Интеллигенция Казахстана в условиях развитого социализма (к историографии вопроса)

В нашей стране сложилась новая историческая общность людей — советский народ; его полноправным и активным членом является интеллигенция. Неразрывно связанная с рабочим классом и крестьянством народная интеллигенция решает грандиозные задачи, стоящие перед советским обществом. «Не только в науке, образовании, культуре, но и в материальном производстве, во всей жизни общества интеллигенция играет все более значительную роль».

Свой вклад в построение коммунистического общества вносит и казахстанский отряд советской интеллигенции. В настоящее время в народном хозяйстве республики трудятся свыше 1,2 млн. специалистов с высшим и средним образованием. По количеству их Казахстан занимает третье место в стране после Российской Федерации и Украины.

Однако значение интеллигенции республики определяется, конечно же, не только количественными показателями, но и неуклонным повышением ее роли в коммунистическом строительстве. Именно этим обусловлен растущий интерес обществоведов республики к исследованию проблем современной национальной интеллигенции, среди которых наиболее важное место занимают: положение и роль данной социальной группы в обществе, ее внутренняя структура, источники и формы ее пополнения, развитие отдельных социально-профессиональных отрядов, критика буржуазных фальсификаций социального облика и деятельности национальной интеллигенции республик Советского Востока в условиях развитого социалистического общества.

Несмотря на все возрастающее количество работ, посвященных тем или иным проблемам интеллигенции Казахстана в условиях коммунистического строительства, разработка ее истории ведется еще менее активно по сравнению с изучением основных классов советского общества — рабочего класса и крестьянства и примерно до конца 60-х гг. рассматривалась в республиканской исторической литературе почти исключительно в русле основных проблем культурного строительства в Казахской ССР.

Отдельные аспекты формирования, развития и деятельности интеллигенции в Казахстане на различных этапах социалистического строительства затрагивались в многочисленных работах, посвященных истории культурной революции, развитию национальных отношений, социально-экономическому и научно-техническому прогрессу во всех областях жизни республики.

Ознакомление с вышедшей в республике за последние двадцать лет научной литературой по теме позволяет выделить два периода в развитии данной историографии: 60-е годы, 70-е годы. Отличие одного периода от другого заключается прежде всего в степени широты охвата проблем казахстанской интеллигенции, постановке методологических вопросов и в характере источниковой базы, необходимой для исследования. Конечно, в таком делении есть некоторая условность, однако в целом в каждом из названных периодов прослеживаются свои особенности.

В 60-х гг. исследование интеллигенции преимущественно велось в рамках изучения истории образования и культурного строительства в республике, т. е. как одного из компонентов культуры Советского Казахстана. Это, прежде всего, работы А. К. Канапина, Р. Б. Сулейменова и X. И. Бисенова, в которых анализируется исторический опыт осуществления культурной революции в Казахстане на различных этапах социалистического и коммунистического строительства и в связи с этим затрагиваются вопросы формирования и развития казахской интеллигенции, рожденной Великим Октябрем. Изложение материала доводится до середины 60-х гг., однако, идя пб свежим следам современных событий, историки вводят в научный оборот новый документальный материал, в том числе из текущих архивов Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования республики, позволивший сделать ряд интересных наблюдений и выводов. При этом главное внимание обращалось на ту роль, которую призвано было сыграть ускоренное развитие высшего и среднего специального образования в республике в решении насущной проблемы обеспечения народного хозяйства Казахстана высококвалифицированными кадрами специалистов, потребность в которых была крайне остра в период массового освоения целинных и залежных земель и бурного индустриального развития республики во второй половине 50 — начале 60-х годов.

Одной из первых работ, в которой непосредственно рассматривалась история казахской интеллигенции, явилась брошюра Ж. Карагусова «Казахская советская интеллигенция, рожденная Октябрем» (Алма-Ата, I960). К сожалению, источниковая база работы в целом крайне бедна. Отдельные фрагменты о развитии и деятельности интеллигенции в период строительства коммунизма содержатся в обобщающих работах, опубликованных в 60-х годах.

Значительная активизация исследований места и роли интеллигенции республики в условиях развитого социалистического общества наблюдается с конца 60-х и особенно в 70-х годах. Этому способствовали следующие объективные факторы: стали более отчетливо проявляться качественные изменения в советской интеллигенции, обусловленные воздействием научно-технического прогресса; получила развитие методологическая основа исследований социальной структуры советского общества и его составных частей на этапе строительства коммунизма. Исключительно важное значение в этом плане имеют материалы XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС, ряд других партийных документов, речи и работы видных деятелей партии и Советского государства, в которых наряду с обобщением опыта строительства социализма и коммунизма в нашей стране, глубокой разработкой концепции развитого социализма раскрывается всесторонняя деятельность партии по воспитанию народной интеллигенции, усилению ее роли во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни советского общества на современном этапе коммунистического строительства.

Произошло также значительное расширение и обогащение источниковой базы исследований: возросла публикация статистических материалов в республике, достоянием ученых стали результаты Всесоюзной переписи населения 1970 и частично 1979 г., появились обобщающие статистические сборники по народному образованию, науке и культуре в СССР, больше стали использоваться данные, полученные в результате конкретно-социологических обследований. На такой основе были созданы монографические работы, значительно расширилась проблематика изучения интеллигенции республики.

Одним из показателей определенных успехов в изучении современной интеллигенции обществоведами Казахстана является плодотворное их участие (Р. Б. Сулейменов, Ш. Ю. Тастанов, Ц. Р. Розенберг, С. Н. Соскин, В. К. Гривенная и др.) в ряде всесоюзных конференций по проблемам изменений социально-классовой структуры советского общества, а также в специальных всесоюзных научных конференциях «Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма» (Новосибирск, 1979 г.) и «Интеллигенция и революция. XX век» {Тбилиси, 1981 г.).

Всю специальную литературу по проблемам истории интеллигенции Казахстана рассматриваемого периода можно разделить на три большие группы: работы, посвященные совершенствованию высшего и среднего специального образования в республике и его роли в подготовке высококвалифицированных кадров специалистов для народного хозяйства и культуры; исследования, в которых основное внимание уделено структурным изменениям в данном социальном слое общества; работы, посвященные участию интеллигенции республики в различных отраслях народного хозяйства, науки и культуры, ее вкладу в строительство социализма и коммунизма. Безусловно, все эти вопросы находятся в тесном единстве друг с другом, однако исследователи, как правило, концентрируют внимание на одном из них и лишь бегло касаются других. Наибольшее количество исследований посвящено первому вопросу, гораздо меньше — второму и совсем мало — третьему.

В работах, посвященных культурному строительству и национальным отношениям в республике, в основном затрагиваются отдельные вопросы подготовки кадров интеллигенции, ее национальный состав, численность, распределение по отраслям народного хозяйства и культуры; показывается вклад наиболее видных ее представителей в развитие производительных сил, науки и культуры Казахстана. Эти же вопросы в определенной мере получили освещение в пятом томе «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» (Алма-Ата, 1980, с. 604—629).

В исследованиях, где раскрываются социальные изменения в структуре населения Казахстана, интеллигенция рассматривается как социальный слой общества с присущими ему внутренними процессами развития на пути к полной социальной однородности общества.

В работах, главным предметом изучения которых является развитие научно-технического прогресса на примере Казахской ССР, в большей или меньшей степени затрагиваются все перечисленные выше вопросы, однако обычно рассматривается лишь инженерно-техническая интеллигенция.

Истории формирования и развития социалистической интеллигенции в Казахстане посвящена монография Ш. Ю. Тастанова. Автор сочетает анализ общих закономерностей и особенностей формирования интеллигенции казахского народа,, не прошедшего в своем развитии капиталистической стадии. Изучение процесса развития интеллигенции республики от предоктябрьского периода до наших дней позволили автору раскрыть значение советского опыта формирования интеллигенции для стран некапиталистического развития.

Исторический характер работы не помешал Ш. Ю. Тастанову выступить с рядом рекомендаций по улучшению дела подготовки кадров специалистов в вузах республики. Однако в разделе, относящемся к периоду развитого социализма, не все отряды интеллигенции получили одинаковое освещение. Основное внимание автор сконцентрировал на подготовке инженерно-технических кадров в высших и средних специальных учебных заведениях, а также на анализе структурных сдвигов в научной интеллигенции.

Одним из наиболее широко изучаемых разделов истории интеллигенции являются вопросы подготовки специалистов в ходе развития высшего образования в республике. В работах, посвященных этой теме, нашли отражение забота Коммунистической партии и Советского государства о развитии системы высшего и среднего специального образования в Казахстане, специфика подготовки кадров в условиях научно-технической революции, формы и методы повышения научного-и идейно-теоретического уровня будущих специалистов, поднимается ряд вопросов, связанных с перспективами развития высшего образования.

Значительный интерес для изучения различных сторон постановки и совершенствования высшего образования в республике представляют книги, брошюры и сборники статей об истории создания и развития Казахского государственного университета и отдельных институтов, большей частью опубликованные по поводу юбилеев вузов. Это в основном публикации информационного характера, тем не менее они имеют не только практическую, но и определенную научную ценность.

Путям развития высшей школы в республике как кузницы кадров интеллигенции посвящены историко-партийные монографии К. Ж. Жаманбаева и К. Д. Жуламанова. В них на широком документальном материале показана деятельность партии и Советского правительства по расширению сети учебных заведений в Казахстане, рациональному территориальному размещению их по республике, перестройке работы вузов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и потребностями народного хозяйства Казахской ССР, по привлечению в технические вузы казахской молодежи. Однако в работах отсутствует всесторонний анализ подготовки специалистов различных профилей. Вне поля зрения осталось развитие высшего партийного, музыкального и физкультурного образования, главное внимание обращено на подготовку научно-педагогических кадров.

В новой работе К. Д. Жуламанова предпринята важная попытка выйти за рамки республики и проследить характер процесса развития высшего образования во всем регионе среднеазиатских республик и Казахстане. В этом, безусловно, проявился возросший уровень казахстанской историографии в целом. Однако, на наш взгляд, последняя книга К. Д. Жулананова перегружена цифровыми данными, многочисленными таблицами, которые затрудняют подчас целостное восприятие материала.

Наиболее широко в казахстанской историографии представлена подготовка педагогических кадров. Это объясняется, по-видимому, следующими факторами: во-первых, в Казахстане прежде всего начала формироваться педагогическая интеллигенция в связи с необходимостью быстрейшей ликвидации неграмотности и развития народного образования; во-вторых, существенное влияние на уровень и масштабы подготовки педагогических кадров в республике оказало освоение целинных и залежных земель, повлекшее за собой резкое увеличение численности населения в крае; в-третьих, в условиях НТР резко возросло значение среднего общего и специального образования, что определяет повышение социальной роли учительства.

Значительный интерес в таком плане представляют работы Г. К. Задорожного, А. И. Сембаева и О. П. Киреевой, в которых показано, как в процессе развития высшего и среднего специального образования в республике совершенствовались «формы и методы подготовки и переподготовки учительских кадров, в какой мере обеспечены потребности средней общеобразовательной школы в учителях, как заботились партия и правительство о благосостоянии кадров и их качественном росте. Однако в книге Г. К. Задорожного подчас не раскрыты социально-экономические факторы, обусловившие те или иные постановления партии и правительства в области народного образования в стране и республике, не объяснены причины острой потребности Казахстана в учительских кадрах в первой половине 60-х гг.

В известной мере эти вопросы затронуты в статье В. А. Кима. Автор указывает следующие причины нехватки учителей: просчеты в текущих планах органов народного образования, недоучет возросшей потребности в учителях в результате перестройки школы и перехода ко всеобщему среднему образованию, особенно быстрого роста численности населения в Казахстане в годы семилетки, текучесть кадров учителей. Особенно школы республики в тот период нуждались в учителях начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, физкультуры, рисования, музыки и пения.

В последнее время в казахстанской историографии все больше внимания уделяется подготовке инженерно-технических кадров, научной и сельскохозяйственной интеллигенции. При всем разнообразии исследований, посвященных подготовке отдельных профессиональных групп интеллигенции в Казахстане, бросается в глаза почти полное отсутствие работ историков о формировании и развитии национальной художественной интеллигенции. Подготовка национальных кадров в области искусства и литературы, выдвижение народных талантов через художественную самодеятельность, смотры, конкурсы, фестивали лишь бегло затрагиваются в публикациях по истории казахской литературы, музыки, театра, кинематографии, изобразительного искусства; в несколько большей степени — в работах культуроведов.

Как известно, основная масса культпросветработников, музыкантов и артистов пополняется за счет выпускников средних специальных учебных заведений: художественных, музыкальных, театральных училищ. Однако история становления и развития в республике среднего специального образования в целом и в области художественной культуры в частности не стала еще предметом глубокого исследования.

Комплекс имеющейся литературы позволяет выявить главные тенденции в подготовке специалистов в Казахстане на современном этапе. Как показывают исследователи, характер и темпы подготовки специалистов в республике в условиях зрелого социализма были обусловлены происходившими в конце 50 — в 60-х гг. крупными изменениями в размещении производительных сил страны, непрерывным процессом совершенствования общественного производства, все большей его концентрацией и специализацией, возникновением новых отраслей народного хозяйства. В результате в Казахстане, как и в других республиках Советского Востока, происходит процесс выравнивания уровня обеспеченности народного хозяйства специалистами и складывается разносторонняя система высшего и среднего специального образования.

Анализируя темпы подготовки специалистов с высшим и средним образованием в республике, исследователи сравнивают их с соответствующими показателями в развитых капиталистических странах, в передовых в культурном отношении союзных республиках, со среднесоюзными показателями и показателями дореволюционной России. Приведенные данные служат убедительным аргументом против утверждения западных антикоммунистов, будто в республиках Средней Азии и Казахстане существует дискриминация в возможности получения высшего образования представителями местной национальности. На основании приведенных в литературе данных о развитии казахской советской интеллигенции мы наглядно убеждаемся в том, что ни одна капиталистическая страна не располагает возможностями столь бурного роста интеллигенции.

Как показывают исследователи, решающим условием ускоренного формирования и развития социалистической интеллигенции казахского народа является ленинская национала лая политика КПСС.

Тема братской помощи народов СССР в подготовке кадров казахской интеллигенции, а также в обеспечении народного хозяйства (республики квалифицированными специалистами занимает важное место в казахстанской историографии и в той или иной мере затрагивается во всех работах, посвященных экономическому, социальному и культурному развитию Казахской ССР.

Исключительно важное значение для разработки рассматриваемой проблемы имеют многочисленные статьи и выступления Д. А. Кунаева, посвященные торжеству ленинской национальной политики партии в Казахстане.

Большое стимулирующее воздействие на разработку темы оказали состоявшиеся в Алма-Ате всесоюзные, межреспубликанские и республиканские научные конференции, посвященные национальной политике КПСС, торжеству идей Октября в Казахстане, проблемам социалистического и коммунистического строительства в республике. Однако приходится констатировать, что специального исследования по этой проблеме до сих пор нет в казахстанской историографии. Существует лишь несколько статей и небольшие разделы в юбилейных работах историко-партийного характера, в которых главным образом освещается помощь Казахстану инженерно-техническими кадрами: обмен ими Казахстана с другими братскими республиками, направление в Казахскую ССР высококвалифицированных специалистов для постоянной или временной работы на промышленных предприятиях республики, роль высших учебных заведений РСФСР, Украины, Узбекистана и других республик в подготовке национальных кадров инженерно-технической интеллигенции для Казахстана и т. д.

Между тем богатый и яркий материал, приведенный в работах по истории высшего и среднего специального образования в республике и культурного развития казахского народа в целом, дает возможность проследить многообразие форм и видов братской помощи союзных республик и прежде всего, русской советской интеллигенции в выращивании кадров специалистов по всем отраслям народного хозяйства и культуры Казахстана. Это — направление казахской молодежи в вузы различных городов страны, помощь в формировании в Казахской ССР сети курсов, специальных школ, техникумов, вузов, открытие здесь филиалов центральных высших учебных заведений страны, оказание финансовой поддержки, посылка сюда высококвалифицированных специалистов из других союзных республик для оказания помощи в развитии экономики, науки, просвещения, искусства, выездные научные сессии и экспедиции по изучению производительных сил в крае, организуемые АН СССР, обмен опытом головных научных учреждений страны с аналогичными в Казахстане, проведение декад национальных литератур и искусств и т. д.

Характеризуя братскую помощь Казахстану со стороны союзных республик высококвалифицированными кадрами специалистов и организаторов производства, Ш. Ю. Тастанов и А. Канапин пришли к выводу, что она, наряду с подготовкой специалистов в учебных заведениях республики, является основной формой пополнения интеллигенции в крае. Хотя по мере развития высшего и среднего специального образования в Казахстане число студентов-казахов, обучающихся вне республики, сокращается, Казахская ССР, как и среднеазиатские республики, и теперь получает большую помощь от центральных вузов страны в подготовке кадров. «И это не следствие их культурной отсталости, о чем без устали твердит буржуазная пропаганда, а следствие индустриального развития восточных районов СССР, где возводится большая доля всех современных промышленных комплексов с электростанциями, заводами, рудниками». Об этом свидетельствует и то^ что ныне республика готовит кадры специалистов не только для своих нужд, но и для братских республик, для социалистических и развивающихся стран. К сожалению, эти вопросы еще не стали объектом пристального внимания казахстанских историков. Отдельные стороны сотрудничества Казахстана с социалистическими и развивающимися странами в подготовке для них национальных кадров специалистов освещены в монографии Р. Б. Сулейменова, а также в книге Р. Шамжановой, посвященной экономическим и культурным связям Советского Казахстана и Монголии.

Новый этап развития высшего и среднего специального* образования в республике характеризуется значительными сдвигами в учебно-воспитательном процессе, комплектовании студентов, в организации научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Стали чаще изучаться вопросы, связанные с качеством подготовки специалистов в условиях НТР. Ученые обращают внимание на всемерное приближение процесса обучения студентов к нуждам производства, укрепление учебно-материальной базы вузов и техникумов, улучшение качественного состава преподавателей институтов, усиление идеологической и политико-воспитательной работы в высшей школе, привлечение студентов и преподавателей вузов к выполнению научно-исследовательских работ, совершенствование постановки заочного образования, соотношение материала фундаментальных наук и технических дисциплин в учебных планах вузов, подготовку кадров через аспирантуру и др.

Во многих работах значительное внимание уделяется перестройке высшей школы в Казахстане в конце 50 — начале 60-х гг. Однако необходимо всесторонне выяснить, насколько успешно были реализованы те или иные положения реформы в годы семилетки, в какой степени она себя оправдала, какие издержки встретились на этом пути.

В работах, вышедших в первой половине 60-х гг., как правило, отмечены успехи в области высшего образования в годы семилетки, обходятся или недостаточно показываются трудности, проблемы, которые стояли тогда перед Казахстаном в области развития высшей и средней специальной школы, форм и методов подготовки специалистов. Наглядным примером этого является всемерное преувеличение роли заочной формы обучения, без должного осмысления ряда специфических трудностей заочного образования в условиях Казахстана. В монографии А. Канапина верно подмечено, что характерной особенностью развития среднего и высшего образования в стране конца 50 — начала 60-х гг. является повсеместная организация в этих учебных заведениях подготовки молодежи без отрыва от производства. Однако, показывая небывалый размах системы заочного и вечернего образования в республике, автор, на наш взгляд, делает несколько поспешный вывод о том, что «эта система может явиться прообразом организации обучения в коммунистическом обществе». Нам кажется, что было бы более правильным рассматривать размах заочного и вечернего образования как часть социальной .и экономической политики партии на определенном этапе, вызванной научно-техническим прогрессом и мощным экономическим подъемом страны и республики.

В работах 70-х годов показаны не только сильные, но и слабые стороны перестройки системы народного образования в годы семилетки. В частности, в исторической и педагогической литературе глубокому анализу подверглась и форма подготовки квалифицированных специалистов в Казахстане без отрыва от производства. Вскрыты не только положительные моменты в системе заочного и вечернего образования начала 60-х годов, но и серьезные недостатки, даны практические рекомендации по совершенствованию этой формы подготовки специалистов, по соблюдению необходимых пропорций между стационарным и другими видами обучения. Определенную роль в этом отношении может сыграть изучение динамики успеваемости студентов дневных, вечерних и заочных отделений. Этот весьма важный показатель повышения качества знаний будущих специалистов еще не нашел должного освещения в литературе. Вскользь затронут он лишь в книгах К. Ж. Жаманбаева и К. Д. Жуламанова.

Значительное внимание в работах по истории высшего образования уделяется вопросам коммунистического воспитания студенчества. Появились специальные работы историков о роли партийных и комсомольских организаций, преподавания общественных наук в формировании социальной активности студентов, воспитании их в духе интернационализма, идейной убежденности и коммунистической морали.

Чрезвычайно важным как для выработки практических рекомендаций по улучшению учебного процесса, так и для всестороннего исследования состава казахской интеллигенции является изучение комплектования вузов республики учащимися. Вопрос этот в целом еще не стал предметом глубокого изучения в казахстанской историографии. Пока предпринимаются лишь отдельные попытки определения состава студенчества в несвязанных между собой хронологических рамках по социально-классовому происхождению, по производственному стажу, по национальности и полу.

В связи со значительными сдвигами в разработке истории высшего и среднего специального образования стоит обратить внимание на методологическую сторону исследования проблемы. Основной акцент сделан на роль высшей и средней специальной школы не в формировании тех или иных отрядов интеллигенции как определенной социальной прослойки общества с присущими ей чертами и особенностями, а в удовлетворении народного хозяйства республики кадрами высококвалифицированных специалистов. Причем подчас создается впечатление, что от роста сети институтов и училищ, количества обучающихся в них чуть ли не главным образом зависит (решение проблемы дефицита кадров по тем или иным специальностям. Однако эта проблема намного шире, и одного изучения каналов подготовки специалистов для ее глубокого раскрытия явно недостаточно; необходимо исследовать, насколько эффективно осуществляется распределение выпускников по отраслям народного хозяйства и культуры, каковы степень и причины текучести высококвалифицированных кадров в различных местах, в какой мере на состав специалистов, влияет межреспубликанская миграция и т. д. Интересная попытка такого рассмотрения вопроса применительно к учительским кадрам в годы семилетки предпринята в уже упоминавшейся статье В. А. Кима.

Настало время на базе всего многообразия исторических источников, в том числе и социологических обследований, всесторонне проследить, насколько эффективными оказались те или иные методы и формы подготовки специалистов в вузах и училищах. До сих пор в историографии превалирует количественная характеристика учебного процесса в высшей и средней специальной школе. Так, обычно освещаются состояние научно-технической базы, рост профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская работа в вузах* прием студентов и выпуск специалистов; перечисляются формы и методы обучения без раскрытия их содержания и эффективности.

Аналогичная картина наблюдается и в общесоюзной историографии, что, очевидно, побудило В. Т. Ермакова к несколько скептическому, на наш взгляд, замечанию о том, что-история высшей и средней специальной школы и ее роль в подготовке кадров специалистов больше относится к «предыстории» интеллигенции.

По нашему убеждению, история вузов, средних специальных учебных заведений — это неотъемлемая составная часть истории советской интеллигенции. Так же как исследователи рабочего класса подходят к формам его пополнения как к истории этого класса, так и изучение формирования интеллигенции в вузах и училищах должно стать полноценной историей данной социальной прослойки. Отношение к подготовке высококвалифицированных специалистов как к «предыстории» интеллигенции, ожидание того, пока выпускники «вступят в самостоятельную жизнь» и начнут исполнять «присущую интеллигенции как особой социальной группе функциональную роль», не только, как нам кажется, обедняет историю советской интеллигенции, но и может привести исследователей к недооценке истоков формирования будущих специалистов.

Действительно, каковы в полной мере факторы, формирующие идейные, научные и общественные взгляды будущих специалистов, как приобщается студенчество к производственной, научной и социальной деятельности, каков состав студенчества — все это во многом будет предопределять в скором будущем характер, состав и структуру непрерывно развивающейся социальной прослойки общества. Участие студентов в СНО, ССО, производственной практике, в пропагандистской работе — это не только процесс складывания черт социалистической интеллигенции, но и приобщение ее к общественной жизни. Уже в это время вместе с получением образования студенчество начинает выполнять в известной мере функциональную роль интеллигенции. Другое дело, что в литературе еще поверхностно освещаются все эти вопросы, как правило, на основе статистических данных, без привлечения материалов конкретно-социологических исследований.

Кроме того, высшая и средняя специальная школа — это не только история студенчества, но и самая непосредственная «функциональная» деятельность одного из самых многочисленных отрядов интеллигенции — преподавателей, научных работников. Здесь происходит качественный рост данной социально-профессиональной группы, повышение ее квалификации, здесь же протекает многогранная ее научная и педагогическая деятельность. Таким образом, необходимо на базе разнообразных источников дать анализ не только количественной, но и качественной стороны процесса. Исходя из решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, исследования проблем высшего образования в республике должны выливаться в практические рекомендации, давать обоснованные социальные прогнозы.

Со второй половины 60-х гг. начинает развертываться изучение структурных изменений в интеллигенции республики (на примере некоторых ее социально-профессиональных отрядов), происходящих преимущественно под влиянием научно-технической революции. Вопросам «внутреннего» развития интеллигенции Казахстана кроме уже упоминавшейся монографии Ш. Ю. Тастанова посвящен ряд трудов социологов республики. Среди них прежде всего следует назвать работы А. Ишмухамедова и Ц. Р. Розенберга. В книге А. Ишмухамедова раскрытие воздействия НТР на социальное развитие рабочего класса и ИТР сочетается с обобщением и анализом количественных и качественных сдвигов в их составе, культурно-техническом и образовательном уровне. Причем эти процессы освещаются как составная часть социальной и межнациональной социалистической интеграции в СССР, которая особенно ярко проявляется в период развитого социализма.

Исследованию количественных и качественных изменений в научной, инженерно-технической и учительской интеллигенции в условиях научно-технического прогресса посвящена книга Ц. Р. Розенберга. Использование разнообразного документального материала: данных всесоюзной и республиканской статистики, материалов текущих архивов, периодики, а также конкретно-социологических исследований — позволили автору охарактеризовать как общие закономерности развития интеллигенции, так и особенности этого процесса, вытекающие из некоторых специфических черт экономического и культурноисторического развития Казахстана. Заслугой автора, по нашему мнению, следует признать то, что он показал не только воздействие НТР на изменения в составе и структуре интеллигенции, но и обратное влияние ученых, инженерно-технических работников и учителей на ускорение научно-технического прогресса, на приближение научных исследований, образования к нуждам производства.

Весьма содержательные разделы о влиянии НТР на развитие отдельных отрядов интеллигенции республики имеются в работах М. Аженова и И. Евдокимова, посвященных общей характеристике социально-классовой структуры Казахстана на этапе зрелого социализма. Учитывая, что в работах социологов поставлены некоторые вопросы методологического и теоретического характера, эти публикации имеют не только местное значение. Так, в советской социологической литературе предпринято много попыток группировки интеллигенции в зависимости от видов умственного труда, от форм его приложения, использования тех или иных видов умственного труда в социальной практике, наконец, в зависимости от диапазона исследовательских задач, которые решаются учеными.

М. С. Аженов дает следующую классификацию интеллигенции по роду деятельности: работники, занятые в партийных, государственных органах и общественных организациях, в командном составе Вооруженных Сил; работники науки, просвещения, здравоохранения, культуры, искусства и литературы, печати; работники, принимающие непосредственное участие в сфере материального производства, или техникоэкономическая интеллигенция (инженеры, техники, агро-зооветработники, учетно-плаінирующие специалисты производства).

Группировку интеллигенции, предложенную А. Арнольдовым и В. Межуевым, разделяет Ц. Р. Розенберг. В зависимости от той роли, которую выполняют работники умственного труда в 1) создании (расширении, сохранении), 2) распространении и 3) практическом использовании знаний, культуры, к первой группе относятся научные работники, ко второй — работники просвещения, пропаганды, массовых коммуникаций, к третьей — производственно-техническая, управленческая, медицинская и другие группы интеллигенции.

Из перечисленных социально-профессиональных групп интеллигенции наиболее глубоко в казахстанской историографии изучены количественные и качественные изменения у научных, инженерно-технических работников и учителей. Особое внимание исследователей именно к этим отрядам объясняется рядом обстоятельств, которые с исчерпывающей полнотой представлены в названной книге Ц. Р. Розенберга. Во-первых, это наиболее крупные группы интеллигенции как в целом по стране, так и по республике. Во-вторых, каждая из этих групп по-своему типична в отношении к сфере материального производства. В-третьих, научные работники и ИТР вместе с рабочим классом вносят наиболее весомый вклад в научно-технический прогресс. В-четвертых, благодаря отмеченному выше обстоятельству численность этих отрядов интеллигенции увеличивается опережающими темпами. В-пятых, научная и техническая интеллигенция в силу своей непосредственной «вовлеченности» в НТР особенно испытывает ее обратное влияние: внутренняя структура этих отрядов наиболее «чутко» реагирует ;на быстрые темпы и качественные сдвиги в научно-техническом развитии.

В последнее время повысился интерес социологов к изучению структурных сдвигов в сельскохозяйственной интеллигенции республики. Социологические работы раскрывают следующие основные процессы, происходящие в настоящее время в интеллигенции Казахстана: идет выравнивание с общесоюзными показателями темпов роста интеллигенции, удельного веса ее среди населения в целом и казахского в частности, профессиональной структуры, образовательного уровня, ликвидация диспропорции распределения кадров специалистов между городом и деревней.

Данные работы социологов, несомненно, позволят расширить и уточнить представления историков о закономерностях и особенностях развития национальной интеллигенции, а также наметить более разносторонний и глубокий подход к анализу интеллигенции в историческом плане.

Как уже отмечалось, менее всего изучены в казахстанской историографии место и роль национальной интеллигенции в коммунистическом строительстве, ее конкретный вклад в развитие различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры республики, рост ее социальной активности, духовная жизнь и т. д. Отдельные сюжеты этой многогранной проблемы нашли отражение в работах по культурному строительству в Казахстане и в разнообразных по своей тематике статьях. Поэтому говорить о какой-либо определенно сложившейся проблематике в этой области пока не приходится. Прослеживается лишь несколько большее количество статей историков, экономистов, партийных работников, посвященных различным сторонам производственной и общественной деятельности сельскохозяйственной и инженерно-технической интеллигенции.

В работах культуроведов больше внимания уделяется деятельности научной и художественной интеллигенции. Особое значение здесь имеет монография Р. Б. Сулейменова, в которой на базе обширного и разнообразного документального материала раскрыты достижения Советского Казахстана в области науки, литературы и искусства. Давая общую характеристику расцвета культуры казахского народа на этапе коммунистического строительства, автор приводит яркие примеры творчества отдельных ученых, писателей, художников, драматургов, композиторов, артистов Казахстана.

В ходе изучения деятельности научной и художественной интеллигенции очень важным является рассмотрение творческого и общественного пути наиболее выдающихся представителей советской науки и культуры в Казахстане. Здесь недопустимо, на наш взгляд, какое-либо обезличивание процесса создания научных и культурных ценностей. Имена выдающихся деятелей республики М. О. Ауэзова, Г. М. Мусрепова, С. Муканова, С. Кожамкулова, Ш. Айманова, Б. Тулегеновой, А. Нурпеисова, Г. Жубановой, Е. Серкебаева и многих других известны теперь не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поэтому изучение деятельности научной и художественной интеллигенции диктует особое внимание к личностным источникам (личные фонды, переписка, мемуары, биографии) и к источникам по истории науки и культуры. Много ценного дает мемуарная литература и сборники воспоминаний современников о таких крупнейших представителях науки и литературы Советского Казахстана, как К. И. Сатпаев и М. О. Ауэзов, содержащие характеристику их научного и творческого пути. В них раскрывается характер эпохи, условия формирования и развития национальной интеллигенции в республике. Важное значение имеет публикация литературного наследия М. О. Ауэзова.

К сожалению, мемуарная литература казахстанских ученых и деятелей культуры крайне малочисленна. Необходимо, на наш взгляд, развернуть интенсивную работу наподобие той, что организована в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР, по массовому сбору воспоминаний ученых, учителей, врачей, инженеров, партийных и советских работников республики с целью использовать полученные материалы в качестве источника при создании научных трудов по истории казахской интеллигенции, в том числе и в условиях развитого социализма.

С 1978 г. издательство «Наука» Казахской ССР выпускает специальную научно-биографическую серию «Биобиблиография ученых Казахстана», в которую вошли брошюры о виднейших ученых-естественниках: Д. А. Кунаеве, И. Г. Галузо, А. С. Сагинове, А. М. Кунаеве, Т. Б. Дарканбаеве, Б. А. Быкове, О. А. Жаутыкове, Ф. М. Мухамедгалиеве, Н. У. Базановой, А. Б. Бектурове и др.

Большой материал о деятельности ученых Казахстана содержится в работах по истории науки и научных учреждений, прежде всего Академии наук Казахской ССР.

В настоящее время в отделе историографии Казахстана Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН КазССР предпринимается работа по составлению биобиблиографических очерков, посвященных обществоведам республики: историкам, юристам, философам, политэкономам, социологам, этнографам, литературоведам, лингвистам, востоковедам, искусствоведам.

Проследить деятельность научной и художественной интеллигенции Казахстана невозможно без изучения общественных и профессиональных организаций ученых, писателей, художников, композиторов. Это также еще не исследованный сюжет.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, указывается, что «партия и государство ждут от экономистов* философов, историков, социологов, психологов, правоведов… исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни». В этой связи изучение проблем развития и деятельности интеллигенции Казахстана в условиях зрелого социализма — актуальная задача исторической науки республики.

М. П. КОРОТОВСКИЙ

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *