Человечество обретет изобилие

В невиданных масштабах ведутся работы по изменению органического мира и переделке лика Земли.

До открытия телеграфа люди могли обмениваться информацией в лучшем случае со скоростью полета почтового голубя (60—70 км/час), в худшем — со скоростью своих собственных ног. Сейчас обмен информацией происходит со скоростью света, т. е. в земных условиях практически мгновенно. Недалеко то время, когда каждый человек в любой момент времени сможет установить непосредственную связь с любым другим человеком. Еще в XVIII в. люди могли передвигаться по суше только пешком или же конным транспортом, а по воде — на гребных и парусных судах. Максимальная скорость передвижения людей даже конным транспортом не превышала 10 км 1час. Первое паровое судно спущено на воду в 1807 г., первый паровоз пошел в 1825 г. Сейчас воздушные корабли — сверхзвуковые реактивные самолеты — переносят людей и грузы со скоростью, превышающей 2000 км/час. Мощные межконтинентальные ракеты имеют еще большую скорость. Искусственные спутники Земли достигли первой космической скорости (8 км/сек), а межпланетные станции, посланные к Венере и Марсу, преодолели вторую космическую скорость (11,2 км/сек) и вышли из поля тяготения Земли.

Только в СССР число искусственных спутников Земли типа «Космос» превысило 150. Часть из них возвращена на Землю, часть, выполнив программу, сгорела в атмосфере, часть будет находиться в полете до 10, до 100 и даже до 1000 лет. Кроме серии «Космос», запускаются и другие спутники. Так, в СССР на орбиту выведены спутники связи «Молния—1» с высотой апогея почти 40 тыс. км. Запущены космические станции в направлении Венеры. Продолжает действовать межпланетная станция «Зонд-З», с помощью которой сфотографирована обратная сторона Луны. К началу 1966 г. эта станция находилась на расстоянии 95 млн км от Земли. Много спутников Земли и космических станций запущено также в США.

12 апреля 1961 г. мир узнал о первом проникновении человека в космос, узнал о советском гражданине Юрии Гагарине. Советские космонавты совершили полеты в двух- и трехместных кораблях, участвовали в групповых космических полетах. А 18 марта 1965 г. советский космонавт А. А. Леонов вышел из космического корабля в космос. Подобные полеты повторяли затем американские космонавты. И в СССР и в США ведутся практические работы по подготовке полетов людей на управляемых кораблях на Луну. 3 февраля 1966 г. советская автоматическая станция «Луна-9» осуществила мягкую посадку на поверхности Луны, такая же посадка произведена станцией «Луна-13» 24 декабря 1966 г. 3 апреля 1966 г. начал вращаться первый в мире советский искусственный спутник Луны. Автоматической станцией «Венера-3» вымпел СССР доставлен на Венеру.

В самое последнее время созданы лазеры — квантовые генераторы света. Принцип их действия заключается в следующем: в кристаллах некоторых тел накапливается световая энергия, которая затем испускается в виде строго направленных, почти не расходящихся, необычайно интенсивных пучков света; такие пучки создают на малой площади чрезвычайно высокую температуру и колоссальное давление световых волн. Уже работают лазеры, генерирующие световые волны длиной от 0,3 до 3000 микрон, т. е. излучающие свет от ультрафиолетового до инфракрасного. Лазеры режут и плавят самые прочные и твердые вещества, такие, как алмаз и рубин. С помощью квантовых генераторов произведена локация Луны и измерено расстояние от нее до Земли. Это открывает возможность использовать лазеры для сверхдальной космической связи и как сверхточные дальномеры на Земле Начинают применять лазеры в медицине, а также для систем передачи энергии. Выясняется возможность превращения лазерного излучения в электрический ток с высоким коэффициентом полезного действия. Есть предположение, что особо интересные результаты лазерное излучение может дать в химии, как универсальный катализатор, позволяющий создавать или разрушать в соединениях строго определенные связи. Полагают также, что с помощью лазеров удастся расширить связь и увеличить дальность передачи информации. По линиям связи, основанным на квантовых генераторах, по-видимому, можно будет одновременно передавать до 100 тысяч телевизионных программ или многие миллионы телефонных разговоров.

С расширением сфер человеческой деятельности (космическое пространство, глубины Земли) возникают новые отрасли промышленности, а следовательно, и потребность в совершенно новых материалах, обладающих порой необычными «экзотическими» свойствами. И такие материалы создают физики, химики, технологи. Уже есть вещества, не изменяющие своей прочности в условиях космической стужи и при тысячах градусов жары. Есть вещества, обладающие сверхпроводимостью не только при абсолютном нуле, но и при десятках, а может быть и сотнях градусов тепла. Есть кристаллические вещества, прочность которых приближается к теоретической —1000—2000 кг/мм 2. Правда, пока еще не научились получать кристаллы больших размеров, из которых можно было бы изготавливать какие-либо крупные детали, но чрезвычайно важен сам принцип получения сверхпрочных веществ. Сейчас такие кристаллы используются в порошковой металлургии в качестве наполнителей, во много раз повышающих прочность обычных металлов.

Величие открытий, которые будут совершены даже в ближайшие десятилетия, предугадать трудно. Как выразился некогда Ньютон, перед нами всегда расстилается и будет расстилаться неисследованный океан истины. «Ум человеческий открыл много диковинного в природе,— писал Ленин,— и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней» (В. И. Л ен и н. Поли. собр. соч., т. 18, стр 298).

В социалистическом обществе наука не может сознательно использоваться одними группами людей против других, так как при социализме нет антагонистических классов. В условиях социалистической системы хозяйства наука используется в интересах всего народа. Сама наука становится производительной силой.

Считая возможность разрешения жизненных задач человечества доказанной, надо, конечно, еще иметь уверенность в том, что они будут разрешены своевременно, так как запоздалое решение той или иной жизненной задачи тормозит развитие человечества. Но как говорил К. Маркс: «Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления» (К. Маркс. К критике политической экономии. 1952, стр. 8).

Разумеется, при разрешении задач, с которыми человечество может встретиться, было бы неправильным не учитывать многих трудностей. Преодоление их является основной задачей современного человека, ответственного за судьбы будущих поколений.

А природные ресурсы Земли не только не исчерпаны, но и выявлены они еще далеко не полностью. Их хватит для того, чтобы обеспечить всем необходимым не только современное население Земли, но и гораздо более многочисленное. Но для этого необходимо, чтобы умственная и материальная деятельность всего человеческого общества служила целям благоденствия всех людей Земли.