В 60-х годах казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар». Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат Ауэзов, ему помогали А.Кадыржанов, Б.Тайжанов и др.
Последователи этого общества, возникшего вокруг ансамбля «Жас тулпар» и объединявшего около 800 студентов, появились в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Целинограде (Акмоле), Чимкенте. В Караганде это общество называлось «Жас казак», в Семипалатинске — «Тайшубар».
Молодежь организовывала концерты, лекции, экспедиции, пыталась разбудить национальное самосознание масс, делала руководящим органам предложения, касающиеся национальных отношений. Организация была ликвидирована.
Популярные в 70-е годы ансамбли «Гулдер», «Дос-Мукасан», «Айгуль» возникли под влиянием «Жас тулпар». Организация «Жас тулпар» способствовала росту национального самосознания казахской молодежи.
В 1975 г. была опубликована книга Олжаса Сулейменова историко-лингвистического содержания «Аз и Я». Поэт, сделав анализ памятника русской литературы «Слова о полку Игореве». пришел к выводу, что «это произведение возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира и в нем нашли отражение ценности двух соседних культур». В «Слове» часто встречаются тюркские слова. Очевидно, что в ту эпоху влияние тюрков на общественную жизнь восточных славян было значительным. Под руководством главного идеолога М.Суслова книге О.Сулейменова было дано опровержение. Книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено ее издание.