В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Основной материал — золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов:
- Инкрустация — вставки из цветных камней;
- Зернь — запаивание золотых шариков на основу;
- Скань — запаивание витой проволочки;
- Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль — заливка отдельных гнезд специальным составом.
Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относятся к началу I тыс. до н.э. Уже в VII-V в. до н. э. в Казахстане были известны два технических приема — инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Шиликты), Центрального (Жыланды)и Западного Казахстана (Бесоба), а также в погребениях Алакульской впадины.
Заимствованная в начале 1 тыс. до н.э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув расцвета в VI-V вв. н. э., полихромный стиль дожил до нашего времени.
С появления племен хунну в Казахстане связано:
- Проникновение большой группы тюрко-язычных племен;
- Проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей;
- Проникновения «полихромного стиля» в искусстве.
Таким образом, объединения уйсуней, канглов и хунну достигли уровня государственности. Об этом говорят следущие признаки перехода к государственному строю, присущее всем этим обществам:
Наличие определенных территориальных владений;
- Появление частной собственности на скот и землю;
- Существование примитивного бюрократического аппарата;
- Введение налога как формы эксплуатации;
- Наличие права