Противодействие национальной интеллигенции

В 60-х годах казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар». Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат Ауэзов, ему помогали А.Кадыржанов, Б.Тайжанов и др.

Последователи этого общества, возникшего вокруг ансамбля «Жас тулпар» и объединявшего около 800 студентов, появились в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Целинограде (Акмоле), Чимкенте. В Караганде это общество называлось «Жас казак», в Семипалатинске – «Тайшубар».
Молодежь организовывала концерты, лекции, экспедиции, пыталась разбудить национальное самосознание масс, делала руководящим органам предложения, касающиеся национальных отношений. Организация была ликвидирована.
Популярные в 70-е годы ансамбли «Гулдер», «Дос-Мукасан», «Айгуль» возникли под влиянием «Жас тулпар». Организация «Жас тулпар» способствовала росту национального самосознания казахской молодежи.

В 1975 г. была опубликована книга Олжаса Сулейменова историко-лингвистического содержания «Аз и Я». Поэт, сделав анализ памятника русской литературы «Слова о полку Игореве». пришел к выводу, что «это произведение возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира и в нем нашли отражение ценности двух соседних культур». В «Слове» часто встречаются тюркские слова. Очевидно, что в ту эпоху влияние тюрков на общественную жизнь восточных славян было значительным. Под руководством главного идеолога М.Суслова книге О.Сулейменова было дано опровержение. Книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено ее издание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: