В марте 1921 г. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). С введением НЭПа разрешалось брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме».
Продналог совершенствовался. Устанавливался единый натуральный налог. С 1 января 1924 г. продналог вносился только деньгами. Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельхозкредита. Оно помогало в обработке полей, приобретении сельхозмашин, мелких предприятий (мельницы, пекарни, скотобойни). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты представляли начальную форму кооперации. В 1924-1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. В 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Поголовье скота возросло в 1924-1928 гг. с 243 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. -12,2 млн. голов).
Новая экономическая политика позволила мобилизовать возможности шаруа и крестьянства для восстановления сельского хозяйства. Сверхконцентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее — наркоматов, необходимая в период восстановления промышленности, превратилась в систему. Трестирование вредило рациональному размещению производительных сил, определило сырьевой характер экономики Казахстана. Промышленность республики стала останавливаться. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Главным районом цветной металлургии республики являлся Рудный Алтай. Досрочно сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который в 1923 г. давал 40% общесоюзной добычи свинца. Стали работать нефтепромыслы Доссор и Макат. В 1920 г. сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. В 1927 г. на Карсакпайском комбинате началась добыча меди. В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), У иле и Темире (Актюбинская) в Уиле и Темире (Букеевская). В 1927 г. функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.