Облик страны стремительно менялся. На обломках крепостнического строя вырастала новая Россия — Россия динамичная, предпринимательская, промышленная. Но к началу XX в. стало очевидно, что строить здание нового российского общества невозможно, пока в его фундаменте остаются архаичные социальные конструкции.
Малоземельное и одновременно привязанное к своим наделам крестьянство не могло быть ни массовым покупателем производимых промышленностью товаров, ни свободным продавцом своих рабочих рук. Разорение дворянских имений показывало, что настоящим хозяином земли в России может быть только крестьянин. Поэтому аграрная реформа, под которой одни понимали передел земли в пользу крестьянства, а другие — освобождение его от общинных пут, стала к началу века главным вопросом, от решения которого зависело будущее страны.
Далее, всё большая часть национального богатства, экономическая сила, хозяйственная власть постепенно сосредотачивались в руках предпринимательского класса. Но политическая власть, все нити управления внутренними и внешними делами России находились в руках выходцев из отживавшего класса крупных землевладельцев-помещиков.