Основные районы формирования городов. Функции городов. Расцвет городской культуры. Основные городские районы. Архитектурные памятники VI-XII вв. Каменная скульптура тюрков.

Основные районы формирования городов

Южный Казахстан и Семиречье — два района формирования городской культуры.

Причины формирования городов:

  • На месте оседлых поселений, расположенных в долинах озер и рек, восходящее к эпохе саков, у су ней и канглов. Такая традиция характерен для городов Южного Казахстана.
  • На пересечении торговых караванных путей, особенно на Великом Шелковом пути, в основном в Юго-Западном Семиречье.
  • Города возникали у стен феодальных замков-ставок, где строились дома и дворы для знати, торгово-ремесленные постройки. Со временем заселенную территорию окружали стенами.

Функции городов

  1. Города — административные центры. (VII-VIII вв.). Свою независимость и самостоятельность владетели городов подчеркивали выпуском монеты, также имели вооруженную дружину.
  2. Письменные источники свидетельствует о титуалах владетелей некоторых городов:
  • Отрарбенд — центр округа Фараб на средней Сырдарье (VIII в.), титул правителя — царь;
  • Керминкент — кутегин-лабан;
  • Барысхан — манап или тебин-барсхан;
  • Навакет -яланшах;
  • Семекны- инал-тегин.
  1. Города — центры земледелия, торговли и ремесла.
  2. Города — центры культуры. 
  3. Цитадель административный район, где жил правитель города;
  4.  Шахристан центральный район, где жили знатные люди, военоначальники, духовенство.
  5. Рабад — хозяйственный район, где жили ремесленники, земледельцы, торговцы. Города имели округлую планировку. В планировке жилища заметна традиционность — это тамбуровидный вход, прямоугольные напольные очаги с бортиком и камины, тумбы для мельничного постава круглые и овальные емкости из полос сырой глины. Наряду с ними присутствуют новые элементы — выступы-эстрады на суфах, четырехколонные перекрытие.

Расцвет городской культуры

В период IX — начало XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии.

Появляется новый район городской культуры — Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина).

В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет:

  • увеличения рабадов;
  • оседания кочевников.

Численность городского населения: В наиболее крупных городах в IX-XII вв. проживало многотысячное население:

  • в Испиджабе — 40 тыс.,
  • в Отраре — 16 тыс.,
  • Таразе и Баласагуне — по 10 тыс. человек.
  • Больше городов с населением от 1-1,5 до 3 тыс. человек.

Основные городские районы

  1. В Южном Казахстане — 25 городов (VI-IX вв.): Испиджаб, Будухкент, Отрар, Шавгар и др.
  2. В Юго-Западном Семиречье — 27 городов: Тараз, Кулан, Атлах, Жамукет, Мерке и др.
  3. В Северо-Восточном Семиречье — в IX-X вв — 12 городов; в XI-XII вв.- 70 городов. (Сведение Ю.Баласагуни).

Крупные города:

  • Испиджаб (с XIII в, Сайрам) — самый крупный, торговый и ремесленный центр. «В городе 1700 рабадов, есть крытые рынки, соборная мечеть. Город чистый, жизнь приятная» — так писало об Испиджабе арабский историк Аль-Макдиси, а М.Кашгари назвал его «городом на белой реке» Здесь родился К.А.Иассауи.
  • Отрар (Фараб, Тарбан, Турар) — крупный административный, торговый, ремесленный и культурный центр. В 70-80-е гг. XX в. казахстанские археологи вели раскопки древнего Отрара в Южно-Казахстанской области, в 15 км от станции Темир. Его называют — «Музей под открытым небом». Отрар основан в начале V-VI вв., а VII-VIII вв. он сформировался как крупный город, где родился великий ученый Аль-Фараби.
  • Тараз (Талас) — самый крупный политический и экономический центр. Тараз называли «городом купцов». Также его назвали «городом славных и благословенных тюрков-чаруков». Вокруг города по рекам Талас, Асы располагались многочисленные города: Барысхан, Жамукет, Джикиль, Адахнет, Дах-Наджикет и др.
  • Баласагун (Актобе) — политический и культурный центр на берегу реки Чу. Родной город М.Кашгари, Ю.Баласагуни.
  • В Илийской долине в X-XII вв. насчитывалось 56 городов: Екиогуз (Эквиус), Коялык — ставки карлукских жабгу, Талхиз (Талгар) и др.
  • Арабские историки пишут о 16 кыпчакских городах на р.Иртыше.
  • В Центральном Казахстане — в долине р.Сарысу — Орда, в долине р.Жезды — Бескамыр.

Архитектурные памятники VI-XII вв.

Архитектура дворцов.

Благодаря археологическим раскопкам стали известны:

  • Примером монументальных постройек VII-IX вв. являются — цитадели Кедера, Джамуката. Это были постройки с парадными залами, жилыми и хозяйственными помещениями. Парадный зал Кедера имел площадь свыше 150 кв.м и украшен росписями, резными деревяными досками с культовыми и светскими композициями. Парадный зал Джамуката также был украшен росписями красного, желтого и синего цветов с изображением геометрических узоров. В культовом зале Джамуката стены украшены резными глиняными панелями, с изображением цветов. Культовый зал имел полукруглое возвышение, где зажигали священный огонь;
  • Загородные дворцы правителей Кулана и Навакета — украшены резной, окрашенной в различные цвета шкатуркой. В украшениях панелей использовалась мелкая глиняная скульптура — фигурки птиц и людей;
  • Буддийские храмы Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба — это постройки с центральными залами, в которых хранились реликвии, с системой обходных корридоров, дворов и помещений для служителей культа. Стены храмов украшены фресковыми росписями.
  • Изобразительное и декоративное искусство городов Казахстана имеет сходство с искусством городов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, Восточного Туркестана.
  • Основной строительный материал монументальных построек — жженый кирпич, дерево, гипс, алебастр. В отделке стен применяется — резная терракота и кирпичный узор.
  • Культовые сооружения. В X-XIII вв. в связи с распространением ислама в городах начинается возводиться мечети, строятся мавзолеи:
  • Наиболее ранние мечети были раскопаны в городах Кедере и Кульшубе — это постройки «столпного типа», для которых характерен прямоугольный план зала площадью до 600 кв.м.
  • Памятники в окрестностях Тараза
    • Мавзолей Бабаджи-хатуна (X-XI вв.) -сложен из жженого кирпича, имеет кубическую форму. Шатровый, 16-реберный купол венчает все здание;
    • Мавзолей Айила-Биби (XI-XII вв.) -выдающимся памятник зодчества.
    • Мавзолей Карахана — портально-купольный памятник, реконструированный в начале XX в.
  • Своебразие конструктивных приемов, архитектурных форм, декоративных средств памятников Х-ХII вв. позволило исследователям отнести их к северотуркестанской архитектурной школе, для которой характерны тесные связи с традициями степного стиля.
  • Средневековые бани — в Таразе, Отраре, Баласагуне:
    • Для бани Тараза характерен богатый декор внутренних помещений — это росписи геометрического и растительного характера, наличие алебастрового декора.
    • Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.
    • Бани отпаливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами. Воду подводили водопроводом, который в это время стал распространенной формой городских благоустройств.
Каменная скульптура тюрков.

Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. Встречаются произведения подлинного скульптурного искусства, которые изготовлялись в мастерских каменетесов-ваятелей.

Для скульптур подбирались удлиненные камни (высота от 0,5 до 2,8 м). Их называют «каменные бабы», в них чаще изображают мужчин с усами и бородой. Неотъемлемая принадлежность — сосуд в виде кубка или чаши в правой руке или в обеих руках.

Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил, они распологались спиной к ограде, лицом к востоку. Также устанавливались у поминальных холмов в восточном направлении.

С распространением ислама традиция изображения человека изчезает, лишь в горных и северных районах, куда ислам проник значительно позже, еще долго придерживались этой традиции.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *