Ненавистную крестьянам продразверстку отменили. Вместо нее был введен вдвое меньший продовольственный налог, о размере которого крестьянину сообщалось заранее, перед севом. Оставшиеся после сдачи налога продукты крестьяне могли теперь свободно продавать (или горожанам на базарах, или государству — по ценам не намного ниже рыночных).
Но для земледельцев свобода торговли имела смысл только тогда, когда за хлеб, мясо, масло в городе можно было приобрести необходимые в хозяйстве товары. Фактически признав, что государство не в состоянии наладить производство и обмен, большевики разрешили частное изготовление товаров повседневного спроса, стали отдавать мелкие и средние предприятия, магазины и лавки в частную собственность желающим стать новыми хозяевами (такие предприниматели получили прозвище нэпманы).
Этих уступок оказалось достаточно, чтобы сбить волну массовых крестьянских восстаний; непримиримые партизаны перестали получать в деревнях былую помощь и поддержку и были в конце концов разгромлены. Красную армию частично демобилизовали; около пяти миллионов солдат вернулись к мирным занятиям.