животных и растений.

Понятно, что при потреблении рыб первой группы (цепь питания: растение — рыба — человек) органическое вещество и энергия используются человеком во много раз полнее, чем при потреблении рыбы других групп, особенно рыб-хищников, так как здесь имеется длинная цепь питания: растение — мелкие животные — рыбы, поедающие этих животных,— хищные рыбы — человек. Морские беспозвоночные животные, например морская звезда, поедают много моллюсков, которые являются кормом и для других более полезных обитателей моря. Подсчитано, что если полностью истребить этот вид животных (кстати их можно использовать как корм для домашней птицы), то улов рыбы увеличится вдвое.

На суше и в океане многие виды животных и насекомых следует исключить из сферы свободного развития; их целесообразно оставить только в заповедниках, в зоологических» ботанических садах для научных и учебных целей. Однако здесь нужны осторожность и глубокие знания всех взаимосвязей, существующих в природе. Например, если бы кто-нибудь задался целью увеличить в какой-то местности численность диких оленей и для этого уничтожил бы там всех хищников, то произошло бы примерно следующее. Стада оленей увеличились бы настолько, что в скором времени они начали бы гибнуть от эпизоотий. Ведь хищники в первую очередь уничтожают слабых и больных животных, чем ограничивают распространение болезней. Существует даже мнение (С. С. Шварц) (С. С. Шварц. Ступень к управлению природой. М, «Знание», 1962), что жизнь на Земле, заселенной одними травоядными, была бы столь же невозможна, как и на планете, заселенной одними хищниками. Сейчас трудно согласиться или не согласиться с этим мнением, но можно, пожалуй, утверждать, что настанет время, когда человек сможет только по своему усмотрению решать судьбу всех животных и микроорганизмов, их «жизнь или смерть». Уже и теперь человечество активнее, чем это есть на самом деле, может вмешиваться в регулирование соотношения численности полезных и вредных животных.

Важным и действенным направлением реконструкции органического мира Земли является плановое изменение биоценоза на больших территориях. К этому направлению относятся, в частности, и рассмотренные выше работы по акклиматизации и реакклиматизации растений и животных. Мы говорили о том, как изменилась флора ряда районов Грузии благодаря акклиматизации там иноземных растений.

Большие масштабы приобретает комплексное изменение биоценоза — флоры и фауны — в результате выращивания лесозащитных полос, а также при осушении болот. Растительный состав лесозащитных полос определяется уже при их закладке. Например, при создании лесо-кустарниковых полос растения высаживаются в следующем порядке. Сначала идет главная группа растений (в Европейской части СССР к ней принадлежат дуб, ясень, береза, осина, акация, вяз), предназначенная для уменьшения силы ветра; затем сопутствующая группа (груша, яблоня, липа), которая стимулирует скорость роста основной группы и, кроме того, затеняет почву. Третья группа — кустарники или ягодные растения — должна ограничивать разрастание сорняков и привлекать насекомоядных птиц. В дальнейшем в лесозащитной полосе неизбежно появляются и другие, не предусмотренные растения, но все же именно высаженная растительность определяет будущие типы флоры и фауны лесозащитной полосы.

В Белоруссии, например, после второй мировой войны на 600 тыс. га осушенных земель посажен лес, и каждый год вновь засаживается не менее 30 тыс. га. Выращивается много новых для этих мест пород деревьев: тополь, лиственница, бересклет, красный дуб, маньчжурский орех, пенсильванский ясень и др. Такое обновление флоры в сочетании с большими изменениями почвенных условий влечет за собой качественные изменения и в животном населении. Особо сильное влияние на биоценоз оказывают большие искусственные водоемы, возникающие в связи с крупным гидроэнергостроительством, а также новые оросительные системы. Фауна таких водохранилищ — рыба и нужные для нее кормовые организмы — полностью подчинена усмотрению человека.

После того как человечество освоит все полупустыни и пустыни, превратит болота в плодородные земли, биоценоз всех материков планеты станет резко отличным от современного.

Особенно широкие возможности по изменению органического мира Земли открываются с познанием механизма передачи наследственности и овладением методами целеустремленного управления наследственностью растений и животных.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *