Рисунки на камнях

В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления. Андроновцев об окружающем мире.

Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Рисунки Там голы, Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район — Семиречье (урочище Тамгалы).

  • В раннем периоде эпохи бронзы (XVII-XIV вв. до н. э.) — покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе с личными вещами помещался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии приносят в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме.
  • В средней и поздней бронзе — умершего клали в каменный склеп в скорченном положении (поза младенца в утробе матери) на боку
  • В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления .Андроновцев об окружающем мире.

Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков —петроглифов. Рисунки Там голы, Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры.

Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район — Семиречье (урочище Тамгалы).

Основные сюжеты наскальных рисунков:

Наиболее распространенные рисунки — это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки — символы могущества, силы и плодородия.

Изображение сцен поклонения богу солнца — Митре. Например, в урочище Тамгалы показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагаются хоровод из пляшущих человеков, а также одиночные и парные танцоры. Все они исполняют ритуальный танец. Хоровод — это символ солнца, а движение участников — это имитация вращения светил на небе.

Изображение двухгорбого верблюда-бактриана в статичной форме и нередко занимал во многих сценах центральное место.

Изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау насчитываются 49 гравировок двухколесных охотничьи и боевых колесниц.

Изображение сцен боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками и чеканами (клевцами).

Изображение сцен пахоты, связанного с празднованием нового года. Право проведения первой борозды предоставлялось царю (Сведения из «Авесты»).Рисунки на камнях (петроглифы) — это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировоззрении. 

Антропологический тип андроновцев европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане).

Язык андроновцев — индо-иранская языковая группа.

Бегазы-Дандыбаевская культура археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе Маргуланом А.Х.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры:

  • Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве
  • Строительство особого типа надгробных сооружений
  • Своеобразный погребальный обряд
  • Появление новых форм глиняной посуды
Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *