СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕЙ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ КАЗАХСТАНЕ

Советская историография характеризуется постоянным интересом к актуальной теме распространения идей марксизма-ленинизма в дореволюционном Казахстане. Идеологическая подготовка трудящихся масс к революционной борьбе за свержение самодержавия в условиях национальных окраин России имела «свои особенности, свою обстановку». Советские ученые ставили и решали кардинальные вопросы проблемы, создали ряд оригинальных трудов, однако специальных

историографических разработок по ней нет. Некоторые вопросы деятельности социал-демократов в Казахстане получили освещение в историографическом обзоре М. К. Козыбаева «Историко-партийная наука в республике».

В статье автор поставил цель рассмотреть советскую историографию 60-х и 80-х гг. по вопросам проникновения и распространения марксистско-ленинских идей в Казахстане, становления и практической деятельности социал-демократических организаций и большевистской печати на материалах как Казахского края, так и Туркестана. Обусловлено это тем, что Ташкент являлся одним из центров, откуда идеи марксизма проникали в глубь казахских и киргизских степей.

Благотворная творческая атмосфера, характерная для современного этапа развития науки, активизировала исследовательскую работу историков Средней Азии и Казахстана. Продолжен и расширился поиск, начатый ранее. В 1958 г. были опубликованы «Очерки истории Коммунистической партии Туркестана», подготовленные совместно историками республик Средней Азии и Казахстана. Здесь представлен значительный фактический материал, изучалась деятельность социал-демократических организаций в период революции 1905—1907 гг., образование «Союза Туркестанских организаций РСДРП». Раскрыта активная агитационная деятельность Ташкентской группы РСДРП, которая только в апреле — июне 1905 г. напечатала десять своих прокламаций (тираж 2800 экз.), перепечатала 10 прокламаций центральных органов партии и ряда других местных партийных организаций, в том числе 5 прокламаций специально для солдат. В книге последовательно освещена деятельность социал-демократических организаций в период реакции и особенно в период нового подъема рабочего движения, когда стала распространяться большевистская газета «Правда».

Одновременно с «Очерками» увидела свет фундаментальная монография Ю. 3. Полевого, где представлена широкая панорама развития марксизма не только в центре России, но и в других районах страны. Проследив этапы распространения марксистско-ленинских идей в тесной связи с рабочим движением, автор пришел к выводу, что «процесс выделения пролетарской идеологии из общедемократической был однороден как в Центральной России, так и на национальных окраинах», что имело важное значение в приобщении к идеям научного социализма лучшей части революционной интеллигенции и передовых рабочих национальных окраин. Особенностью социал-демократического движения в России, точно указывает автор, с самого начала являлся его интернациональный характер. Первые марксистские кружки объединяли представителей многих народов, населявших Россию, и признавали себя частью международной социал-демократии. Монография Ю. 3. Полевого раскрыла общие закономерности зарождения и распространения марксизма в России. Она по праву получила высокую оценку в научной литературе.

Названные исследования, а также труды А. Алтмышбаева и К. Суворова имели немалое значение для изучения истории распространения марксизма в Средней Азии и на юге Казахстана. Вместе с тем по ряду затронутых вопросов ощущался значительный пробел в источниках, а это обусловило схематичность некоторых положений. Например, в «Очерках» содержалось мало сведений о связях туркестанских социал-демократических организаций с партийными центрами Сибири и Закавказья до революции 1905—1907 гг., недостаточно полно показаны борьба большевиков за влияние на массы в период революции 1905—1907 гг., вовлечение интеллигенции в борьбу против самодержавия. Осталось неясным время возобновления почти прерванных в 1908 г. связей туркестанских социал-демократов с партийным центром.

Значительным подспорьем в дальнейших исследованиях проблемы послужила библиографическая работа М. П. Ав-шаровой и фундаментальный библиографический указатель «Большевистская периодическая печать» (М., 1964).

Исторический II съезд РСДРП объединил революционные марксистские организации и образовал партию рабочего класса России на основе идейно-политических и организационных принципов, разработанных В. И. Лениным. «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года»,— писал В. И. Ленин. 60-летие этого знаменательного события историки Казахстана отметили новыми творческими достижениями.

Важным событием в научной жизни республики явился выход коллективной монографии «Очерки Коммунистической партии Казахстана». Во введении говорится: «Коммунистическая партия Казахстана прошла славный путь борьбы и побед. Ее история — это история борьбы КПСС за социальное и национальное освобождение казахского народа, за приобщение казахских трудящихся к революционной борьбе русского пролетариата против царизма, капитализма, за переход казахского народа при братской помощи великого русского народа и других народов Советского Союза от патриархальщины и средневековья к социализму, за превращение Казахстана в цветущую индустриально-аграрную республику, входящую в содружество социалистических наций».

Проблемы истории классовой борьбы в начале XX в. в Казахстане разрабатывал С. Б. Бейсембаев. Полемизируя с исследователями, ссылавшимися на социально-экономическую отсталость края как на причину существенного отставания консолидации местных революционных сил, а также с теми, кто ставил знак равенства между уровнями революционного движения русского рабочего класса и освободительного движения народов окраин, автор обосновал положение о том, что в недрах казахского общества действовали внутренние силы, наличие которых облегчало развертывание революционной борьбы. К ним автор относит почти 200-летнюю историю совместной жизни и борьбы казахских трудящихся и русского трудового народа в составе России; экономическое и политическое тяготение Казахстана к России; многонациональный состав населения края и отсюда многонациональный отряд рабочего класса; рост главной революционной силы в центре страны — русского рабочего класса, его вождя — Коммунистической партии, способной под своим знаменем объединить .национальное и аграрное движение. Одновременно С. Б. Бейсембаев нацеливает на изучение всех сторон и особенностей революционной борьбы и распространения марксизма в Казахстане.

В работах П. М. Пахмурного на широкой источниковой базе освещалось становление местных партийных организаций и формирование большевистских кадров. Предметом специального изучения стала большевистская печать, которую В. И. Ленин рассматривал не только как коллективного пропагандиста, но и как коллективного организатора.

Вышедшие труды свидетельствовали о возросшем уровне исследований. Например, Ш. Я. Шафиро привлек 52 номера «Искры», издававшейся с 1900 по 1903 г., и подверг тщательному анализу содержащиеся в ней материалы о Казахстане. Интересные данные о связях «Правды» с казахстанскими большевиками содержатся в работах А. Мухтарова. Ему удалось установить каналы, по которым местные революционные организации поддерживали «Правду» материально, выяснить города, в которых она имела своих подписчиков, местные газеты, на страницах которых сообщалось о подписке на большевистские газеты «Правда», «Просвещение», «Вестник приказчика», «Вопросы страхования» и др. Автор писал, что через своих корреспондентов «Правда» во все уголки многонациональной России несла вести о революционной борьбе трудящихся Казахстана, об их солидарности с забастовочным движением пролетариата страны, об аграрных волнениях среди переселенцев и коренного населения. Особо отмечалось влияние «Правды» на подъем революционного движения как в России, так и в Казахстане, на пробуждение классового сознания трудящихся масс.

Основным идейно-политическим течениям, начиная с крайне (реакционных, религиозно-мистических и кончая революционно-демократическими и марксистско-ленинскими, посвящены две части монографии К. Б. Бейсембиева. В первой части вопросы распространения марксизма специально не исследуются, во второй они нашли отражение, однако выпал из поля внимания автора начальный период, который известен как «искровский». К более глубокому научному исследованию революционно-демократической и марксистской мысли в начале XX в. автор обратился в новой монографии «Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана» (Алма-Ата, 1976). В ней обстоятельно рассмотрены пути распространения марксистских идей, особенно тщательному анализу подвергнуты газеты на русском и татарском языках, выходившие в крае после октябрьской политической стачки 1905 г. и печатавшие статьи большевиков. Отсутствие в дореволюционное время документальных материалов на казахском языке автор объясняет двумя причинами: среди казахского населения почти не было лиц, имевших достаточную теоретическую подготовку по вопросам марксизма, а также очень небольшой процент читателей-ка-захов. Вместе с тем приведены данные о приобщении казахской интеллигенции и казахской бедноты к революционным событиям, в частности напечатанные в 1912 г. газетой «Казахстан» известия о событиях на Лене, сведения о первых листовках, адресованных казахской бедноте, материалы а создании «Союза чернорабочих» в Верном, куда входили русские и казахские батраки.

Таким образом, в 60-е гг. исследование распространения марксистских идей и революционного движения в Казахстане шагнуло вперед. Большую методическую помощь в этом оказали научные учреждения Москвы и Ленинграда. Весьма значительна в таком плане поисковая и публикаторская деятельность коллектива Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана, а также архивных органов. Издана многочисленная литература, в том числе летопись важнейших событий, охватывающая конец XIX в.— февраль 1917 г. Публикация была опытом эффективной информации, когда в научный оборот вовлекался широкий круг новых источников.

Документальный материал о развитии социал-демократического движения в Казахстане представлен двумя периодами:

  1. кружковая пропаганда в условиях глубокого подполья с конца XIX в. до 1905 г.;
  2. оформление групп и организаций РСДРП (летом 1905 г. оформилась Уральская организация, в сентябре 1905 г.—Петропавловская и Семипалатинская), переход от кружковой пропаганды к массовой агитационной работе среди трудящихся.

На базе накопленного фактического материала, монографий и научных статей коллектив авторов институтов истории партии при ЦК Компартий республик Средней Азии и Казахстана к 50-летию Октября издал «Историю коммунистических организаций Средней Азии» (Ташкент, 1967), охватившую период от возникновения первых социал-демократических групп в 1903—1904 гг. до национального размежевания Средней Азии в 1924 г.

В последующие годы проблема активно стала разрабатываться по трем направлениям, которые условно можно назвать так: а) источниковедческо-историографическое; б) влияние марксизма на зарождавшееся профсоюзное движение в крае; в) пробуждение классового сознания трудящихся Казахстана.

Публикации, представляющие первое направление, принадлежат X. Айдаровой, Н. Митропольской, П. Пахмурному, Ш. Шафиро, С. Бейсембаеву, 3. Раджабову, И. Маляру, Н. Греховодову, Р. Мустафиной.

Влияние большевистской газеты «Урал», выходившей на татарском языке в 1907 г., на учащихся, среди которых была казахская молодежь, рассмотрела X. Айдарова. Многие молодые люди работали впоследствии мугалимами (учителями) в аульных мектебах, представляли часть казахской демократической интеллигенции, поэтому революционная пропаганда среди них, направленная против религиозных и националистических предрассудков, разъяснение позиции большевиков по земельному вопросу и других проблем, поднимавшихся на страницах газеты, сыграли свою роль и, как утверждает автор, находили отклик в этой среде. По данным Н. Митропольской, достоянием читателей в далеких казахстанских степях стали известные труды В. И. Ленина «Что делать?», «К деревенской бедноте», «Три конституции или три порядка государственного устройства», Программа РСДРП, принятая на II съезде, а также выпускавшиеся большевиками газеты. Следует отметить, что это далеко не полный перечень трудов, найденных в делах известных в Казахстане революционеров, неоднократно подвергавшихся репрессиям за антиправительственную деятельность, распространение нелегальной литературы,— В. В. Куйбышева, С. И. Гусева, В. Л. Шанцера, С. Д. Шишкина, К. Артамонова и др. Анализ материалов газеты «Степная жизнь», выходившей в 1907 г. в г. Петропавловске, позволил П. М. Пахмурному и Ш. Я. Шафиро подтвердить впервые высказанную П. А. Кияницей мысль, что В. В. Куйбышев был фактическим организатором и редактором первой легальной большевистской газеты в Казахстане. И. Маляру при изучении распространения марксистских изданий удалось установить имена большевиков, возглавлявших социал-демократическое движение в крае, связи местных корреспондентов с газетами Петербурга в начале 1905 г. и привести факты о функционировании в 1908 г. в городе Верном нелегальной библиотеки, из которой во время обыска у 3. Сергиенко было изъято около 200 книг и брошюр революционного содержания. Однако предстоит еще большая поисковая работа, необходимо также «снятие» повторений, а подчас и игнорирование работ тех авторов, которые уже рассматривали этот вопрос.

Особое место занимает монография 3. Раджабова, источниковой базой которой явилась большевистская пресса периода революции 1905—1907 гг., а также прогрессивные газеты, страницы которых использовались большевиками для ведения революционной работы в крае: «Русский Туркестан», «Вперед», «Самарканд», «Зеравшан» и др. В работе показана руководящая сила большевистского крыла РСДРП и определена роль газет в проникновении и распространении большевистских идей в Средней Азии и на юге Казахстана. Автор считает, что публикация сведений о революционных волнениях в Туркестане, о забастовках рабочих Среднеазиатской железной дороги свидетельствует о том, что большевики оценивали революционные события в крае как неразрывную часть общероссийского рабочего движения. Он выделяет роль газет в освещении создания нескольких профессиональных союзов в Туркестане, жизни и быта местного населения, разоблачении антинародной сущности переселенческой политики царизма, приведении фактов расслоения среди русских переселенцев. Прогрессивная печать выступала за предоставление демократических прав всем народам России. Подтверждением этого автор считает информацию газеты «Новая жизнь» о работе съезда «инородцев» в Петербурге в ноябре 1905 г. 3. Раджабов также проанализировал содержащиеся на страницах прогрессивной прессы сведения о волнениях среди солдат и пути проникновения революционных идей в эту среду. «Тяжелый гнет царского самодержавия довлел над .армией, как и над всей страной. Вот почему солдаты, вдохновленные героической борьбой русского пролетариата в 1905— 1907 гг., пришли в движение»,— считает автор.

Широкими репрессиями ответили власти на вооруженное выступление солдат Ташкентской крепости в ночь с 15 на 16 ноября 1905 г. Обращаясь к проблеме социал-демократического движения в крае, автор отметил ряд материалов о борьбе большевиков против меньшевиков, отражавших стратегию и тактику большевиков по важнейшим вопросам освободительного движения в России, в том числе и в Туркестане. Наиболее значимой, по его мнению, была статья, напечатанная в «Пролетарии» под названием «Социал-демократия в Туркестанском крае и Закаспийской области». В ней содержалась история возникновения социал-демократических организаций в Туркестанском крае, уточнялись основные ее этапы, приводилась подробная информация о деятельности социал-демократических организаций в крае в 1904—1907 гг. И хотя большевистская пресса освещала главным образом события в Ташкенте, Самарканде, Ашхабаде, автор постарался ввести и новые сведения о влиянии революции на кочевое население края, армию и переселенческую деревню. Ему удалось показать, что прогрессивная периодическая печать стояла на позициях передовой, демократической культуры, всячески поддерживая идеи освободительной борьбы русского пролетариата против царского самодержавия.

Вторым направлением, обозначившимся в историографии 60-х гг., явилось определение роли социал-демократии в формировании профсоюзов в Казахстане и разработка их истории. Годы первой буржуазно-демократической революции стали временем рождения профсоюзов в России. Как известно, на пути утверждения ленинской концепции истории профессионального рабочего движения уже в 20—30-х гг. пришлось преодолеть ряд трудностей. Это отсутствие достаточного количества выявленных и опубликованных источников по истории профсоюзов; антимарксистские концепции мелкобуржуазного направления, «рабочая оппозиция», основная идея которой — противопоставление профсоюзов партии и Советам. Меньшевики обосновывали реформистскую точку зрения о возникновении профсоюзов из различных легальных организаций, существовавших в середине XIX в.,— больничных, похоронных, ссудных касс, обществ взаимопомощи. Им противостояла марксистская концепция о возникновении профсоюзов в ходе классовых боев пролетариата, при активной роли социал-демократической партии. В 1931 г. была проведена всесоюзная дискуссия по основным проблемам профдвижения, которая ориентировала ученых на создание научной истории профессиональных союзов. В соответствии с этими рекомендациями тему возникновения и развития профсоюзов в Казахстане разрабатывал Ш. Я. Шафиро. В своем исследовании автор акцентировал внимание на трех аспектах: создание профсоюзов и идейное руководство ими революционной социал-демократией; борьба социал-демократических организаций в дореволюционный период с различными мелкобуржуазными партиями за влияние на профсоюзы; печатные органы профсоюзов Казахстана. Он обратил внимание на два знаменательных события, имевших место в 1905 г. С одной стороны, съезд казахской национальной интеллигенции, где была оформлена «Киргизская конституционно-демократическая партия», с другой стороны, прямо противоположный по задачам и целям «Русско-киргизский союз» в Нельдинской волости Акмолинского уезда. Исследование исторического пути развития казахского пролетариата и буржуазии позволило автору утвердиться во мнении, что казахский пролетариат в классовом и политическом отношении созрел быстрее, чем его враг — буржуазия, с самого начала слабая, компрадорского типа. Горняцкие отряды рабочего класса, где возник «Союз», находились в самой гуще кочевого казахского населения, и это имело большое значение для вовлечения местного крестьянства в национально-освободительное движение. Особое значение придавал автор интернациональному характеру «Союза».

Кроме профсоюза горняков Ш. Я. Шафиро изучил профсоюзное движение на железных дорогах. На его взгляд, идейное руководство социал-демократии здесь особенно полно проявилось при самой массовой и продолжительной забастовке рабочих и мастеровых Омска и Петропавловска в феврале 1907 г. Только влиянием революции из России, считает автор, можно объяснить тягу к созданию профсоюзов на такой ее окраине, как Казахстан, среди торгово-промышленных служащих, приказчиков, медицинских работников, учителей, почтово-телеграфных служащих.

Как и всюду в России, создание профсоюзов и их деятельность не проходили мирно, без борьбы. Социал-демократическим организациям в Казахстане приходилось завоевывать влияние на профсоюзы. Наиболее рельефно эта борьба показана Ш. Я. Шафиро на примере г. Семипалатинска, где эсеры в лице Коншина боролись за претворение своей идеи о «всеобщих профсоюзах». С этим городом связывал автор факты функционирования первого печатного органа профсоюза в Казахстане, потому что именно здесь в 1917 г. стал выходить журнал «Трудовая жизнь» (увидели свет 4 номера), главным, определяющим направлением которого была пропаганда революционной борьбы рабочего класса за свои политические и экономические права, за свержение самодержавия.

Работа Ш. Я. Шафиро остается пока одной из немногих, отражающих деятельность профсоюзов Казахстана периода их зарождения. Рассмотренная в тесной связи с социал-демократическим движением история профсоюзов утверждает и развивает марксистско-ленинскую концепцию о роли профсоюзов.

В те же годы набирало силы третье направление исследовательской работы — по изучению проблемы пробуждения общественного и классового сознания трудящихся Казахстана на базе распространения марксистского учения. Влияние марксизма-ленинизма рассматривалось на конкретных материалах деятельности социал-демократических организаций, жизни и революционной борьбы руководителей и активистов большевистского подполья, на обобщающих трудах по марксистской идеологии.

Исследование Е. А. Мамиева о распространении марксистских идей и истории революционного движения проведено на конкретно-историческом материале Южного Казахстана и охватывает двадцатилетний отрезок времени (с 1894 по 1914 г.). Поднятый автором значительный пласт нового архивного материала дал ему возможность проследить пути проникновения и развития марксизма в одной из отдаленных окраин России, показать, как оппозиционно настроенная по отношению к царизму местная интеллигенция явилась инициатором создания первых научных и культурно-просветительных обществ, как политические ссыльные развертывали в крае пропагандистскую деятельность, как студенческая молодежь из Семиречья, обучавшаяся в Ташкенте, Москве, Петербурге, Казани, приобщалась через социал-демократические группы к марксистской теоретической мысли и практике революционной борьбы и переносила -на родину идеи и дух революционной России. Все это подготавливало необходимую почву и ускоряло возникновение социал-демократических групп и организаций в крае. События 1905 г. в центре России и забастовки рабочих Туркестана ускорили создание социал-демократических групп и кружков летом 1905 г. в Казалин-ске, Туркестане, Джусалах, Верном и Пишпеке. В работе нашли отражение революционные выступления не только железнодорожных рабочих, служащих почты и телеграфа, солдатов воинских частей, но и крестьянские в Верненском, Джаркентском, Пишпекском и других уездах Южного Казахстана, говорящие об активном включении разных слоев населения окраин в общероссийское революционное движение. Заслугой автора являются свежие факты об участии в революционной деятельности многих членов Семиреченской социал-демократической группы (возглавляемой в разное время Е. Н. Филипповой, А. А. Бабкиным, П. В. Виноградовым) в период разгула реакции и особенно нового революционного подъема.

Представляет интерес освещение X. Айдаровой начального периода распространения марксизма. Оспаривая утверждающуюся в историографии точку зрения, автор относит его не к середине 90-х гг., как принято считать, а к середине 80-х. В подтверждение своего положения она приводит документы о роли ссыльных социал-демократов в Сибири и в Казахстане, об активном влиянии революционных центров на окраины.

Малоизвестный материал о пропагандистском центре, снабжавшем нелегальными изданиями жителей Семиречья в период 1905—1907 гг., приведен в статье В. Тутлиса. Автор показал пестрый состав организации, в которую входили рабочие, крестьяне, казаки и интеллигенция; она имела свою типографию, в которой помимо издания газеты «Обстрел» перепечатывались социал-демократические, большевистские прокламации. В программных требованиях группа не выходила за рамки буржуазно-демократических свобод. В целом она являлась продуктом политической «кустарщины» и «кружковщины», характерной для оторванных от революционных центров окраин России, сыгравшей тем не менее некоторую роль в распространении марксизма в Семиречье.

В публикациях, посвященных жизни и деятельности известных в Казахстане революционеров, содержится значительное количество новых документальных материалов, позволивших отразить многогранную работу большевиков-ленинцев. Обработанные и изданные силами Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана документы и материалы об Амангельды Иманове и Алиби Джаигильдине обстоятельно раскрыли формирование коммунистического мировоззрения и революционную деятельность лучших представителей казахского народа в бурные годы революции.

Особого внимания заслуживает историографический анализ, посвященный жизни и деятельности Амангельды; Иманова, проведенный М. К. Козыбаевым. В его работе подчеркивается важная роль партии Ленина, выступавшей с момента своего образования как интернациональная сила, вобравшая в себя лучших представителей трудящихся всех народов и национальностей России, воспитавшая их в духе преданности революции, делу социализма. Амангельды Има-нов рассматривается в одном ряду с такими героями, как В. Чапаев, Н. Щорс, С. Лазо, В. Блюхер, В. Киквадзе и др. Всесторонне раскрыто принципиальное значение, которое имел вопрос о месте Амангельды Иманова в революционной борьбе казахских трудящихся накануне и в период Октября и гражданской войны. Автор показал, что правильное освещение роли Амангельды Иманова происходило в ожесточенной борьбе с буржуазно-националистической концепцией национально-освободительного движения 1916 г., и только в результате большой научной и политической работы была достигнута победа как в оценке восстания 1916 г., так и в выявлении действительно революционной роли одного из его руководителей. Новый этап в изучении темы, как считает М. К. Козыбаев, относится к началу экспедиционных работ по местам революционных событий, проходивших под руководством Амангельды Иманова. Начиная с 1937 г. было проведено несколько научных экспедиций, имевших важное значение в деле углубленного изучения революционных событий в северных районах Казахстана в 1916 г., а также деятельности Амангельды Иманова в период борьбы за победу Советской власти в Казахстане.

Выступая против упрощенного толкования образа Амангельды Иманова как просто батыра, М. К. Козыбаев представляет его как революционера, воина, полководца, борца за новый мир, интернационалиста, коммуниста, прошедшего славный путь от вожака выступлений казахских шаруа против произвола и насилия царизма и баев-феодалов до одного из руководителей национально-освободительного восстания 1916 г., большевика-комиссара, организатора Советской власти и защитника ее против внутренней и внешней контрреволюции в Тургайских степях в годы Октября и гражданской войны.

Довольно обстоятельной является монография М. Бура-баева «Распространение идей марксизма в дооктябрьском Казахстане». Используя документальный материал, автор стремился нарисовать общую картину распространения марксистских идей, пропаганды их в период первой русской революции и накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Им рассмотрены социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Казахстане в 90-х гг. XIX в. и оказавшие определяющее влияние на развитие марксистской идеологии; прослежены каналы, через которые шел свет марксизма на окраины. Проанализирована идеологическая борьба, особенно обострившаяся в период революции 1905—1907 гг., против религиозного мировоззрения и «мусульмайского социализма», проповедуемого газетой «Уакыт», печатного органа казахских баев-феодалов и буржуазно-националистической интеллигенции и чиновничества. В годы реакции большевистские организации края, отстаивая идеологические основы марксизма, выступали как против ликвидаторства, так и против пантюркизма и панисламизма. Развивая эту мысль, автор показал, как на окраины шел поток литературы, в том числе меньшевистской и ликвидаторской; разобраться в ней подчас было сложно и опытным марксистам. В связи с этим нельзя не вспомнить ленинскую характеристику этого периода, когда в России свирепствовали «упадок, деморализация, расколы, разброд, ренегатство, порнография на место политики. Усиление тяги к философскому идеализму; мистицизм, как облачение контрреволюционных настроений». Поэтому представляется вполне уместным то внимание, которое уделяет М. Бурабаев выходу в свет книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», обоснование ее особого значения в борьбе против панисламистской идеологии, в пропаганде национальной политики большевистской партии. Остроту национального вопроса в годы подъема революционного движения автор объясняет и разгулом великодержавного шовинизма, усилением национального гнета, ростом националистических тенденций среди господствующих элементов угнетенных народов. В книге отражена борьба большевиков Казахстана за ленинскую тактику по вопросу войны, мира и революции, за слияние национально-освободительного движения с революционной борьбой пролетариата. Восстание 1916 г. верно рассматривается автором как фактор, ускоривший размежевание классовых сил в казахском ауле, способствующий росту классового сознания трудящихся. В конечном итоге М. Бурабаев показал роль марксистско-ленинских идей в определении главного направления борьбы трудящихся Казахстана за победу диктатуры пролетариата. Монография М. Бурабаева явилась конструктивным вкладом в создание научной истории Коммунистической партии Казахстана. Автор и впоследствии успешно трудился над изучением проблемы становления и утверждения социалистического сознания в Казахстане.

В эти же годы вышли в свет работы А. Б. Турсунбаева, в которых содержится материал о распространении идей пролетарского интернационализма в дореволюционном Казахстане. Привлекая документальные и литературные источники, автор показал, что распространение этих идей в крае обусловливалось необходимостью совместной борьбы народов за социальное и национальное освобождение, необходимостью объединения с трудящимися центра и других национальных окраин в боевой союз для совместной борьбы против капитала.

Ценнейшим теоретическим документом, изданным к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, явились Тезисы ЦК КПСС, в которых всесторонне отражено значение B.И. Ленина как основателя пролетарской партии нового типа, теоретика и вождя социалистической революции; социализм рассмотрен как воплощение идей ленинизма, а ленинизм — как знамя борьбы народов против империализма, за революционное обновление мира; раскрыта сущность ленинского учения о принципах коммунизма, о формах и методах его строительства.

Среди других юбилейных изданий много документов и трудов на казахском и русском языках, освещающих становление и развитие марксистской идеологии в Казахстане. Применительно к данной теме интересны монографииной документальной основе и среди других аспектов исследуют вопросы идейной жизни казахов и истории национально-освободительного движения в конце XIX —начале XX в. Значительное внимание ими уделено национальному вопросу, который на рубеже столетий превратился в мировой национально-колониальный вопрос. В развитии освободительного движения трудящихся Казахстана, в слиянии его с революционной борьбой рабочих и крестьян России исключительное значение С. Б. Бейсембаев придает усилившемуся в годы первой русской революции распространению идей марксизма-ленинизма среди трудящихся края, разъяснению целей и задач общероссийского революционного движения, просвещению и приобщению народных масс к революционной борьбе. Решающую роль в этом автор отводит как центральной, так и местной большевистской печати, статьям и произведениям В. И. Ленина, которые доходили до самых отдаленных уголков Казахстана и являлись одним из факторов в революционизировании трудящихся национальных окраин России. Выделив 1905—1907 гг. в самостоятельный исторический период, когда трудящиеся окраин прошли серьезную школу политической борьбы, автор убедительно показал, что и в послереволюционные годы, несмотря на реакцию и репрессии, приток ленинской литературы в край значительно увеличился, а с началом издания ленинской «Правды» начался новый этап в распространении марксизма. В свете ленинских указаний о значении национально-освободительных движений в эпоху империализма автор рассмотрел восстание 1916 г., органически слившееся с февральской буржуазно-демократической революцией.

С. 3. Зиманов в своей монографии акцентировал внимание на восприятии революционных событий 1905 г. казахскими шаруа и интеллигенцией. «Революционные события в метрополии,— пишет он, — получили в степи своеобразный резонанс. На первых порах у шаруа появилась неясная и глухая надежда на ослабление оков угнетения… возникли разрозненные выступления против режима колониализма в некоторых районах края; возбужденно вела себя местная интеллигенция. Национальная жизнь заметно оживилась, но оживление носило импульсивный характер, возникало лишь отдельными островками». Весьма интересна характеристика места интеллигенции в общественной жизни края, данная в книге. Автор обратил внимание на молодость и малочисленность казахской интеллигенции, слабость уровня ее общеобразовательной и политической подготовки. В начале XX в. она только начинала осознавать свое положение и в определенной мере понимать, хотя еще общо и туманно, собственную роль в общественном развитии. При определении состава интеллигенции автор отметил преобладание выходцев из аульной аристократии, а это, естественно, влекло ограниченность ее мировоззрения. Убедительным подтверждением сказанному практически являлся факт, что только после свержения «всемогущего царя» в феврале 1917 г. казахская интеллигенция взяла на вооружение программу движения от феодальной иерархии к буржуазной демократии. С. 3. Зиманов поставил вопрос о роли буржуазной демократии в период трех революций в Казахстане, однако этот тезис не получил дальнейшего развития. Между тем В. И. Ленин неоднократно указывал, что интеллигенция не являлась и не могла стать самостоятельной силой, что «интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе». Во главе национально-освободительного движения мог стать рабочий класс и партия —его авангард. «…Только партии, опирающиеся на определенные классы, сильны и уцелевают при всех и всяких поворотах событий»,— писал В. И. Ленин. В Казахстане уже действовали большевистские группы, организации, а при слабости местного отряда рабочего класса благодаря особым условиям окраины ведущую роль в революционной борьбе, роль авангарда принял на себя рабочий класс России. Это он способствовал постепенному высвобождению незрелой, политически отсталой, забитой патриархально-феодальным гнетом массы казахских шаруа из-под влияния буржуазно-националистической идеологии. Благодаря борьбе рабочего класса России и деятельности партии стало возможным привлечение широких масс окраин к сознательной политической борьбе за победу социализма. «Главное в учении Маркса,— писал В. И. Ленин,— это — выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя социалистического общества». В последние годы этот вопрос приобретает в историографии самостоятельное значение. Свидетельство тому — работы М. Бабаханова и М. X. Ганиевой.

Менее убедительно показана в монографии С. 3. Зиманог ва эволюция национального отряда рабочего класса, а главное, влияние на него идей научного социализма. Недостаточно раскрыт вопрос, имеющий принципиальное значение в формировании рабочего класса окраин,— пролетарский интернационализм, придававший немногочисленному казахстанскому отряду рабочего класса России огромную политическую силу. В. И. Ленин, имея в виду Россию, писал: «Ни в одной стране не было сконцентрировано на таком коротком промежутке времени такого богатства форм, оттенков, методов борьбы всех классов современного общества, притом борьбы, которая, в силу отсталости страны и тяжести гнета царизма, особенно быстро созревала, особенно жадно и успешно усваивала себе соответствующее «последнее слово» американского и европейского политического опыта». Многонациональный состав пролетариата России уже в процессе формирования явился одной из определяющих его особенностей. «Этой особенности, да еще в масштабах огромной страны, не было и не могло быть, например, в истории английского или французского пролетариата,— писала академик М. В. Нечкина, — колониально зависимые от метрополии земли лежали за тысячи верст, пролетариат колоний, формируясь, не сливался, да и не мог слиться с пролетариатом метрополий, встречи их были редки и случайны. Рабочий класс не формировался там в едином процессе. В России же это было иначе… Может быть, до сих пор мы уделяли недостаточное внимание изучению русского пролетариата как силы, по особому крепко сложившейся в условиях жестокого гнета, капиталистической эксплуатации и самодержавия рабочих разных национальностей России». В этой связи припомним два основополагающих положения, содержащихся в книге X. Ш. Иноятова. Во-первых, революция в Туркестане рассматривается им как органическая составная часть общероссийской; местный рабочий класс и дехканство не могли бы сами, без прямой помощи российского пролетариата свергнуть господство местных и чужеземных эксплуататоров и установить. Советскую власть. Во-вторых, революция в Туркестане не могла победить, если бы условия для нее не созрели и если бы в ней не участвовали широкие трудящиеся массы угнетенных национальностей, направляемые большевистской партией. Принимая во внимание эти положения, хотелось бы обратить внимание на невозможность безоговорочного принятая имеющихся в науке точек зрения об идейном содержании дореволюционной печати, а также характеристики тех слоев общества, чьи интересы она выражала. Следует сказать, что проблема казахской интеллигенции и роли ее в выражении интересов казахской буржуазии, а также в выделении демократического крыла полностью не решена. Ряд вопросов, касающихся ее социально-политического положения и мировоззрения, изучен недостаточно. Требуется дальнейшее исследование экономического, социального и политического положения казахской интеллигенции, а также идеологии и деятельности партий, которые она создавала. Изучение деятельности буржуазных партий в отдельных национальных районах страны является составной частью проблемы в целом по России.

В последнее десятилетие история возникновения, развития и победы марксистско-ленинских идей в Казахстане и Средней Азии обогатилась новыми документальными сборниками и монографическими исследованиями. «Марксизм-ленинизм — единое интернациональное научное мировоззрение, все элементы которого органически слиты между собой и которое вместе с тем не представляет ничего застывшего, закостенелого. Творческая деятельность Коммунистической партии Советского Союза и других марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий непрерывно обогащает теоретическую сокровищницу марксизма-ленинизма, позволяет разрешить новые проблемы, выдвигаемые жизнью». Теоретические выводы и обобщения марксизма, содержащиеся в документах ЦК партии, опубликованных в связи с 50-летием Великого Октября, 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, 50-летием образования СССР и 70-летием II съезда партии, а также многотомная «История Коммунистической партии Советского Союза» способствовали развитию исторической науки. Советская историография интересующей нас проблемы представлена рядом монографий. Среди них видное место занимает коллективное исследование о распространении марксизма и деятельности большевиков вплоть до победы социализма и I съезда Компартии большевиков Казахстана «Под знаменем ленинских идей» (Алма-Ата, 1973).

Теоретическая разработка проблемы развития идей ленинизма в национальном вопросе в современных условиях была проведена авторским коллективом Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС во главе с академиком П. Н. Федосеевым. В книге говорится, что «пролетарский интернационализм представляет собою прежде всего идеологию, которая в теории и на практике обосновывает единство рабочего класса и руководимых им трудящихся масс по следующим прем направлениям общественного развития: а) классовая борьба за освобождение от гнета и эксплуатации; б) революционное переустройство общества, строительство социализма и коммунизма; в) межнациональные и межгосударственные отношения». Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма на материалах республик Средней Азии и Казахстана на большом историческом отрезке времени (1917—1972 гг.) представлено в книге, созданной коллективом историков Академий наук этих республик. Продолжалась публикация важнейших документов партии и правительства. Интерес ученых к истории Октябрьской революции и идеям Октября в связи с 60-летним юбилеем ее выразился в создании новых монографий и сборников статей, отражающих социально-экономические и политические предпосылки формирования революционного союза трудящихся окраин с российским пролетариатом, роль русского рабочего класса в национально-освободительном движении угнетенных царизмом народов.

Определяя задачи, стоящие перед идеологическими работниками нашей страны, М. А. Суслов сказал: «Мы должны во всеоружии передовой революционной теории неустанно бороться против всех классовых противников в идеологической области, завоевывать умы и сердца миллионов и миллионов людей «а всех континентах силой вдохновляющего примера нового общественного стіроя и страстностью пропаганды преимуществ нашего строя, величия ленинских идей и целей». КПСС проводит огромную работу по коммунистическому воспитанию прудящихся, формированию нового человека — человека коммунистического общества. Об этой творческой работе в массах рассказывают сборники документов «Вопросы идеологической работы КПСС», призванные пропагандировать решения съездов КПСС, а также постановления ЦК КПСС.

Много ценных материалов по вопросам эффективности идеологической работы, ее критериев и методов изучения, а также по критике идеологии и пропаганде современного антикоммунизма содержится в трудах Академии общественных наук при ЦК КПСС. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду КПСС отмечалось:

«Положительные сдвиги в мировой политике, разрядка создают благоприятные возможности для широкого распространения идей социализма. Но, с другой стороны, идейное противоборство двух систем становится более активным, империалистическая пропаганда — более изощренной».

В советской историографии дореволюционной Средней Азии и Казахстана в последние годы видное место отводилось вопросам идеологии: просветительству, социал-демократическому движению, распространению и утверждению идей марксизма-ленинизма и деятельности большевиков. Эти исследования наряду со специальными, направленными на разоблачение антикоммунизма, дают отпор клеветникам и фальсификаторам истории, искажающим идейное наследие прошлого, помогают интернациональному воспитанию трудящихся, укреплению дружбы между народами. Героические события прошлого, революция 1905—1907 гг., когда народы: национальных окраин России вместе с русским рабочим классом выступили против царизма, продолжают привлекать внимание исследователей, а новые документы позволяют пересмотреть отдельные положения в историографии. Изучая формирование просветительской идеологии в Туркестане,. X. П. Вахидов указывает на проникновение революционных идей сразу же после присоединения Средней Азии к России,, подтверждением чему могут служить выступления пролетариата в 80—90-х гг. XIX в., возникновение первых нелегальных социал-демократических ячеек и кружков, в которых участвовали рабочие, учащаяся молодежь, прогрессивная интеллигенция. Автор пришел к выводу, что распространение марксистско-ленинских идей явилось историческим поворотом в духовной жизни общества, обогатило общественно-политические взгляды просветителей новыми идеями и способствовало переходу просветителей в ряды борцов за торжество идей Великой Октябрьской социалистической революции.

Богатый материал о зарождении социал-демократического движения в крае, участии рабочих во всеобщей Октябрьской политической стачке 1905 г. позволили Е. А. Деевой полнее рассмотреть ноябрьские события в Туркестане и утвердиться во мнении, что ноябрь был кульминационным периодом революционного движения в Туркестане, потому что именно а этом месяце в забастовке вместе с рабочими активное участие принимали солдаты. Среди факторов, повлиявших на пробуждение революционного сознания солдат воинских частей, расположенных в Туркестанском крае, автор называет наличие значительной рабочей прослойки, знавшей нелегальную литературу (к осени 1905 г. в крае насчитывалось 15 солдатских социал-демократических кружков), а также совместный труд солдат с рабочими, главным образом на железных дорогах. О пробуждении народов Востока и их связях с русским рабочим классом в годы первой русской буржуазно-демократической революции, по мнению автора, говорит выделение небольшой, но активно действовавшей в революционных событиях группы рабочих коренных национальностей; участие в революционном движении было для них большой политической школой.

Распространение марксистско-ленинских идей было и остается одним из важнейших объектов исследования не только историков, но и философов. Несомненный интерес представляет работа X. А. Зияутдиновой о сложном процессе идеологической борьбы за торжество идей ленинизма в Узбекистане в 20—30-х гг. В работе сделан экскурс в историю дореволюционного Туркестана и высказывается мысль, что в 1905—1907 гг. появился ряд статей на узбекском языке, пропагандировавших идеи научного социализма. Однако этот тезис не получил фактического подтверждения.

Среди исследований, посвященных проблеме, особо следует остановиться на монографии П. М. Пахмурного «Большевики Казахстана в революции 1905—1907 гг.». В ней представлена историография становления и деятельности социал-демократических организаций в Казахстане в период первой русской революции. В создании источниковой базы истории революционного движения и деятельности социал-демократов в Казахстане и Туркестане автор отдает должное, во-первых, деятельности Истпарта при Киробкоме, затем Киркрайкоме ВКП(б) и Средазбюро ЦК ВКП(б), во-вторых, публикации документов в соседних с Казахстаном городах: Астрахани, Куйбышеве, Омске, Оренбурге, Новосибирске, Саратове, Челябинске, Барнауле, Ташкенте, Томске — и, наконец, называет десятитомник «Революции 1905—1907 гг. в России» (1958— 1975 гг.). Солидаризуясь с В. В. Туртой, он обратил внимание на слабо изученные вопросы (деятельность социал-демократических организаций и групп среди трудящихся, их борьба против меньшевистского, эсеровского, феодально-байского и буржуазно-националистического влияния на массы, взаимоотношения местных большевиков и левого крыла мелкобуржуазной демократии и др.). Основная цель исследования — осветить партийное строительство в годы революции, руководство большевиков борьбой рабочих и солдат, крестьян и молодежи многонационального края, выяснить общее и особенное в революции. По данным автора, в годы революции в Казахстане действовало 18 социал-демократических организаций общей численностью около 1700 человек. Важнейшим достижением партийного строительства в период революции .автор считает вовлечение в социал-демократические группы я организации передовых представителей рабочих из бренного населения и прогрессивной национальной интеллигенции (в Петропавловске — Карим Сутюшев, в Атбасаре — Адиль-бек Майкутов, Сабир Шарипов, в Кустаінае — Нуртаз Иралин, в Уральске — Мухамед Мурзагалиев, Омске — Максут Бекметов). Как отметил автор, чисто большевистских организаций в крае не было, они объединяли большевиков и меньшевиков, а также неопределившихся социал-демократов, не представляющих всей глубины расхождений между революционными марксистами и различного рода оппортунистами. Только в Уральской, Петропавловской, Перовской и Казалин-ской организациях большевики преобладали. Автор показал трудности, которые пришлось преодолеть большевикам в издании листовок и прокламаций, первых легальных газет. Интересный материал представлен о деятельности большевиков по интернациональному воспитанию трудящихся. Обобщен материал о приобщении учащихся Верного, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Уральска, Кокчетава и других городов к революционной борьбе. (Известно, что в эти годы революционную закалку получил гимназист Михаил Фрунзе, а молодой Валериан Куйбышев был организатором кружка революционной молодежи в Кокчетаве.) Наряду с этим автор обращает внимание на то, что более т]рети социал-демократов края, принимавших активное участие в организации и проведении забастовок, манифестаций, митингов и собраний, составляла рабочая молодежь, называет имена и приводит биографические справки наиболее энергичных. Успешное проведение левоблокистской тактики местных большевиков раскрыто П. М. Пахмурным на примере выборов во II Государственную думу, куда от оседлого городского, сельского и казачьего населения Казахстана прошли семь левых депутатов из десяти. Опыт, приобретенный в годы первой русской революции, подчеркивает автор, помог рабочему классу и его авангарду — партии большевиков в период Февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции сплотить вокруг себя непролетарские трудящиеся массы и повести их на борьбу за победу Советской власти в Казахстане.

Книга П. М. Пахмурного, написанная на широкой документальной основе, осветившая еще недостаточно изученные вопросы в комплексе с другими проблемами первой русской революции, явилась ощутимым вкладом в историографию развития марксистской мысли в дореволюционный период.

Таким образом, идеи марксизма-ленинизма интенсивно распространялись на окраинах России, в Казахстан они шли через такие революционные центры, как Кавказ, Поволжье и Сибирь. Марксистская литература, политические ссыльные и наиболее сознательная часть местного пролетариата и полу-пролетариата были носителями революционных идей. Выдающаяся роль в развитии и распространении марксизма принадлежит В. И. Ленину. Решающим фактором успешной агитации и пропаганды марксистских идей в условиях многонациональной России В. И. Ленин считал выяснение единомыслия и понимания запросов революционных групп других национальностей. Важно было выяснить стремление совместно работать и возможность выпускать один партийный орган. В. И. Ленин обращал внимание на конкретно-исторический анализ условий общественной жизни, на анализ особенностей развития России, раскрывая возможности пролетариата повести за собой широкие слои прудящегося крестьянства и угнетенные национальности.

Труды советских историков позволили проследить преемственность демократических и революционных идей, роль национальной политики партии, направленной на сближение пролетариев и полупролетариев разных наций и объединение в совместной революционной борьбе, обеспечение тесного сплочения народов в интересах социалистического преобразования общества. В современной литературе широко освещена деятельность первых марксистских кружков, выявлен их состав, имена руководителей и политическая платформа, проанализированы основные методы их работы. Достойное внимание уделено исследователями подпольной большевистской печати, раскрыта ее руководящая роль в революционной практике пролетариата. Еще одним фактором, свидетельствующим об углубленном изучении проблемы, является обращение историков к источниковедческим и историографическим разработкам, хотя в этом направлении сделаны только первые шаги, а также плодотворность содружества историков Казахстана и Средней Азии.

Освещена жизнь и деятельность последователей марксистских идей, активных революционеров В. В. Куйбышева, М. В. Фрунзе, А. Джангильдина, А. Иманова и др.

В продолжающейся работе по изучению истории партии в последние годы наблюдается некоторое снижение внимания казахстанских исследователей к дореволюционному периоду развития марксизма. Между тем еще не до конца раскрыто своеобразие особенностей сложного процесса распространения марксизма и образования социал-демократических групп в условиях господства патриархально-феодальных отношений в ауле, экономической, политической и культурной отсталости края, малочисленности пролетариата.

Накопление исторических знаний об истоках и путях распространения марксистско-ленинской идеологии, увеличивающийся объем литературы по проблеме заставляют обратить серьезное внимание на историографию. Совершенно обоснованно говорилось об этом на Всесоюзной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы изучения и пропаганды истории КПСС»: «Чем больше издается историко-партийной литературы, тем в большей мере вызывается необходимость в ее анализе и оценке. К сожалению, историография в области историко-партийной науки развивается слабо. Это порождает другие недостатки. В частности, замедляется разработка новых проблем, тормозится повышение научного уровня исследований».

К числу факторов, тормозящих изучение проблемы, можно отнести недостаточность методологической разработки. Не выработав основных критериев истории освоения марксизма и истории местных социал-демократических организаций, трудно избежать ограниченности научных обобщений, полнее показать борьбу большевистского крыла социал-демократии за влияние на массы трудового населения, убедительно отразить несостоятельность других течений, входивших в эти организации. «Вопрос о методах историко-партийного исследования практически не разработан, существующие методы основываются скорее на интуиции, логике и здравом смысле исследователя, чем на какой-то научной базе»,— говорилось на расширенном заседании Проблемного совета по методологии и историографии КПСС Минвуза РСФСР.

Возрастает необходимость более глубокого изучения борьбы большевиков против меньшевиков и эсеров в условиях национальных окраин. Недостаточно изучена история национальных движений в Казахстане в период проникновения капитализма. Между тем и здесь национальный г нет тяжелым бременем ложился на плечи трудящихся масс, вызывая с их стороны решительный протест. Историографический анализ показывает назревшую необходимость разработки таких сюжетов, которые шире раскрывали бы ведущую роль русского пролетариата под руководством партии большевиков, в конкретной обстановке отсталых окраин России претворявших в жизнь национальную политику. Дальнейшее изучение темы союза русского пролетариата и местного крестьянства, обогащение ее новыми аргументами полнее воссоздаст не только картину революционной борьбы, но и условия идейной подготовки трудящихся к социалистической революции.

И. В. ЕРОФЕЕВА

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *