X

СИСТЕМА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Одной из новых и вместе с тем очень важных отраслей народного хозяйства, имеющих прямое отношение к удовлетворению непосредственных материальных и духовных потребностей людей, является бытовое обслуживание населения. Широкое развитие оно получило за последние 10—15 лет, когда наша страна вступила в период развитого социализма.

И это вполне закономерно. Именно при социализме по-настоящему расширяется сфера услуг вообще, бытовое обслуживание в особенности. Поэтому не случайно в период коммунистического строительства возникли необходимые условия для” создания общественно-организационных форм бытового обслуживания населения. ЦК КПСС и Совет Министров СССР за это время несколько раз специально обсуждали вопросы улучшения бытового обслуживания населения и приняли ряд важных решений, в которых указывалось, что при социализме забота общества о повышении уровня жизни народа распространяется на удовлетворение разнообразных потребностей людей, что вопросы коренного улучшения бытового обслуживания населения приобретают особо важное значение. Во всех союзных республиках в 1965 г. были созданы специальные министерства, а в краях и областях — самостоятельные управления бытового обслуживания.

В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. XXIV съезд КПСС указал на необходимость обеспечить более полное удовлетворение спроса трудящихся на все виды услуг, повысить культуру и качество обслуживания населения; развивать бытовое обслуживание как крупную механизированную отрасль на основе расширения сети предприятий службы быта и оснащения их современными машинами, механизмами и оборудованием, внедрения научно-технических достижений, повышения эффективности использования наличных производственных мощностей и т. д.

В связи с этим в период девятой пятилетки по всей стране проводилась большая работа по коренному улучшению бытового обслуживания. Объем государственных капитальных вложений на его развитие вырос почти в 2 раза, число предприятий службы быта превысило 260 тыс., на них работало свыше 2 млн. чел. Общий объем бытовых услуг превысил 6 млрд. руб.

Более организованное и планомерное бытовое обслуживание населения в Казахстане вошло в систему в начале 60-х годов, после образования специального министерства в республике и управлений в областях. В настоящее время здесь действует около 15 тыс. предприятий по оказанию бытовых услуг населению. Виды услуг становятся все разнообразнее: ремонт и индивидуальный пошив обуви, швейных и трикотажных изделий, ремонт бытовых машин и приборов, техническое обслуживание

транспортных средств, ремонт и изготовление мебели, ремонт и строительство жилищ, химическая чистка и крашение. Все больше услуг оказывают прачечные, фотографии, парикмахерские и т. д. Объем реализации бытовых услуг населению в 1975 г. составил в республике около 300 млн. руб. За пятилетие их общий объем возрос в 1,7 раза, а в сельской местности — почти вдвое. В системе бытового обслуживания работает свыше 111 тыс. чел., среди которых немало высококвалифицированых мастеров своего дела: закройщиков, модельеров, мастеров по ремонту сложной бытовой техники и работников других профессий.

Вместе с тем, как отмечалось на XIV съезде Компартии Казахстана, в работе предприятий бытового обслуживания имеют место и существенные недостатки, вызывающие справедливые нарекания со стороны трудящихся. Сюда относится и нехватка таких предприятий (в первую очередь в сельской местности), и низкая культура обслуживания, и слабая оснащенность современной техникой и технологическим оборудованием. Организация производства и труда в системе бытового обслуживания также еще весьма несовершенна.

Поэтому в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.», принятых XXV съездом КПСС, предусматривалось осуществление в больших масштабах мероприятий, направленных на дальнейшее расширение видов и увеличение объема услуг, связанных с облегчением домашнего труда и улучшением отдыха советских людей.

В Казахской ССР на развитие этой отрасли вкладывалось свыше 130 млн. руб. государственных капиталовложений, что почти в 1,5 раза больше средств, освоенных в девятой пятилетке. Объем бытовых услуг возрос за 5 лет в 1,4 раза. Здесь по-прежнему сохраняется тенденция опережающего роста службы быта в сельской местности с тем, чтобы как можно быстрее приблизить ее к городскому уровню. Количество видов услуг увеличилось с 500 до 700. Широкое развитие получили такие прогрессивные виды услуг, как ремонт сложных бытовых машин и приборов, транспортных средств, химическая чистка и крашение одежды, ремонт и строительство жилья и т. д.

Во многих областных центрах предусматривается строительство домов быта, а в сельских районах — типовых бытовых комбинатов, специализированных предприятий по ремонту бытовой техники, станций технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Все это, безусловно, поднимет уровень бытового обслуживания населения в городах, селах республики.

Гуманизм нашего строя, нашего социалистического общества всегда, даже в тяжелые времена, ярко проявляется в заботе о людях, об условиях их труда и быта, о росте культуры, всестороннем повышении квалификации.

В документах XXV съезда КПСС приводятся впечатляющие данные о том, что в отраслях народного хозяйства, в частности в отраслях промышленности, производящей товары народного потребления, торговле, общественном питании, в сфере обслуживания трудятся более полутора миллионов коммунистов и трех миллионов комсомольцев, а всего занято около 40 млн. чел. В связи с этим Л. И. Брежнев в своем докладе на XXV съезде партии говорил:

«Обращаясь к ним, мне хочется сказать: товарищи, от вас, от вашего труда во многом зависит и благосостояние, и настроение советских людей. Помните об этом. Работайте лучше и инициативнее, равняйтесь на передовиков. К этому призывает вас, этого ждет от вас партия».

Нет сомнения в том, что все работники предприятий бытового обслуживания откликнутся на этот призыв и внесут достойный вклад в дело строительства коммунистического общества в нашей стране.

Поделитесь информацией с друзьями
admin:
Еще статьи