НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Общеизвестно, что на протяжении последних четырех-пяти столетий очень сложной проблемой общественной жизни был национальный вопрос. С того же времени он стал большой социальной проблемой, настоятельно требовавшей своего разрешения.

Это имело свои глубокие причины. Развитие капитализма, с одной стороны, обострило национальный вопрос, с другой — усилило национальное угнетение и национальное неравенство. Эти два общественных явления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Капиталистическое общество не в состоянии было решить этот вопрос в интересах общества, в интересах трудящихся. Нельзя не отметить, что капитализм и правительства капиталистических стран — комитеты по делам буржуазии — пытались по-своему решить национальный вопрос, но все подобного рода попытки потерпели неудачу. Национальные раздоры между народами все больше усиливались.

Невозможность правильного разрешения национального вопроса здесь органически связана с природой капитализма, основой производственных отношений которого является частная собственность на средства производства. Такая система производственных отношений не объединяет и не сближает людей, народы, а, напротив, разъединяет их, порождает среди них национальную рознь, обособленность, недоверие. Такие реакционные явления, глубоко чуждые интересам трудового человечества, в процессе развития капитализма внутри одной страны или в определенной географической зоне поднимают одну нацию до уровня господствующей, а другую или несколько малочисленных наций и народов низводят до положения так называемых мелких наций и народностей. Как следствие всего этого при капитализме возникают угнетающие и угнетенные нации, между которыми постоянно имеют место вражда, ненависть, междоусобица и т. п.

Иначе быть не могло. Капиталистические государства всю свою деятельность осуществляют в интересах господствующих классов, следовательно, в интересах господствующих наций, узаконивают деление наций на угнетающие и угнетенные, закабаление целых народов. Капитализм не только не решает животрепещущих проблем национальных отношений, а еще больше обостряет их, противопоставляет одну нацию другой. Такие явления особенно усиливаются и приобретают уродливые формы при империализме, когда капиталистическая система вступила в период загнивания, ибо в это время, как метко указывал В. И. Ленин, «из освободителя наций, каким капитализм был в борьбе с феодализмом, империалистский капитализм стал величайшим угнетателем наций. Капитализм из прогрессивного стал реакционным, он развил производительные силы настолько, что человечеству предстоит либо перейти к социализму, либо годами и даже десятилетиями переживать вооруженную борьбу «великих» держав за искусственное сохранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всяческого рода».

Это положение вскрывает всю реакционную суть капитализма в области национальных отношений. Оно подтверждается как прежней, так и современной историей капитализма. Вся история капиталистического общества в XX в. изобилует вопиющими формами и методами национально-колониального гнета, несовместимого с элементарными принципами человеческой нравственности. Капитализм на последней, империалистической стадии становится особенно жестоким: своей реакционной политикой он вызывает вооруженные конфликты и столкновения между нациями и колониальными народами, заливает кровью землю многих стран.

Разумеется, передовые люди всего мира не могли мириться с этой, изо дня в день усиливающейся, несправедливостью. Перед человечеством встали две тесно связанные между собой проблемы: с одной стороны, во что бы то ни стало уничтожить всякий национальный гнет, с другой — как в теории, так и на практике правильно, в интересах всего общества раз и навсегда решить национальный вопрос.

Теоретическое обоснование и практическое решение этих вопросов, связанных с проблемами возникновения и развития наций, их судеб, стало целиком и полностью делом пролетарских революционеров. Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс еще в середине прошлого столетия в процессе разработки революционной теории, опираясь на принципы материалистического понимания истории, впервые в науке объяснили сущность национального вопроса, определили его место и значение в жизни современного им общества. Они со всей ясностью доказали, что уничтожение неравенства возможна только с устранением капитализма и установлением социализма.

Объясняя механизм этого сложного социального явления, К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» — первом программном документе научного коммунизма — пришли к заключению:

«В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой».

Это теоретическое положение представляло собой основу для единственно правильного разрешения национального вопроса. Суть дела состояла прежде всего в ликвидации национального гнета, национального неравенства, господства одной нации над другой. Маркс и Энгельс в своей теоретической и практической деятельности придавали первостепенное значение решению этих насущных социальных проблем. К сожалению, судьба, сложившиеся условия жизни не позволили им увидеть плоды своих замыслов и труда.

В новых исторических условиях империализма за решение национального вопроса взялся великий продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса — В. И. Ленин. Еще с начала XX в., с периода разработки первой программы Коммунистической партии, до последнего часа жизни В. И. Ленин во всей своей деятельности видное место отводил решению теоретических и практических аспектов национального вопроса. По этой проблеме он создал ряд фундаментальных трудов, таких, как «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», и др. В программах партии, в решениях партийных съездов и конференций, в больших и малых работах по различным проблемам общественной жизни, написанных В. И. Лениным, есть также много основополагающих указаний по национальному вопросу.

Следует отметить, что под непосредственным влиянием и руководством В. И. Ленина ряд русских марксистов взялся за исследование различных сторон национального вопроса. Одним из первых среди них был И. В. Сталин, написавший в 1913 г. интересную работу «Марксизм и национальный вопрос». Она быстро получила всеобщее признание среди передовой общественности России. В статье «О национальной программе РСДРП» о ней так отозвался В. И. Ленин: «В теоретической марксистской литературе это положение дел и основы национальной программы с.-д. уже были освещены за последнее время (в первую голову здесь выдвигается статья Сталина)».

Русские марксисты во главе с В. И. Лениным при разработке теории национального вопроса, как и других вопросов общественной жизни, мастерски руководствовались марксистским диалектическим методом. Как известно, диалектический метод все явления рассматривает в развитии, движении и тесной взаимосвязи, с точки зрения роста одного явления и устранения другого. Развитие национальных отношений также подчиняется этим закономерностям. Марксизм-ленинизм учит, что общественная жизнь постоянно находится в движении и изменении; в тесной связи с ней всегда претерпевает эволюцию и национальный вопрос.

Следовательно, чтобы правильно решить национальный вопрос, к нему надо подходить не метафизически, а диалектически, с позиций понимания исторической неизбежности глубоких изменений и в этом явлении общественной жизни. Обо всем этом постоянно напоминает нам марксистско-ленинская революционная теория. Она учит, что нация — не вечная категория, а историческая, возникшая в определенных исторических условиях. Народ как нация формировался при возникновении капитализма в процессе развития торговых и капиталистических отношений. Например, немецкая, английская, французская, русская и многие другие им подобные нации сложились на указанной выше экономической основе. А народы, отставшие в своем экономическом и культурном развитии и не успевшие сформироваться при капитализме, консолидировались в нацию в новой исторической эпохе. В этом отношении СССР имеет поучительный опыт. Некоторые народы и народности, входившие в состав Российской империи, в силу низкого уровня развития капитализма на ее окраинах не успели сформироваться в нации. Они поднялись до уровня наций в новых условиях, в условиях первых этапов развития социализма. Поскольку они с самого начала консолидировались как социалистические нации, то обрели совершенно новые черты и новое содержание, отличные от тех, которые свойственны другим нациям, сложившимся при капиталистической формации. В условиях социализма новые нации не знали ни национального угнетения, ни национального неравенства. В этом неоценимую роль сыграла марксистско-ленинская теория, которая всесторонне раскрыла социально-экономическое содержание вновь консолидировавшихся социалистических наций и их коренное отличие от буржуазных наций.

Другой не менее важной заслугой марксизма-ленинизма в объяснении и разрешении национального вопроса является то, что он впервые в научной литературе дал всестороннее определение сущности нации. Ни одно из прошлых определений нации не может сравниться с этим глубоким марксистским определением. В марксистско-ленинской литературе оно установилось в начале XX в. и формулируется примерно так: нация есть исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада; понятие нации охватывает несколько важных сторон общественной жизни, оно становится полным только тогда, когда все эти элементы рассматриваются в неразрывном единстве.

Конечно, нельзя считать, что это определение вечное, раз и навсегда данное и не подлежащее уточнению. Не исключена возможность, что на основе опыта общественной жизни, в процессе дальнейшего развития науки оно будет совершенствоваться, дополняться (Так, в одной из работ, изданных в последние годы, дано следующее определение: «Нация — устойчивая историческая общность людей, представляющая собой форму общественного развития, сложившуюся на базе общности экономической жизни в сочетании с общностью языка, территории, особенностями культуры, сознания и психологии» («Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях». Под редакцией академика 11. Н. Федосеева, М., 1974, с. 23).).

Научное объяснение сущности национального вопроса дало возможность Коммунистической партии составить свою программу в этой области и наметить правильную политику, способствующую установлению дружбы и сотрудничества между различными нациями и народами. В поисках правильных путей разрешения национального вопроса В. И. Ленин еще до Великого Октября установил необходимость оказывать всестороннюю помощь ранее отсталым народам и народностям. Он писал:

«Мы постараемся оказать этим отсталым и угнетенным, более чем мы, народам «бескорыстную культурную помощь», по прекрасному выражению польских социал-демократов, т. е. помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к социализму».

Все эти теоретические положения оказались огромным подспорьем, когда Коммунистическая партия сразу же после Октябрьской революции приступила к решению национального вопроса в нашей огромной многонациональной стране. В основу его решения были положены следующие принципы: полная ликвидация национального гнета и национального неравенства, обеспечение всем ранее угнетавшимся народам права свободного развития в политическом, экономическом и культурном отношениях. Марксизм-ленинизм учит, что надо предоставить им возможность самостоятельно управлять своей судьбой.

Руководствуясь этими единственно правильными марксистско-ленинскими положениями, Советская власть начала проводить в жизнь свою национальную политику. По инициативе В. И. Ленина были обнародованы «Декларация прав народов России» и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В этих исторических документах Коммунистическая партия и Советское правительство еще раз официально перед всем миром продемонстрировали ленинские принципы своей национальной политики, со всей ясностью изложили предоставленные народам политические, социальные, экономические и другие невиданные ранее в истории права. Вместе с тем в этих актах новой власти указывались пути и конкретные задачи использования трудящимися массами своих великих завоеваний. В них, например, обосновывались задачи трудящихся Востока, в том числе Казахстана, получивших в результате победы Октябрьской революции как социальное, так и национальное освобождение. Вот что сказано в обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»:

«Под ударами русской революции трещит старое здание кабалы и рабства. Мир произвола и угнетения доживает последние дни. Рождается новый мир, мир трудящихся и освобождающихся… Вся Россия усеяна революционными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Власть в стране в руках народа. Трудовой народ России горит одним желанием добиться честного мира и помочь угнетенным народам мира завоевать себе свободу».

Это обращение, обнародованное в один из решающих моментов развития социалистической революции, сыграло поистине преобразующую роль в жизни и судьбах народов нашей страны. Высоко подняв знамя восстания, трудящиеся массы ранее угнетенных народов, населявших необъятные просторы России, сбросили со своих плеч гнет помещиков и капиталистов и повсеместно создали органы народной власти — Советы депутатов трудящихся. Они положили начало своей новой жизни.

После этого Коммунистическая партия под руководством В. И. Ленина последовательно провела мероприятия во всех сферах общественной жизни по привлечению народов (в том числе Казахстана) к революционной деятельности, к управлению государственными и общественными делами. Трудящиеся поднялись на активную политическую и общественную работу, лучшая часть их — в первую очередь рабочие и беднейшие крестьяне — вступала в ряды партии большевиков, вела многогранную работу в различных общественных организациях.

В тот период развития нашей страны, особенно на отсталых национальных окраинах, иначе поступить было нельзя. Здесь надо было постепенно, но последовательно вырывать трудящихся из-под влияния местных эксплуататорских классов: баев, полуфеодалов, манапов и духовенства. Для этого, конечно, требовалось определенное время. И об этом не раз предупреждал В. И. Ленин. В начале 1919 г. на VIII съезде РКП (б) он дал мудрый совет представителям коммунистических организаций народов Востока:

«Что же мы можем сделать по отношению к таким народам, как киргизы, узбеки, таджики, туркмены, которые до сих пор находятся под влиянием своих мулл?.. Можем ли мы подойти к этим народам и сказать: «Мы скинем ваших эксплуататоров»? Мы этого сделать не можем, потому что они всецело в подчинении у своих мулл. Тут надо дождаться развития данной нации, дифференциации пролетариата от буржуазных элементов, которое неизбежно…

В различных странах размежевание пролетариата и буржуазии идет своеобразными путями. На этом пути мы должны действовать осторожнейшим образом. Особенно нужно быть осторожным по отношению к различным нациям, ибо нет вещи хуже, чем недоверие нации».

К такому выводу он пришел в результате многолетнего и всестороннего изучения истории и теории национального вопроса. После Октябрьской революции проведена исключительно большая работа, направленная на национальное возрождение отсталых народов. По этому поводу В. И. Ленин выступал на многих партийных съездах и конференциях с конкретными предложениями. Осенью 1919 г. на II съезде коммунистических организаций народов Востока он развернул программу действия коммунистов, работающих среди восточных Народов, определил формы и методы их деятельности в различных специфических условиях. Особое внимание он обращал на усиление политико-воспитательной работы, на распространение марксистского учения среди трудящихся, в первую очередь среди их передовой части. В. И. Ленин указывал на трудность такой работы, на ее своеобразие, ибо в процессе революционной деятельности приходится решать сложнейшие практические вопросы, которые не могли быть предусмотрены ни в одной книге.

«Здесь перед вами стоит задача,—разъяснял В. И. Ленин,— которая не стояла раньше перед коммунистами всего мира: опираясь на общекоммунистическую теорию и практику, вам нужно, применяясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эти теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство…

Вам придется эту задачу поставить и решать ее самостоятельным опытом. В этом вам поможет, с одной стороны, тесный союз с авангардом всех трудящихся других стран, а с другой — уменье подойти к народам Востока, которых вы здесь представляете».

Вопросов работы в условиях Востока В. И. Ленин коснулся на VIII Всероссийском съезде Советов и на X съезде РКП (б), где еще раз детально обосновал целую сумму мероприятий по широкому привлечению трудящихся к производству, к работе в государственных и общественных организациях. Вместе с тем он показал необходимость и значение образования национальных республик и автономных областей ранее угнетенных народов на основе принципов советской государственности.

Одним из наглядных примеров правильного разрешения национального вопроса явилось создание казахской государственности. Идя навстречу исконным желаниям казахского народа и исходя из Программы Коммунистической партии и политики Советского государства, В. И. Ленин как Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР вместе с М. И. Калининым, Председателем ВЦИК, 26 августа 1920 г. подписал декрет об образовании Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Это было поистине историческим событием в жизни казахского народа, который в силу реакционной политики царизма и эксплуататорской верхушки казахского общества отстал от многих-европейских народов, подвергался национальному угнетению. Естественно, что казахский народ, все трудящееся население Казахстана встретило декрет с огромной радостью, как величайшее социальное завоевание.

В условиях политического и производственного подъема, вызванного ленинским декретом, 4—12 октября того же года в крае состоялся первый учредительный съезд Советов. Съезд единодушно принял Декларацию прав трудящихся Казахстана. На основе волеизъявления населения республики съезд указывал, что основой ее отношений с народами всей страны являются прочное сотрудничество, глубокое доверие, взаимное понимание, нерушимый союз. Исходя из этих глубоко гуманных принципов, говорилось в декларации далее, трудящиеся массы объединяются в единую братскую семью и в нужный момент дадут сокрушительный отпор любым проискам империалистической буржуазии.

Исторические документы, принятые съездом Советов, ярко выражали стремление казахского народа всегда жить в дружбе со всеми народами, еще больше укреплять традиционную дружбу с великим русским народом, начавшуюся со времени добровольного присоединения Казахстана к России, с первой трети XVIII в. Это еще раз подтвердило достоверность ленинского положения о том, что дружба между народами является надежной гарантией их успешного развития и расцвета. Создание советской государственности в казахской степи подняло на невиданную высоту дружбу народов. Образование Казахской социалистической республики стало могучим средством, благодаря которому влияние Советской революционной России распространялось на многие страны Востока.

Мероприятия по осуществлению ленинской национальной политики последовательно проводились партией и в дальнейшем. На XII съезде РКП (б) специально обсуждались задачи партийного и государственного строительства с тем, чтобы как можно быстрее ликвидировать фактическое неравенство народов в экономическом и культурном отношении. В решениях съезда подчеркивалось, что помощь здесь должна выражаться прежде всего в создании в республиках промышленных очагов при максимальном участии местного населения, что борьба за ликвидацию фактического неравенства, за подъем культурного и хозяйственного уровня национальностей является постоянной заботой нашей партии.

Выполняя директивы съезда, местные партийные организации и советские органы все шире развертывали созидательную работу, развивали промышленность, сельскохозяйственное производство, создавали очаги культуры, повышали активность трудящихся.

Новым замечательным проявлением ленинской национальной политики явилось образование в конце 1922 г. СССР — Союза Советских Социалистических Республик. К этому шагу партия готовилась с большой тщательностью и руководствовалась ленинским указанием о том, что «мы хотим добровольного союза наций,— такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой,— такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии». Объединение советских республик в единое многонациональное государство диктовалось интересами самой жизни, интересами как внутренней, так и внешней политики государства. Оно было необходимым условием и верным залогом успешного социалистического строительства в стране.

В. И. Ленин стоял во главе создания СССР и решения других многочисленных вопросов национальной политики нашей партии.

«В. И. Ленин был вдохновителем и организатором Союза Советских Социалистических Республик, он разработал программу строительства и укрепления многонационального государства, учил последовательно проводить принципы пролетарского интернационализма, крепить дружбу и братское сотрудничество народов».

Работа по осуществлению национальной политики партии теперь выражалась в повышении темпов развития экономики и культуры. Постепенно она увенчалась выдающимися победами. ЦК КПСС в постановлении «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» с большим удовлетворением отмечал: «Свободные и равноправные — русский, украинский, белорусский, узбекский, казахский, грузинский, азербайджанский, литовский, молдавский, латышский, киргизский, таджикский, армянский, туркменский, эстонский народы, все нации и народности сплотились в несокрушимый Союз Советских Социалистических Республик, совместными усилиями построили социализм, вышли на путь процветания и достигли огромных успехов в развитии экономики и культуры».

Таковы основные итоги национальной политики КПСС. Советская власть на основе марксистско-ленинской революционной теории впервые в истории нашла ключ к решению национального вопроса — одного из самых сложных в общественных отношениях. В результате все нации стали хозяевами своей судьбы, получили на основе советской государственности право на ликвидацию фактического неравенства, на нерушимую дружбу и сотрудничество между народами. Разрешение национального вопроса, как указывает Программа КПСС, является величайшим завоеванием социализма. Объединение и сплочение равноправных народов СССР, их тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни, расцвет их экономики и культуры — важнейший итог ленинской национальной политики.

Ярким примером этого служит возрожденный Казахстан, коренным образом изменивший свои облик за короткий исторический срок.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *