В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления. Андроновцев об окружающем мире.
Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Рисунки Там голы, Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район — Семиречье (урочище Тамгалы).
- В раннем периоде эпохи бронзы (XVII-XIV вв. до н. э.) — покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе с личными вещами помещался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии приносят в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме.
- В средней и поздней бронзе — умершего клали в каменный склеп в скорченном положении (поза младенца в утробе матери) на боку
- В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления .Андроновцев об окружающем мире.
Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков —петроглифов. Рисунки Там голы, Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры.
Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район — Семиречье (урочище Тамгалы).
Основные сюжеты наскальных рисунков:
Наиболее распространенные рисунки — это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки — символы могущества, силы и плодородия.
Изображение сцен поклонения богу солнца — Митре. Например, в урочище Тамгалы показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагаются хоровод из пляшущих человеков, а также одиночные и парные танцоры. Все они исполняют ритуальный танец. Хоровод — это символ солнца, а движение участников — это имитация вращения светил на небе.
Изображение двухгорбого верблюда-бактриана в статичной форме и нередко занимал во многих сценах центральное место.
Изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау насчитываются 49 гравировок двухколесных охотничьи и боевых колесниц.
Изображение сцен боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками и чеканами (клевцами).
Изображение сцен пахоты, связанного с празднованием нового года. Право проведения первой борозды предоставлялось царю (Сведения из «Авесты»).Рисунки на камнях (петроглифы) — это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировоззрении.
Антропологический тип андроновцев европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане).
Язык андроновцев — индо-иранская языковая группа.
Бегазы-Дандыбаевская культура археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе Маргуланом А.Х.
Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры:
- Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве
- Строительство особого типа надгробных сооружений
- Своеобразный погребальный обряд
- Появление новых форм глиняной посуды