Формирование Великого Шелкового пути
Великий Шелковый путь — трансконтинентальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в.до.н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.
Начиная III-II тыс. до. н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
- «Лазуритовый путь» — соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией.
- «Нефритовый путь» — связывал Восточный Туркестан с Китаем.
- «Степной путь» (сер. I тыс. до н.э.) — из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан (Сведение Геродота).
В 629 г. буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал по международному пути, который связывал Китай с Западом. В своем дневнике описывая весь свой путь, он пишет, что они прибыли через «Прозрачное Голубое озеро» (Иссык-куль) к г.Суябу, где встретился с тюркским каганом. Описывая прием, у тюркского кагана, Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати.
Изобретение шелка, археология Китая относят к эпохе неолита (раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху — найдены шелковые ткани, пояса и пряжа).
В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (V в.до н.э.) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI-V вв.до н.э.).
В распространении шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.
В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан.
Основные причины:
- В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию;
- Дорога через Фергану в VII в. стало опасной из-за междоусобиц местных правителей;
- Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
- Основное число посольских и торговых караванов в VII-ХIV вв. гило здесь.
Направления и трассы Великого Шелкового пути
Основные трассы в VI-VIII вв:
- Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-кульская котловина Восточный Туркестан.
- Византия — Дербент — Прикаспийские степи -Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан — Семиречье — Восточный Туркестан — Китай.
Основные направления:
Великий Шелковый путь через Казахстан проходили по Южному Казахстану и Семиречье и разделялось на 4 направления:
- Направления с запада на восток;
- Илийское направление;
- Европейское направления;
Направления, ведущие в Центральный и Восточный Казахстан:
- Сарысуйский путь — из Отрара к р.Иртыш, Ишим;
- Хан жол — из Тараза к берегам р. Атасу;
- северо-илийский путь — от Чингелды к берегам Балхаша
Крупные города на Великом Шелковом пути:
- Испиджаб — китайцы называли «городом на белой реке». Купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде, Мерве, Балха.
- Джувикат — город в Таласской долине, здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе с Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком.
- Джамукат — рядом с Таразом, основанный согдийцами из Бухары, которым правил некий Джамук. Остатки города на правом берегу Таласа сейчас называется — Костобе.
- Кулан — китайцы называли «Цзюйлень», был известен как « приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра».
- Икиогуз — в долине р.Коксу — совр. село Дунгановка. В 1253 г. монах В.Рубрук писал, что в городе имелась торговая колония иранских купцов. Рубрук называет город Эквиусом.
- Каялык — в долине р. Каратал (совр. Антоновское) столица карлукских правителей жабгу — центр северо-восточной части Илийской долины (IX-XIII вв.).
- Кедер — одним из главных городов в Отрарском оазисе, известен как о «месте стечения купцов из разных стран».
- Отрар и Шаугар (VIII в.). Отрар — был узлом многих караванных путей. Шаугар — совр. Чуй-тобе, рядом с Туркестаном.