В 1916 г. администрация готовилась к изъятию новых земель для колонистов. Шла «Добровольная» вербовка батраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. «Само существование казахской нации стало острой проблемой», — писал в 1913 г. А. Байтурсынов. Основным фактором, толкнувшим к восстанию, стало национальное и социальное угнетение. Набор жигитов-казахов на тыловые работы стал поводом к восстанию. Согласно царскому указу от 25 июня 1916 г. мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет подлежало набору «для работ по обустройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии».
Правительство хотело освободить часть русских солдат от тыловых работ, заменив их «реквизированными инородцами». Предполагалась реквизиция более 500 тыс. жигитов из Туркестана и Степного края. 23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора А.Куропаткина были освобождены от набора должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; нижние полицейские чины; имамы, муллы; счетоводы и бухгалтеры; «туземцы», занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан. Царизму удалось отколоть от общенационального движения «туземную» администрацию, часть байства и мусульманского духовенства, освободив их и сыновей от мобилизации.
На стороне царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация -волостные управители, аульные старшины. В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно восстали народы Казахстана и Туркестана Гражданское неповиновение после выхода указа царя в июне 1916 г. приобрело массовый характер. Повстанцы уничтожали списки молодежи призывного возраста, нападали на байские аулы, уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли, громили волостные правления, аулы волостных управителей. Восставший народ первым делом восстановил традиционные доколониальные институты государственного управления.
Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии. В Чурубай-Нуринской волости ханом был провозглашен Нурлан Кияшев, Карачагской — Оспан Чонов. В Жайылмысской волости Верненского уезда — Бекболат Ашекеев. Была воссоздана структура власти: ел беги — глава администрации, жасакшы судейская коллегия, казнашы — казначейство, сардарбек — командующий повстанческой армией.