Подпишитесь на наши новости:
Навигация сайта
Школьные предметы
•   Информационная поддержка школьников, студентов и преподавателей » РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА » РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ. Стр 2.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ. Стр 2.
поделись ссылкой

Характерная для этого учения практика оказалась близка местному населению, так как была созвучна местным домусульманским традициям. Муридов этого могущественного в свое время ордена можно было встретить по всему мусульманскому миру. Обширная дервишская корпорация оказы­вала значительное влияние на политическую жизнь Средней Азии и Казах­стана в X V—X VI вв.

 

В рассматриваемый период наблюдался расцвет суфийских орденов и распространение такого явления, как культ святых (почитание могил святых — вали, аулийа, святых мест), который в раннем исламе рассматривался как ширк («многобожие», «язычество»).

Мусульманский культ святых, занимавший важное место в религиозной

жизни многих народов, сложился под влиянием архаичных идей, хранивших представления о многочисленных божествах, которые в исламе приобрели новое толкование в соответствии с духом новой религии. По свидетельству арабского путешественника Ибн Баттуты (XIV в.), культ святых в Централь­ной Азии, несмотря на отрицательное отношение к нему официальной тео­логии и сунны, по существу являлся реальной, конкретной формой, в кото­рой проявлялось религиозное сознание народа. В данный период культ свя­тых не считали противоречащим Корану и не воспринимали как ширк, что свидетельствует о глубоком проникновении его в систему ислама(Ибрагимов Н.Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. Москва, 1988, с. 65.)

 

В XIV-XV вв. наряду с исламом в среде кочевого и оседлого населения Казахстана важную роль играли домусульманские воззрения и культы. Каза­хи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри. Идея верховного божества Тенгри — Небо возникла в ми­ровоззрении многих тюркских народов, в том числе и у предков казахов, задолго до внедрения в их среду ислама. Некоторые исследователи считают, что культ Тенгри был уже вполне оформившейся религиозной системой, что способствовало принятию привнесенной исламом идеи единого бога Алла­ха  . (История Казахстана  с древнейших времен до наших дней .В пяти томах .Т2. Алматы: “Атамура”, 1997. 624 с.

Общественная и семейная жизнь, которая по-прежнему регулировалась установлениями обычного права (адат), прочно хранила реликты ранних форм религии — магии, культа природы и плодородия, почитания огня и очага, культа предков, демонологических представлений, шаманства и др.

 

У казахов, как и у других народов, практическая трудовая деятельность с глубокой древности была тесно связана с различными верованиями и обрядами.

Покровителем лошадей считался Камбар-ата или Жылкышы-ата, овец — Шопан-ата, верблюдов — Ойсыл-кара, крупного рогатого скота — Зенги-баба, коз — Сексек-ата (Хозяйство казахов на рубеже 19-20 веков .Материалы к историко-этнографическому атласу. Алма-Ата,1980,с.127.) Покровителем земледелия и земледельцев в южных зем­ледельческих районах Казахстана почитался Дикан-баба. Дарителем всевоз­можных благ, изобилия, богатства, счастья считался пророк Кыдыр.



Навигация по статьям
Назад | Оглавление | Вперед
Автор: admin | Просмотров (4076) | Комментариев (0)
Добавить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail: