ХУННЫ

Первые века нашей эры в древней истории Казахстана и других регионов Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну и дошедших до нас названием эпохи «Великое переселение народов».

Ранняя история хунну

Первое упоминание о хунну встречается в китайских источниках в III в. до н. э. Это были воинственные кочевые племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья.

В III в. до н.э. во главе хуннских племен стал Модэ-шаньюй. Он проводил ряд политических и военных реформ в управлении государством и осуществил победоносных войн. На западе он совершил походы против юечжей и уйсуней, на севере подчинил племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевал с ханьским Китаем. В 206 г.до н.э. Модэ-шаньюй покорил Китай и заключил с ханьским императором договор «О мире и родстве», получил в жены китайскую царевну и обязал китайцев выплатить хуннам дань. Постоянные нападения кочевых племен вынудило Китай построить Великую Китайскую стену для защиты своих территорий.

Под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ.

Переселение хунну в Казахстан

В результате внутренних междоусобиц в 55 г. до н. э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части -южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные хунну во главе Чжи-чжи, откочевали к озеру Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии.

Первая волна переселения хунну:

  • В 47 г. до н.э. северные хунну пересекли Тянь-Шань и приблизились к владениям канглов. Чжи-чжи заключает союз с государством Канглов для совместной борьбы против уйсуней. Правитель канглов пригласил Чжи-чжи в свои владения и предоставил ему командовать канглыской кавалерией, также отдал ему в жены свою дочь, в надежде что разбив уйсуней, Чжи-чжи уйдет в долины рек Или и Чу. Однако в 46-36 гг. до н.э. в результате войны Чжи-чжи не смог разгромить уйсуней.
  • Назрел конфликт между ним и канглыской аристократией. Чжи-чжи отказался подчиниться канглам, в гневе убил свою жену и несколько полководцев армий канглов. Он ушел к реке Талас, где два года строил свой город с двумя оборонительными стенами.
  • Усиление Чжи-чжи обеспокоило Китай. В двух направлениях: с юга — через Фергану и с севера — через Иссык-кульскую котловину китайцы вступили в войну против хуннов. Также были отряды, нанятых римских воинов Марка Красса, победителя Спартака. Несмотря на оборону, китайцы захватив город, сожгли его. Чжи-чжи вместе с 1818 человек были обезглавлены и около 1200 воинов были отданы в награду вассальным князьям уйсуней и Ферганы.

Вторая волна переселения хунну:

  • В 93 г. н.э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан.

Гунны в Европе

В II-IV в.н.э. хунну достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С проникновением гуннов во главе с Атиллой в Европу начинается «Великое переселение народов».

Гунны во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. В 448 г. войско гуннов разгромило Восточно-Римскую империю и восточно-римский император, был вынужден согласиться на позорное соглашение с Атиллой. Войско Атиллы в 200 тыс. человек растеклись по Балканскому полуострову, 70 городов Греции были сожжены и разграблены.

При Атилле империя гуннов достигла своего могущества:

  •  Освободило Европу от господства Рима;
  •  Способствовало к крушению рабовладельческого строя;
  •  Усилению военно-демократической системы.

В 451 году объединенное римско-германское войско выступило против гуннов. Недалеко от города Труа в Каталаунской долине в Галлии произошло знаменитая битва, получившая название «Битва народов», где войско Атиллы потерпело поражение.

 После смерти Атиллы в 453 г. его держава распалась.

Хозяйство

  •  Основное занятие — кочевое скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корму. Заготовки на зиму не делались.
  •  Хунну также занимались земледелием, охотой.
  •  Высокого развития достигло военное дело. Основа войска — подвижная конница. Оружие — лук и стрелы, щиты были круглой и овальной формы в виде деревянной рамы.

Общественный строй

В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений:

  •  Титул правителя — шанъюй, бывший неограниченным монархом.
  •  Заместители правителя — темники, количество которых было 24 (князья, которые являлись сыновьями, братьями, родственниками шаньюя). Должности и высшие чины у хунну имели наследственный характер.
  •  Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины.
  •  Народное собрание, которое собиралось, 3 раза в год и совет старейшин решали государственные дела.
  •  Для содержания управленческого аппарата взимались налоги.
  •  В хуннском обществе появились частно-семейная и личная собственность на скот и землю.

Культура

В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля».Основной материал — золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов:

  • Инкрустация — вставки из цветных камней;
  • Зернь — запаивание золотых шариков на основу;
  • Скань — запаивание витой проволочки;
  • Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль — заливка отдельных гнезд специальным составом.

Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относятся к началу I тыс. до н.э. Уже в VII-V в. до н. э. в Казахстане были известны два технических приема — инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Шиликты), Центрального (Жыланды)и Западного Казахстана (Бесоба), а также в погребениях Алакульской впадины.

Заимствованная в начале 1 тыс. до н.э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув расцвета в VI-V вв. н. э., полихромный стиль дожил до нашего времени.

С появления племен хунну в Казахстане связано:

  •  Проникновение большой группы тюрко-язычных племен;
  •  Проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей;
  •  Проникновения «полихромного стиля» в искусстве.

Таким образом, объединения уйсуней, канглов и хунну достигли уровня государственности. Об этом говорят следующие признаки перехода к государственному строю, присущее всем этим обществам:

Наличие определенных территориальных владений;

  •  Появление частной собственности на скот и землю;
  •  Существование примитивного бюрократического аппарата;
  •  Введение налога как формы эксплуатации;
  •  Наличие права

Более подробная информация: Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: