Развитие Казахской ССР в предвоенные годы

В 1939 г. взят курс на расширение индустриальной мощи, укрепление обороноспособности. В третьей пятилетке Каз ССР должна была стать крупной базой производства цветных металлов, добычи угля, нефти район развитого сельского хозяйства. В 1938-1941 гг. реконструирован Карсакпайский медеплавильный завод, построен Джезказганский медеплавильный комбинат. Введены трудовые книжки, государственное страхование, переход на 8-часовой рабочий день, на 6-дневную рабочую неделю. В конце 1940 г. возникла система государственных трудовых резервов. В 1940 г. началось массовое движение женщин за овладение мужскими профессиями.

Широко использовался труд спецпереселенцев и заключенных. На ударных (народных) стройках использовался бесплатный труд крестьян. К началу 1940 г. за 9 месяцев методом ударной стройки построена магистраль Акмолинск-Карталы (806 км.). На 500 км сократилась перевозка угля из Караганды в Магнитогорск. Были построены 2681 км железных дорог, из них сданы в эксплуатацию 1358 км. Развивалась цветная металлургия – было покончено с зависимостью страны от импорта цветных металлов. Строительство Чимкентского свинцового. Балхашского медеплавильного, Лениногорского, Зыряновского полиметаллических заводов, Ачисайского, Коунрадского рудников превратило цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана Марка «СЧСЗ» (свинец Чимкентского свинцового завода) была признана лучшей в стране.

В 1940 г. в Казахской ССР было произведено 87% всего свинца и 21% всей меди в Союзе. В республике действовало 2580 крупных предприятий, все они были построены за годы Советской власти. Промышленность, созданная народом в годы индустриализации во многом предопределила победу в Великой Отечественной войне. В предвоенные годы утвердился колхозный строй. Сложились стабильные механизаторские кадры. Набирал темп почин П.Н.Ангелиной, призвавшей девушек овладеть трактором: тысячи девушек стали трактористками. Интенсивно шло освоение Голодной степи (Бетпакдала). В Западно-Казахстанской области методом ударной стройки был построен Урало-Кушумский канал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: