Полезная площадь земли

Три четверти поверхности Земли заняты океанами и морями, которые используются человеком пока еще в очень малой степени. Остающаяся четверть, точнее 29%, земной поверхности — суша, которая освоена также далеко не полностью. Почти четвертую часть суши занимают горы, столько же сковано вечной мерзлотой; около одной седьмой занято пустынями, одна девятая покрыта ледниками. Не вовлечены в сельскохозяйственную деятельность людей громадные площади болот, непроходимых джунглей, таежных лесов.

Поверхность суши равна 150 млн. км2 (без Антарктиды — 134 млн. км2). Из табл. 4 видно, как распределена земельная площадь по отдельным странам и частям света. Только 1,46 млрд га, т. е. немногим больше 10% суши, используется под пашни и насаждения. Но, может быть, остальная площадь вообще не пригодна для земледелия? Безусловно, какую-то часть суши действительно нельзя обрабатывать, но эта часть гораздо меньше той части земли, которая может быть использована, но не используется.

Распределение земельной площади (млн. га)*

Часть света или страна

Общая

Пашни и насаждения

Луга и пастбища

Всего

Леса

Пустыри и строения

Европа

493

152

90

242

137

114

СССР

2227

232

372

604

880

743

Северная и Центральная Америка

2426

261

368

629

816

981

Южная Америка

1779

62

324

386

916

477

Азия

1782

348

207

555

449

778

КНР (1954)

976

109

178

287

77

612

Африка

3021

260

636

896

751

1374

Океания

853

35

460

495

79

279

Итого

13557

1459

2635

4094

4105

5358

* Народное хозяйство СССР

1964 г.

ЦСУ, 1965;

Statist.

Agricull

 15. Prodcution. Yearbook, FAO, 1966

 

Так, например, в Южной Америке сельское хозяйство ведется только на 5% территории, в то время как пригодной для этого земли имеется свыше 25%. В частности, в Бразилии обрабатывается только 11% пригодной земельной площади, а засевается 7,3%, в Мексике соответственно 8,3 и 6,6 %. Прекрасным земельным фондом Аргентины являются пампасы, занимающие более 100 млн га. Почвенный слой здесь глубок и богат питательными веществами. Более 1/3 территории Аргентины покрыто лесами, и в них тоже скрыты потенциальные запасы земли, пригодной для обработки. Однако из 240 млн га пригодной для сельского хозяйства земельной площади Аргентины используется лишь 30 млн га. В Перу сельским хозяйством охвачено 10% пригодной площади, в Колумбии — 8%, в Коста Рика—около 25% и т. д.

Большие резервы земельных площадей для сельскохозяйственного производства имеются и во многих странах Азии. Так, в Индонезии из общей площади 149 млн га в сельском хозяйстве используется лишь 17,6 млн га, в Индии—40%, в Пакистане — не более 30%, в Австралии — из 56 млн га возделывается только 9 млн га. В Африке на каждого жителя приходится 12 га земельной площади, но только около 1 га из них представляют собою пашни и плантации. По данным ФАО, 115 млн га — это «неиспользуемые, но потенциально продуктивные земли. Из 592 млн га пастбищ и 748 млн га лесов Африки несколько сот миллионов гектар могут быть превращены в сельскохозяйственные угодья» (О. Рюле. Хлеб для 6 миллиардов. М, «Прогресс», 1965).

Пирсон и Харпер (Pearson, Harper. The World’s Hunger, Ithaca, Cornell university press, 1945) —авторы книги «Мировой голод» — перечисляют условия пригодности почв для сельскохозяйственного использования. Они относят сюда рельеф местности, плодородие почвы, количество осадков, тепла и света и с этих позиций расценивают пригодность поверхности суши для сельского хозяйства. По их мнению, отдельным указанным условиям соответствует следующая доля поверхности Земли (в %):

  • Местности с достаточным количеством осадков — 43
  • То же и надежность осадков — 34
  • То же и достаточное количество тепла — 32
  • То же и подходящие топографические условия — 21
  • То же и достаточное плодородие почв — 7

Из этих данных получается, что всем указанным условиям отвечают только 7% поверхности суши, а самым лимитирующим условием использования почвы, по Пирсону и Харперу, является ее плодородие.

Но разве плодородие почвы представляет собой неизменную величину, не подвластную человеку?

Сама почва есть естественно-историческое образование: в далеком прошлом Земли почвы в современном ее понимании вообще не существовало. Почва — эта поверхностный слой земной коры, возникший в результате действия света, воздуха, влаги, растительных и животных организмов, а на окультуренных территориях — и деятельности человека.

Для подкрепления мальтузианской теории об исчерпании жизненных ресурсов буржуазные социологи используют так называемый закон убывающего плодородия почвы, впервые выдвинутый французским экономистом Тюрго еще в XVIII веке. Суть этого «закона» состоит в утверждении, что за известным пределом вложение в землю добавочных средств и труда не окупается соответствующим количеством возрастающей сельскохозяйственной продукции. Основная ошибка Тюрго состоит в том, что он рассматривает только естественное плодородие почвы и при этом считает его определенным раз и навсегда. Он игнорирует одно решающее обстоятельство: с развитием науки и техники, в том числе сельскохозяйственной, человек получает все больше возможностей для сознательного и планомерного воздействия на свойства почвы, определяющие ее плодородие. В свое время Маркс отметил, что «хотя плодородие и является объективным свойством почвы, экономически оно все же постоянно подразумевает известное отношение — отношение к данному уровню развития земледельческой химии и механики, а потому и изменяется вместе с этим уровнем развития» (К. Маркс. Капитал, т. III, 1955, стр. 664.). «В сущности ведь самое понятие: «добавочные (или: последовательные) вложения труда и капитала»,— писал Ленин, — предполагает изменение способов производства, преобразование техники» ( В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 5, стр. 101,).

История сельскохозяйственного производства полностью опровергла «закон» убывающего плодородия почвы. Для иллюстрации этого можно привести пример, о котором Ленин писал еще в 1907 г. Такие авторитетные наблюдатели природы, как академики Бэр и Гельмерсон, в 1845 г. утверждали, что таврические степи по своему климату и недостатку воды всегда будут принадлежать к самым беднейшим и неудобовозделываемым местностям. «В то время население Таврической губернии вдвое меньшее, чем теперь, производило 1,8 млн четвертей всяких хлебов… Прошло 60 лет, и удвоившееся население производит в 1903 г. 17,6 млн четвертей, т. е. почти в 10 раз более» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 16, стр. 228.). Теперь по херсонской земле (таврические степи) проходит канал из Каховского водохранилища. Осваивается орошение этих земель, урожайность пшеницы на них достигает 40—50, риса 60—70 ц/га. О таком плодородии этих земель в 1903 г., а тем более в 1845 г., никто и не мечтал.

Плодородие почвы определяется содержанием в ней необходимых для растений питательных веществ, а также ее химическими и физическими свойствами. Наиболее важными свойствами почвы, влияющими на ее плодородие, являются поглотительная способность (способность твердых частиц почвы поглощать соли из водного почвенного раствора), скважность (общий объем пустот в почве, их форма и размеры), водопроницаемость, влагоемкость, водоподъемная способность, испаряющая способность, реакция почвы (кислая, основная, нейтральная). Все эти свойства почвы определяются главным образом характером ее структуры и наличием в ней органического вещества — гумуса. Обеспечение же почвы всеми питательными веществами — дело рук человека.

Лучшими физическими свойствами обладает почва, имеющая мелкокомковатую структуру. Сохранению такой структуры способствуют правильная система обработки почвы и правильное чередование посевов различных культур. В последнее время разработаны способы улучшения структуры почвы с помощью специальных препаратов — структурообразователей. При внесении в почву незначительного количества такого вещества из пылевидных частиц земли образуются мелкие комочки, и почва приобретает хорошую структуру.

Из таких препаратов известны, например, препарат «К» на основе синтетического полимера акрилнитрила и препарат «Сайлак» на базе поливинилацетатных полимеров. Последний из них —белый порошок — рассыпают тонким слоем по поверхности почвы. Под действием этого препарата даже глина собирается в комочки размером от булавочной головки до горошины. Эти комочки сохраняют гигроскопичность, но не распадаются от действия воды.

Для повышения плодородия кислых подзолистых почв используется известь, которая улучшает структуру таких почв и снижает их кислотность. При этом повышается эффективность действия минеральных удобрений и увеличивается урожайность. Внесение 3-4 т извести на 1 га посева повышает урожай зерна на 2—5, корней сахарной свеклы — на 80—90, силосной массы — на 80— 90 ц/га. Раз внесенная известь сохраняет свое действие в течение 10—30 лет. В США, например, в почву ежегодно вносят около 20 млн т извести. В СССР в течение 1966—1975 гг. намечается произвестковать 28 млн га кислых почв.

Плодородие засоленных почв (солончаков) можно восстановить, осуществляя дренаж с промыванием и аэрацией почвы на глубину до 1,2 м с помощью гигантских лугов и машин. В СССР в ближайшее десятилетие намечено обессолить 42 млн га солончаковых почв. Весьма эффективно также внесение в солончаковые почвы гипса. Даже бесплодные пески пустынь можно превратить в высокоплодородные почвы с помощью специальных эмульсий, которые образуют на поверхности песка тонкую пленку и этим препятствуют передвижению песка под действием ветра. Заранее посеянные неприхотливые растения прорывают пленку и укореняются на неподвижном песке, затем начинают развиваться и другие, более капризные растения. В результате верхний слой земли постепенно обогащается органическим веществом — возникает структурная почва. В песках Туркмении, например, под прикрытием защитных пленок посажен лес на десятках тысяч гектаров, укрепились сосны на зыбких нижнеднепровских песках, созданы зеленые оазисы вблизи нефтяных промыслов Небит-Дага и Куп-Дага.

Конечно, при хищнической бесплановой эксплуатации плодородие почвы действительно истощается. «Культура,— писал Маркс,— если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXIV, стр. 35.).

Многократный посев одной и той же культуры без применения средств для улучшения структуры почвы и защиты от эрозии может придать почве пылеватую легко выветривающуюся и размывающуюся структуру. К столь же печальному результату приводит нерациональная система удобрений, например длительное применение на подзолистых почвах кислых удобрений.

Резко сказывается на понижении плодородия почвы бесплановая вырубка лесов, ведущая к усилению выветривания и обезвоживанию почвы. В капиталистических странах за последние два века уничтожено 50 млн га леса, а вновь посажено лишь 2 млн га. В США за 1908—1938 гг. уничтожено 44% леса.

По данным американского почвоведа Беннета, в США эрозия уже сделала непригодными к обработке около 20 млн га пашен, другая часть пахотных земель — также около 20 млн га — находится на грани такого же состояния (X.X. Беннет. Указ. соч). К несчастью, эрозия почв, обусловленная главным образом наследием прошлого, имеет место и в СССР: в старых сельскохозяйственных районах Европейской части страны есть земли, охваченные речной и овражной эрозией; на одной пятой этих земель урожайность снизилась в 2 раза.

Научная система земледелия с учетом климата и типа почв обеспечивает получение высоких урожаев и сохраняет плодородие почв. Разработка такой системы для каждого отдельного случая является важнейшей практической задачей нашего времени.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *