X

ПОБЕДОНОСНОЕ ЗНАМЯ БОРЬБЫ ЗА КОММУНИЗМ

Ныне все честные люди земного шара видят победное шествие ленинского учения. Идеи ленинизма овладевают умами миллионов и миллионов людей, становятся могучей материальной силой и одерживают одну победу за другой в преобразовании мира на коммунистических началах.

Таким образом, ленинизм вопреки самому ожесточенному сопротивлению эксплуататорских классов и всех реакционных сил стал знаменем современной эпохи, общественного прогресса.

Главной целью жизни В. И. Ленин считал творческое развитие марксизма применительно к новым условиям исторического развития и творческое использование его в борьбе за освобождение трудящихся от социального и национального гнета, за революционное преобразование мира. В этих целях, целях решения назревших проблем общественного прогресса В. И. Ленин создал сотни выдающихся произведений, поднявших теорию марксизма на новую ступень. Вот почему все передовое общественное мнение, вся объективная история признают, что ленинизм является марксизмом современной эпохи, эпохи победы социализма и коммунизма. Ленинизм — вечно живое и развивающееся учение миллионов, постоянно указывающее им путь к счастью.

У людей труда мечта о справедливом общественном строе и необходимости перехода к нему возникла давно. Все классовые общества: рабовладельческий строй, феодализм и капитализм на протяжении всего своего существования не решили ни одной сколько-нибудь серьезной проблемы для удовлетворения коренных интересов трудящихся, трудом которых создавались и создаются все материальные и духовные блага человечества. В основе всего этого лежало то, что классовые общества всегда полны противоречий, не позволяющих разрешить вопросы жизни общества в интересах всеобщего прогресса, в интересах всех людей. А капитализм — высшая ступень классового общества — в силу действия его экономических законов довел противоречия до крайних пределов. Капитализм экспроприировал землю и орудия труда у трудящихся масс, открыто грабил и грабит целые страны. Процесс становления и развития капитализма проходил, говоря словами Маркса, «с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей». В результате в капиталистическом обществе сложилось такое положение, при котором на одном полюсе постоянно росли богатство, роскошь и паразитизм, расточительность и праздность меньшинства, т. е. эксплуататоров, на другом — гнет и эксплуатация, нужда и безработица, бесправие и нищета большинства, т. е. эксплуатируемых.

И на вопрос о том, как изменить существующее положение, чуждое природе и духу человеческого общества, как перейти к справедливой форме общества, единственно правильный, научный ответ дали классики марксизма-ленинизма. Всесторонне обосновывая историческую обреченность капитализма, в силу его имманентных законов, и великую историческую миссию пролетариата, который объективно обучается, объединяется и организуется самим механизмом процесса капиталистического производства, Маркс и Энгельс гениально предвидели, что с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается основа ее господства, что сама буржуазия производит прежде всего своих собственных могильщиков, что гибель буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны. Характеризуя заслугу К. Маркса и Ф. Энгельса в этой области, В. И. Ленин указывал, что они создали такую революционную теорию, которая объяснила необходимость изменения мира и указала пути перехода к новому обществу, имя которого — коммунизм.

В. И. Ленин обогатил теорию научного коммунизма открытиями, которыми ныне руководствуются все коммунистические и рабочие партии в борьбе за революционное обновление общества, за счастье людей.

«От капитализма,— учил он еще до Октябрьской революции,— человечество может перейти непосредственно только к социализму, т. е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого. Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм…».

Правильность этих положений теперь подтверждена на практике. Борьба за коммунизм приняла поистине широкий размах, наполнилась новым содержанием и поднялась на невиданную ранее высоту, на новый исторический перевал. Для обоснования коммунистической общественно-экономической формации, раскрытия ее природы и сущности, нахождения истинных путей ее становления и развития В. И. Ленин приложил огромные усилия. В его творениях находят свое отражение и блестящее разрешение самые различные актуальные проблемы строительства нового общества. Все это красной нитью проходит во многих трудах, особенно созданных в послеоктябрьский период. В них В. И. Ленин не только продолжал развивать и дополнять свое открытие о возможности победы социализма первоначально в нескольких или одной, отдельно взятой стране, но и намечал конкретные пути его строительства. В начале 1918 г. на VII съезде партии он указывал, что партия и Советская власть, осуществляя коренные социалистические преобразования в стране, ставят перед собой цель построения коммунистического общества.

К вопросам обоснования строительства такого общества В. И. Ленин специально вернулся и на VIII съезде партии в связи с принятием ее новой программы. Теоретические положения о коммунизме он затем развивал во всех последующих работах и выступлениях. Так, в книге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» В. И. Ленин писал:

«Коммунизм «вырастает» решительно из всех сторон общественной жизни, ростки его есть решительно повсюду… Коммунисты должны знать, что будущее во всяком случае принадлежит им, и потому мы можем (и должны) соединять величайшую страстность в великой революционной борьбе с наиболее хладнокровным и трезвым учетом бешеных метаний буржуазии».

Когда речь шла о путях перехода к коммунизму, В. И. Ленин на первый план ставил вопросы повышения производительности труда, уделяя им самое пристальное внимание. Он постоянно подчеркивал необходимость повышения производительности труда, совершенствования производственных процессов на основе технического прогресса и повышения культурно-технического уровня трудящихся масс вообще, работников производства в особенности.

Это и понятно.

«Коммунизм,— учил В. И. Ленин,— есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих». «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя»; «капитализм может быть окончательно побежден… тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда».

Вместе с тем В. И. Ленин мудро предупреждал, что дело это очень трудное и очень долгое, но оно начато, и это самое главное. Анализируя вопросы организации производства и труда в новых условиях, он делает следующий важный вывод:

«Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба., угля,, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединенных сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских республик».

Это ленинское положение и ныне имеет жизненное значение. Забота о неуклонном повышении производительности труда, о бережном отношении к социалистической собственности должна глубоко проникать в сознание каждого советского человека. Она должна стоять в центре внимания каждого рабочего коллектива, каждого коллектива крестьян.

В конце 1920 г., выступая с докладом на VIII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин выдвинул свою классическую формулу: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Здесь вопрос о материально-технической базе нового общества и вопрос о форме государственной власти, осуществляющей переход от капитализма к социализму, впервые рассматриваются в единстве и устанавливается тесная взаимосвязь между ними. Не только теория, но практика полностью подтвердила, что такая важная проблема будет успешно решена в том случае, если эти две стороны будут находиться в полном взаимодействии. Это ленинское определение было поистине новым словом в теории научного коммунизма.

Вопросы строительства коммунистического общества занимают особое место в последних ленинских работах. В них, с одной стороны, нанесен сокрушительный удар по всем оппортунистическим взглядам меньшевистского толка о несозревших якобы в ту пору условиях для построения социализма в нашей стране и, с другой стороны, убедительно доказано, что для социалистического строительства есть все необходимое: пролетарское государство, находящееся в его руках крупное производство, союз рабочего класса и крестьянства, Коммунистическая партия, призванная руководить строительством нового общества.

Все это представляет собой научное открытие, глубокие теоретические положения. Невозможно переоценить их научное и практическое значение. В исключительно трудных условиях В. И. Ленин с присущей ему прозорливостью показал партии и народу единственно правильный путь к социализму. Вместе с тем он учил, что по мере обеспечения победы социализма страна наша будет переходить к строительству полного коммунистического общества, ибо это неразрывный процесс, части единого целого. Именно в связи с этими положениями В. И. Ленин указывал, что наше новое общество пройдет две фазы — социализм и коммунизм. «…Научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его».

Ленинское учение о коммунизме, подтвержденное практикой общественной жизни, в руках нашей партии и Советского государства служит мощным идейным оружием. В нашей стране социализм — первая фаза коммунистического общества — утвердился полностью и окончательно. Характеризуя итоги этих великих свершений, Программа КПСС подчеркивает:

«Социализм, неизбежность которого была научно предсказана Марксом и Энгельсом, социализм, план построения которого начертал Ленин, стал в Советском Союзе реальной действительностью…

В результате самоотверженного труда советского народа, теоретической и практической деятельности Коммунистической партии Советского Союза человечество получило реально существующее социалистическое общество и проверенную на опыте науку о построении социализма».

Разумеется, эта историческая победа досталась нелегко. На пути ее достижения наш народ под руководством своей Коммунистической партии вел поистине героическую борьбу, осуществил коренные, революционные преобразования в области экономики и культуры, полностью ликвидировал эксплуататорские классы и в связи с этим — эксплуатацию человека человеком. Все мероприятия, обеспечившие победу социализма, а именно: развитие и укрепление социалистического государства, социалистическая индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция и многие другие, целиком и полностью проводились по ленинскому плану.

В процессе строительства социализма Коммунистическая партия внесла в сокровищницу ленинизма ряд новых положений, сформулированных на основе научного обобщения опыта. Жизнь полностью подтвердила правильность указаний Маркса и Ленина о том, что их теория не догма, а руководство к революционному действию. Творческое обобщение практики социалистического строительства, учет опыта революционного движения во всем мире дали нашей партии возможность правильно решать вопросы и периодически формулировать теоретические положения по назревшим проблемам общественной жизни. Так, в начале 60-х годов партия имела возможность разработать и принять свою новую Программу — программу построения коммунистического общества. В ней излагаются научно обобщенные коллективные мысли партии, ее высокие идеалы, главные задачи и основные этапы строительства коммунистического общества. Одной из особенностей Программы КПСС является то, что в ней впервые дается всесторонняя характеристика коммунистического общества, указываются конкретные пути строительства нового мира, создания соответствующей ему материально-технической базы.

На вопрос, что такое коммунизм, Программа КПСС на основе марксистско-ленинского анализа тенденций исторического развития дает следующий ответ:

«Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа».

В Программе КПСС получили свое глубокое научное развитие и многие другие теоретические и практические вопросы коммунистического общества, намечены магистральные линии осуществления величественных задач коммунистического строительства, подчеркивается, что коммунизм — это высшая форма общественной жизни, где расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека, где в полной мере воплотится в жизнь великий гуманистический девиз нашей партии: «Все во имя человека, для блага человека».

«Коммунизм,— говорится далее в Программе КПСС,— выполняет историческую миссию избавления всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов».

Таким образом, справедливое общество, о котором на протяжении многих веков мечтали передовые представители человечества, стало реальностью. Впервые в истории человечества в нашей стране построен социализм и строится коммунистическое общество.

Все это яркое выражение торжества идей марксизма-ленинизма. Ныне все народы нашей страны единой братской семьей, под руководством своего коллективного вождя — Коммунистической партии — смело идут неизведанными путями от одного исторического рубежа к другому, практически разрешают величественные задачи строительства коммунизма.

Россия — родина В. И. Ленина. Это счастье и безграничная гордость не только великого русского народа, верным и благодарным сыном которого он являлся, но и всех советских народов, строящих свою жизнь по заветам В. И. Ленина. Вместе с тем его дело и учение постоянно оказывают огромное влияние на революционное рабочее движение, на весь мировой процесс развития.

Ленинское учение по своей внутренней природе с самого начала его развития во всех отношениях было и остается глубоко интернациональным. В. И. Ленин в своих произведениях и выступлениях часто подчеркивал, что мы — международники, интернационалисты.

Ленинизм является интернациональным учением рабочего класса, трудящихся масс, ибо в этом учении обобщен опыт революционного движения не только в России, но и во всем мире.

В. И. Ленин в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» убедительно показал, что большевизм помог развитию пролетарского движения в Европе и Америке так сильно, как ни одно другое политическое течение, что «большевизм указал верный путь к спасению от ужасов войны и империализма». Эта оценка полностью относится также к ленинизму, ибо большевизм и ленинизм — понятия идентичные, две стороны единого целого.

Ленинизм является теоретической основой деятельности рабочих и коммунистических партий. Правильность этого положения подтверждается опытом революционных дел. Марксистские партии всех стран как на национальных конференциях и съездах, так и на международных форумах не раз заявляли, что посвятили свою деятельность коммунизму, теория которого основана на учении марксизма-ленинизма, и твердо убеждены в победе этого дела, поэтому глубоко верят, что идеи Маркса и Ленина, идеи пролетарского интернационализма восторжествуют во всем мире.

Ленинизм—это революционное учение, мировоззрение трудящихся всего мира, выражающее их коренные интересы и чаяния, всецело основанное на принципах мира и дружбы между народами. Карл Маркс сто лет тому назад провозгласил, что международным принципом коммунистического общества будет мир. В. И. Ленин был пламенным борцом за мир во всем мире. Он первым в мире поднял знамя борьбы за мир. Первым историческим документом Советской власти был Декрет о мире. В этом декрете, написанном В. И. Лениным, говорится:

«Рабочее и крестьянское правительство… предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран,— миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии,— таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций».

Без преувеличения можно сказать, что история Советской власти — это история борьбы за мир, история осуществления самых гуманных, истинно человеческих идеалов. Советское правительство, неуклонно руководствуясь ленинским учением, на протяжении всей своей деятельности проводило и проводит миролюбивую политику, отвечающую коренным интересам трудящихся всех стран. Советское правительство не раз обращалось к правительствам всех стран с конструктивными предложениями об укреплении мира, о недопущении военных конфликтов и столкновений и т. д. Уклониться от принятия ряда этих предложений не могли и руководители капиталистических государств.

Аналогичные миролюбивые шаги делает Советское правительство и в наши дни. Одним из них является предложение о всеобщем и полном разоружении, о сокращении — в качестве первого шага к этой цели — вооруженных сил на одну треть и т. д. Руководители империалистических держав под различными предлогами откладывают обсуждение и решение столь важных жизненных проблем. Несмотря на это, твердо и последовательно проводимая миролюбивая внешняя политика Советского Союза дает свои результаты: сдерживает агрессивные стремления империалистических государств и способствует укреплению мира. «Опыт СССР доказал, что социализм и мир нераздельны. Могущество социализма служит делу мира. Советский Союз спас человечество от фашистского порабощения. Советское государство, стоящее на страже мира и проводящее в жизнь ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем,— мощная преграда на пути империалистической агрессии». Программа мира в дальнейшем разрабатывалась на XXIV и XXV съездах КПСС.

Творчески развивая ленинские идеи о мире, наша партия в середине 50-х годов сделала следующий важный вывод: в современных условиях мирового развития нет фатальной неизбежности войны, а есть реальная возможность исключить войну из жизни общества. Это теоретическое положение вытекает из глубокого изучения и обобщения закономерностей общественной жизни, ибо ныне в мире есть могучая сила, способная предотвратить войну, обуздать агрессивные действия империалистических кругов и разбить наголову империализм, если он осмелится разжечь пожар мировой войны. Это противостоящее мировой системе капитализма содружество социалистических стран. Его могущество — один из ярких примеров торжества марксистско-ленинских идей о преобразовании мира на коммунистических началах. Цель и сущность этого содружества, его роль и место в истории хорошо показаны в Программе КПСС:

«Сложилась мировая система социализма — социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов, идущих по пути социализма и коммунизма, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности…

Мировая система социализма — новый тип экономических и политических отношений между странами. Социалистические страны имеют однотипную экономическую основу — общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй — власть народа во главе с рабочим классом; единую идеологию — марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний и национальной независимости от посягательств империалистического лагеря; единую великую цель — коммунизм».

Сам собой напрашивается вопрос: может ли отживающая свой век система капитализма, не говоря уже о докапиталистических общественно-экономических формациях, долго противостоять мировой системе социализма, передовой социально-экономической и политической общности, имеющей единую передовую марксистско-ленинскую идеологию? Конечно, нет. Ни один старый общественный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, теперь и в дальнейшем не может противостоять прогрессивной во всех отношениях социалистической системе хозяйства. Все еще господствующая на большей части земного шара капиталистическая система в мирном экономическом соревновании с социалистической системой безусловно потерпит поражение, рано или поздно повсеместно уступит место социализму.

Таков объективный закон общественного развития.

Следующей не менее важной стороной всемирно-исторической заслуги В. И. Ленина является то, что он был первым, кто нанес сокрушительный удар по ревизионизму всех мастей. Как известно, начиная с конца XIX в. как правые, так и «левые» оппортунисты всячески извращали марксизм. Под предлогом «развития» и «дополнения» марксизма они выхолащивали его революционную душу, опошляли его. В силу этих обстоятельств В. И. Ленин вел непримиримую борьбу против ревизионистов и тех, кто покушался на учение марксизма, разоблачал их идейно. Он дальновидно указывал, что борьбу против оппортунистов любых оттенков придется вести и в дальнейшем. Это предвидение полностью подтвердилось.

Ревизионизм в самых различных формах проявляется и в наши дни, он стал главной опасностью в международном коммунистическом и рабочем движении. Современный ревизионизм под видом критики отдельных ошибок и упущений в деятельности некоторых коммунистических и рабочих партий фактически выступает против основ марксизма-ленинизма, против завоеваний социализма. Ревизионизм наносит серьезный ущерб деятельности коммунистических и рабочих партий. Особенно опасный характер носят раскольнические действия маоистов. На протяжении многих лет, прикрываясь ультрареволюционными фразами, ведут они борьбу против коренных принципов марксизма-ленинизма.

Но можно с уверенностью сказать, что современный ревизионизм, как и ревизионизм былых времен, будет разоблачен и на очередном крутом повороте истории будет сброшен в помойную яму. Таков приговор истории.

А ленинизм — великая и могучая сила современности — по-прежнему будет одерживать одну победу за другой во всех сферах общественной жизни, человеческой деятельности, ибо все лучшее, передовое, что есть в мире, объединяется под знаменем ленинизма, борется за коммунизм, за светлое будущее человечества.

Это естественное, закономерное явление. Трудящиеся видят, что идеи ленинизма все шире распространяются во всем мире, что все выше поднимается над миром знамя ленинизма, борьбы за коммунизм.

Коммунизм ныне — не отдаленная мечта, а практическое дело сотен миллионов людей. Силы социализма и коммунизма растут изо дня в день, им принадлежит будущее. В борьбе за преобразование мира коммунистические и рабочие партии, все революционеры руководствуются и будут руководствоваться ленинским учением, правильно отражающим законы общественного развития.

Светлый гений великого учителя и вождя по-прежнему озаряет человечеству путь к счастью. Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев в день празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина,— «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»

Поделитесь информацией с друзьями
admin:
Еще статьи