Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история

ХуннуПредлагаемый вниманию читателей сборник статей посвящен археологии древнего центральноазиатского народа хунну (сюнну), или гуннов, как их принято называть в европейской историографии. История хунну, известная по письменным источникам древнекитайских исторических сочинений, существенно дополняется археологическими материалами. В связи с этим большое, если не решающее, значение приобретают археологические источники, позволяющие изучить во всем богатстве и разнообразии материальную и духовную культуру, хозяйственно-экономическую основу, социально-демографическую структуру общества, территориальное распространение, влияние и роль хунну в историко-культурном процессе в ЦА и ЮС на рубеже древности и раннего средневековья. Специальная статья посвящена проблеме культурогенеза хунну на основе исследования происхождения и формирования погребального комплекса. Сборник включает статьи археологов России и Монголии, работающих в широком хронологическом диапазоне и на обширном географическом пространстве.

Книга предназначена для научных исследователей — историков, археологов, этнологов, антропологов и всех, кто интересуется историей и культурой кочевых народов Евразии.

Раскопки могил

Замысел наш заключался в следующем. Раскопать группу могил но южному краю некрополя, где расположены две крупные могилы рядом друг с другом № 16 и 15 и продолжающие этот ряд вверх по склону местности могилы меньших размеров — № 14, 13, 12, 11. Предполагалось, что вся эта группа, возможно, как-то связана между собой. Подозревалась также связь между могилой № 16 и соседней небольшой № 18 с северо-западной стороны (рис. 1). С последней и начали раскопки. (далее…)

Результаты обследования 2007 г. стоянки Тологой-VI

(Иволгинский район Республики Бурятия)

А. И. Симухин Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Улан-Удэ

В 2007 г. на территории Иволгинского района Республики Бурятия производились разведывательные работы ИМБТ СО РАН. В изучаемом районе обследовано несколько известных местонахождений, в том числе и Тологойский археологический комплекс, включающий в себя неолитические стоянки, могильники бронзового, железного веков, средневековья и два пункта петроглифов бронзового века. (далее…)

Кенотаф хуннского времени на памятнике Яломан-II в Центральном Алтае

(Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по проекту «Комплексные исторические исследования в области изучения Западной и Южной Сибири с древнейших времен до современности» (шифр 2009-1.1-301-072-016).)

А. А. Тишкин, С. С. Матренин Алтайский государственный университет

Барнаул

Погребально-поминальный комплекс Яломан-II расположен в Онгудайском районе Республики Алтай около устья р. Большой Яло-ман, на 4-й надпойменной террасе левобережья Катуни. Начиная с 2001 г. в течение четырех полевых сезонов на данном памятнике была исследована группа из 27 непотревоженных курганов хуннского времени (II в. до н. э. — I в. н. э.). В них обнаружены многочисленные предметы материальной культуры: оружие, воинское снаряжение, украшения, детали костюма, орудия труда, бытовая утварь, элементы амуниции верховых лошадей и некоторые другие категории вещей. Часть полученных сведений и находок, а также предварительные результаты их анализа уже представлены в ряде публикаций [Тишкин, Горбунов, 2003, 2005, 2006; Тишкин, 2005а, б, 2007а, б; Тишкин, Хаврин, 2004; Тишкин, Горбунова, 2005; Горбунов, Тишкин, 2006; Тишкин, Хаврин, Френкель, 2007; Тишкин, Хаврин, Новикова, 2008; Тишкин, Лузгин, 2009 и др.]. Кроме этого, по образцам, отобранным из раскопанных захоронений указанного периода, получена серия радиоуглеродных дат [Тишкин, 2007а, с. 264-268, 270-275]. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть зафиксированного погребального инвентаря находит аналогии непосредственно в материалах изученных памятников хунну [Тишкин, Горбунов, 2005]. (далее…)

Западное побережье оз. Байкал в хуннское время

(по материалам могильника Цаган Хушун-П)

А. В. Харинский, А. М. Коростелев Иркутский государственный технический университет Иркутск

Введение

Конец I тыс. до н. э. характеризуется формированием на западном берегу Байкала елгинской культурно-исторической общности, одним из показательных элементов культуры которой выступает погребальный обряд. Умерших располагали в могильной яме на боку с подогнутыми ногами, головой ориентировали на юго-восток. Над ямой сооружалась каменная кладка овальной или четырехугольной формы [Горюнова, 1993; Горюнова, Пудовкина, 1995; Харинский, 2001; 2002; 2003]. Имеющиеся к настоящему времени данные позволяют считать, что елгинский погребальный обряд начал формироваться в Южном Забайкалье в V—III вв. до н. э. на основе культурной общности, оставившей захоронения сотниковского типа [Харинский, 2006]. В III-II вв. до н. э. сотниковцы мигрируют в Предбайкалье, Баргузинскую котловину, район Еравнинских озер, в долины Онона и Ингоды. С конца I тыс. восточнозабайкальская и предбайкальская группы сотниковцев развиваются самостоятельно. Первая из них становится основой для формирования носителей дарасунского погребального обряда, а вторая — для елгинцев и пришедших им на смену на побережье Байкала черснхынцев [Харинский, 2001, с. 106-107]. (далее…)

Исследование кургана хуннской знати гол мод-2

Д. Эрдэнэбаатар Улан-Баторский университет Улан-Батор

В 2001 г. во время работ совместной Монголо-Американской археологической экспедиции в долине р. Хануй на территории Ондор-Улаан сомона Архангайского аймака от местных жителей была получена информация о могильнике, названном нами впоследствии Гол мод-2. Тогда же была проведена разведка и составлен общий план памятника. На Гол Мод-2 было выявлено 188 хуннских курганов (из них 98 квадратной в плане формы с дромосом, 9 — округлой формы с дромосом, 81 курган округлой в плане формы без дромоса (рис. 1). (далее…)