ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

С первых же дней становления и развития нашего советского социалистического общества в центре внимания Коммунистической партии и Советского государства постоянно находились вопросы развития народного образования, призванного обеспечить обучение и воспитание народа в духе высоких, подлинно гуманных идеалов коммунизма. Вместе с тем система народного образования всецело учитывает интересы и потребности общества в деле подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов, стоящих на уровне современных требований общественного производства, современной науки и техники.

Именно в результате такого подхода к целям и задачам народного образования в нашей стране утвердился самый передовой и прогрессивный принцип обучения, при котором обеспечены широкое и всестороннее развитие, общедоступность всех видов и форм образования, бесплатность на всех его ступенях, обучение на родном языке и т. п. Кроме того, советская система образования в своей основе предусматривает высокий уровень образованности всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного и социального положения. Все это закреплено в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».

«Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать все материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека».

Как известно, в области народного образования на период девятой пятилетки XXIV съездом КПСС была поставлена поистине историческая задача — завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи. Министр просвещения СССР М. А. Прокофьев в речи на XXV съезде КПСС сообщил, что работники просвещения, опираясь на постоянную помощь партийных организаций, задание о переходе ко всеобщему среднему образованию подрастающего поколения в основном выполнили, что более 96% молодых людей, закончивших восьмилетнюю школу в 1975 г., обучается в различных средних учебных заведениях, что в нынешнем году около 90% юношей и девушек, пришедших десять-одиннадцать лет назад в первый класс, войдут в жизнь, имея полное среднее образование. Это было встречено всеобщим одобрением съезда.

Не менее весомы и другие результаты развития народного образования. Почти 80 млн. чел. обучалось в 1974/75 учебном году, из них свыше 49 млн. чел.— в общеобразовательных школах всех видов. Увеличилось число лиц, имеющих высшее и среднее образование. В 1975 г. их было 117 млн. человек, что составляет 554 чел. на 1000 в возрасте 10 лет и старше. Этот показатель по полу населения выглядит так: среди мужчин — 594, среди женщин 519 чел. на 1000. Интересны показатели уровня образования различных общественных групп. Так, среди населения, занятого в народном хозяйстве, на 1000 чел. приходится с высшим и средним образованием 751 чел., среди рабочих — 697, колхозников — 512, специалистов и служащих — 968 чел.

Весьма показательны успехи народного образования и в Казахстане. В 1975 г. в республике имелось 9898 общеобразовательных школ, в которых обучалось 3,4 млн. чел. В них работало 163 тыс. учителей, 55% которых имели высшее образование. Число высших учебных заведений достигло 50 с 216 тыс. студентов и средних специальных учебных заведений — 210 с 233 тыс. учащихся. Кроме того, действовало 407 профессионально-технических училищ и школ с общим количеством учащихся около 205 тыс. чел.

Таким образом, в 1974/75 г. всеми видами обучения в республике было охвачено 4,1 млн. чел., или почти каждый третий человек учился в той или иной форме школ, что является величайшим социальным завоеванием.

Характерны также данные о выпуске специалистов из высших и средних специальных учебных заведений. За годы девятой пятилетки они подготовили примерно 150 тыс. специалистов с высшим и 275 тыс. со средним образованием. Иначе говоря, в настоящее время в республике на каждые десять тыс. чел. населения выпускаются 23 специалиста с высшим и 39 специалистов со средним специальным образованием. Значительное количестве их ежегодно прибывает из других союзных республик страны (РСФСР, Украинской, Узбекской ССР и др.). В результате численность специалистов с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве Казахской ССР, в 1975 г. достигла миллиона человек, из которых около 400 тыс. с высшим образованием.

О том, сколь высок уровень образования населения республики, можно судить по таким данным:

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Как показывает эта статистика, в уровне образования населения произошли большие перемены к лучшему. Этот показатель в нашей республике по сравнению с 1939 г. повысился более чем в 6 раз, и она опередила такие союзные республики, как Белорусская, Киргизская, Литовская, Узбекская, Таджикская.

Чтобы в полной мере оценить значение этого достижения, вспомним статистику грамотности, которой оперировал В. И. Ленин, когда писал «Странички из дневника». В этой работе отмечалось, что количество просто грамотных (не говоря уже о людях со средним или тем более высшим образованием) на 1000 душ населения в 1920 г. составляло: по Европейской России —330, Северному Кавказу—281 и Западной Сибири—218 чел. А в . Средней Азии и Казахстане среди коренного населения (казахов, киргизов, узбеков и др.) грамотных на 1000 чел. было всего-навсего 20. Как известно, в нашей стране уже давно не подсчитывается число грамотных, так как уже нет неграмотности.

И все же, несмотря на очевидные успехи, нам необходимо еще многое сделать в области дальнейшего развития народного

образования, в деле повышения качества знаний у выпускников школ, чтобы каждый советский человек был на уровне современных требований. По этому поводу Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС говорил:

«Коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование системы народного образования и профессиональной подготовки. Это особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а стало быть, и подготовке человека к труду. Мы многое делаем в этом отношении. Но то, что сделано и делается, еще не решает всех задач в этой области».

Отсюда необходимость дальнейшего совершенствования всей системы народного образования от общеобразовательных школ до высших учебных заведений. Поэтому в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусматривалось:

«Осуществить дальнейшее развитие системы народного образования в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и задачами неуклонного повышения культурно-технического и образовательного уровня трудящихся, улучшения подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов…

Построить новые общеобразовательные школы не менее чем на 7 млн. ученических мест, в том числе примерно на 4,5 млн. мест в сельской местности…

Обеспечивать подготовку рабочих высокой квалификации из числа молодежи для всех отраслей народного хозяйства прежде всего в профессионально-технических учебных заведениях, позволяющих получить одновременно специальность и общее среднее образование, а также в технических училищах.

Подготовить в системе профессионально-технического образования примерно 11 млн. квалифицированных рабочих…

Подготовить 9,6 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Особое внимание уделить обеспечению кадрами районов интенсивного развития производительных сил».

В десятой пятилетке в Казахстане построено много общеобразовательных школ, открыт ряд новых институтов. Среднее образование получило более полутора миллионов человек. В 55 вузах республики обучается более четверти миллиона студентов по 195 специальностям. Народное хозяйство получило за 5 лет 177 тыс. молодых специалистов. Существенно расширилась сеть детских дошкольных учреждений. Эти и другие меры помогли выполнить указания XXV съезда КПСС, который постановил: «Считать важнейшей задачей высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений дальнейшее повышение уровня подготовки и идейно-политического воспитания специалистов и рабочих».

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *