Достигнутое превосходство в силах дало советскому командованию возможность прочно удерживать боевую инициативу, навязывать противнику свою волю, планировать и успешно проводить крупные операции на любом участке фронта по собственному стратегическому выбору.
Гитлеровское руководство не смогло разработать на 1944 год сколько-нибудь осмысленного плана военных действий и надеялось только на то, что ему удастся превратить маневренную войну в длительное позиционное противостояние двух армий.
С самого начала года советское стратегическое наступление пошло не всеобщим навалом; проводились тщательно продуманные и подготовленные операции. Германское командование не успевало перебросить свои резервы на один угрожаемый участок фронта, как тут же следовал неожиданный удар в другом месте — сценарий военных действий в 1944 г. определялся в советском Генштабе.
В январе—феврале был сокрушен гитлеровский Северный вал — сильно укрепленный район вокруг Ленинграда; осада с города была снята. Одновременно на Украине советские войска в двух местах глубоко вклинились в оборону противника, а затем, соединившись, устроили котел немецкой группировке, до того угрожавшей Киеву (Корсунь-Шевченковская операция).
6 июня крупные силы западных союзников форсировали Ла-Манш и успешно высадились в Нормандии; второй фронт был наконец открыт.
В конце июня началась крупнейшая операция второй мировой войны, получившая кодовое наименование «Багратион». Удар огромной силы, неожиданно нанесенный через леса и болота Белоруссии, раздробил немецкую группировку на несколько котлов; оказавшиеся там дивизии и части некоторое время продолжали сопротивление, но попали в совершенно безнадежную ситуацию.
Советские армии вступили на территорию Польши. Сразу же особую актуальность обрел вопрос о том, в чьих руках окажется власть в возрожденном Польском государстве. Кульминацией борьбы за послевоенную судьбу страны стало Варшавское восстание.
Когда части советской армии вышли на восточный берег Вислы, на другом ее берегу, в польской столице, подняли восстание партизаны и подпольщики, которые подчинялись правительству страны, находившемуся в эмиграции, в Англии. Если бы восстание увенчалось успехом, вошедшие в Варшаву советские войска встретили бы там восстановленную власть довоенного руководства Польши.
Серьезной попытки переправиться на другой берег Вислы на помощь повстанцам сталинские генералы не предприняли. Через два месяца кровопролитных боев немцы сломили сопротивление поляков. Полностью разрушенная Варшава была занята советскими войсками лишь через три месяца.
В августе 1944 г. основной удар советских войск наносился на юге — там в Ясско-Кишиневской операции были окружены и разгромлены немецкая и румынские армии, прикрывавшие главный источник горючего для Германии — нефтепромыслы Румынии. В Бухаресте произошел политический переворот, и новое правительство объявило войну своему вчерашнему союзнику.
Советские войска, перешедшие после этого болгарскую границу, были встречены там цветами. Как раз в это время из сибирских лагерей начали выпускать европейских коммунистов-коминтерновцев; с них брали подписку о неразглашении того, что с ними произошло в СССР, и переправляли для партийной работы на родину.
Немецкие дивизии под угрозой неминуемого окружения поспешно ретировались из Греции (куда тотчас же высадился английский десант). Югославская коммунистическая партизанская армия еще до подхода советских войск контролировала большую часть территории своей страны. После ухода немцев хозяевами Албании также стали партизаны компартии.
Осенью началось восстание в Словакии, однако оно было подавлено, и повстанцы отошли в горы. В начале октября советские дивизии вышли на Венгерскую равнину, но там встретили ожесточенное сопротивление армии Венгрии и вермахта; сломить его удалось лишь через полгода тяжелейших боев, в самом конце европейской войны, — ценой полумиллиона жизней советских солдат.