X

Исследование кургана хуннской знати гол мод-2

Д. Эрдэнэбаатар Улан-Баторский университет Улан-Батор

В 2001 г. во время работ совместной Монголо-Американской археологической экспедиции в долине р. Хануй на территории Ондор-Улаан сомона Архангайского аймака от местных жителей была получена информация о могильнике, названном нами впоследствии Гол мод-2. Тогда же была проведена разведка и составлен общий план памятника. На Гол Мод-2 было выявлено 188 хуннских курганов (из них 98 квадратной в плане формы с дромосом, 9 — округлой формы с дромосом, 81 курган округлой в плане формы без дромоса (рис. 1).

На Гол Мод-2 было выявлено 188 хуннских курганов (из них 98 квадратной в плане формы с дромосом, 9 — округлой формы с дромосом, 81 курган округлой в плане формы без дромоса (рис. 1).

Согласно международному монголо-американскому проекту, изучение хуннского могильника Гол Мод-2 было направлено на сопровождающие захоронения кургана № 1 на северо-западном крае могильника. Сопровождающие погребения под каменными кладками, общим числом 27, располагались дугообразно к востоку от центрального кургана (рис. 2). Другое крупное захоронение находилось между этой дугой и центральным курганом, еще одно захоронение — к северу от центрального кургана. Все найденные захоронения представляют собой погребения индивидуумов различного возраста и пола, возможно, отдельные погребения принадлежат носителям иных культурных традиций. Материалы раскопок, проводившихся в течение девяти полевых сезонов, дают основания для попыток выявить личность погребенных, их отношение друг к другу, а также к захороненному в центральном кургане.

Рис. 2. План кургана № 1 и дугообразно расположенных сопровождающих захоронений

При сравнении с сопровождающими погребениями могильника Царам в Бурятии, где они располагались по обе стороны большого кургана [Миняев, Сахаровская, 2007; Коновалов, 2008], на кургане № 1 могильника Гол Мод-2 выстроенные дугообразно захоронения были расположены с одной, восточной, стороны.

В первом сезоне раскопок в южной части дуги обнаружена группа неполовозрелых скелетов людей (все детские), с двумя взрослыми в верхней части захоронений дуги. Несмотря на отсутствие человеческих останков, в первом захоронении размеры гроба 102×24 см говорят о погребении ребенка. Возраст останков черепа из погребения № 3 был определен антропологом Кристиан Лее — 6-7 лет.

Уже в ходе первого сезона получен интересный материал. Было найдено погребение ребенка в кладке № 3, вместе с которым были захоронены одна лошадь и четыре овцы, найдены почти 300 альчиков для игры, 36 из которых были отмечены штампами и разными символами (рис. 3). Некоторые из обнаруженных символов отмечались и на других хуннских памятниках [Давыдова, 1995, 1996], но многие из них встречаются впервые при раскопках Гол Мод-2. В погребении № 7 в ногах погребенного был найден бронзовый диск (зеркало), находящийся в многослойном матерчатом чехле с 2 массивными каменными бусинами с остатками шнура (рис. 4). Бронзовый диск (зеркало) напоминает подобные предметы, найденные в кочевнических могилах в Синьцзяне (северо-запад Китая), но не бронзовые зеркала ханьского Китая.

Для выяснения конструктивных особенностей каменных кладок погребений, входящих в дугообразную конструкцию, они были вскрыты на глубину до 30 см и в течение сезонов 2002-2004 гг. расчищена вся дугообразная конструкция, состоящая из 27 кладок. Параллельно производились раскопки погребений, причем они раскапывались группами (1-6; 9-15; 16-26). Кроме этого, было раскопано сопровождающее погребение № 29, расположенное к северу от основного кургана № 1.

Рис. 3. Альчики для игры из погребения № 3

Рис. 4. Бронзовый диск в матерчатом чехле

Из 27 погребений в 23 найдены костные останки человека. Все погребения были разграблены и нарушены еще в древности, скорее всего, в хуннское время. Сохранность скелетов плохая, многие кости отсутствуют. Большинство костяков представлены менее чем на 25 % от общего скелета. Длинные кости с эрозированными концами, эрозии подвержены поверхности костей и зубы. В некоторых захоронениях не осталось даже костей, присутствует только следы скелета на дне гроба. Пол захороненных определялся в том случае, когда была возможность сделать это при помощи черепной морфологии, диаметра головки бедра и форм костей таза. Возраст устанавливается по выпадению, по износу зубов и зарастанию черепных швов. Рост рассчитывался по длине бедренной кости.

Гол Мод-2, 1-й курган, 1-е погребение: останков человека не обнаружено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 2-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. Возраст 15-20 лет, вероятно, ближе к 15. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 3-е погребение: очень неполный скелет. Пол не определен, возможно, мужчина, из-за большого размера зуба. Возраст 6-7 лет. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 4-е погребение: очень неполный скелет. Пол не определен. Возраст менее 7 лет. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 5-е погребение: останков человека не обнаружено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 6-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. Возраст менее 5 лет. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 7-е погребение: неполный скелет. Мужчина. Взрослый. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 8-е погребение: неполный скелет. Мужчина 25-30 лет. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 9-е погребение: неполный скелет. Мужчина 20-25 лет. Мыщелок левой части затылочного отверстия несет следы легкого артрита. Некоторые зубы имеют сколы.

Гол Мод-2, 1-й курган, 10-е погребение: неполный скелет. Мужчина 30-35 лет. Рост 164-170 см. Правая таранная кость. На нижней части черепа на небольшом участке кости отсутствуют. Возможно, отсутствие окостенения связано с травмой или стрессом. На шейных позвонках наблюдается начало артрита. В левой части клиновидной кости имеется небольшой остеофит, возле теменного шва, что, вероятно, связано с мышечной активностью. Некоторые зубы имеют сколы.

Гол Мод-2, 1-й курган, 11-е погребение: останков человека не обнаружено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 12-е погребение: неполный скелет. Пол не определен, возможно, мужчина — 17-25 лет. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 13-е погребение: неполный скелет. Мужчина 35-45 лет, вероятно, ближе к 35-40. Некоторые зубы потеряли antemortem. На правой части височно-нижнечелюстного сустава наблюдаются следы артрита.

Гол Мод-2, 1-й курган, 14-е погребение: очень неполный скелет. Пол не определен. 17-25 лет. Патологий не выявлено. На правой пяточной кости наблюдаются два дополнительных суставных отростка.

Гол Мод-2, 1-й курган, 15-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. 40—45 лет. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 16-е погребение: неполный скелет. Мужчина 25-30 лет. Скелет представлен черепом, зубами, костями левой и правой рук, левой и правой ног. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 17-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. 25-30 лет. Скелет представлен отдельными зубами и фалангами. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 18-е погребение: неполный скелет. Мужчина. Взрослый. Рост 158-165 см. Скелет представлен костями левой и правой ног, левой тазовой и поясничными позвонками. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 19-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. Взрослый. Сохранились только зубы. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 20-е погребение: неполный скелет. Состояние костей хорошее. Мужчина 25-30 лет. Скелет представлен черепом, зубами, костями правой руки, таза и левой и правой ноги. На затылочных мыщелках имеются следы артрита.

Гол Мод-2, 1-й курган, 21-е погребение: останков человека не обнаружено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 22-е погребение: неполный скелет. Мужчина 30-40 лет. Представлены череп, зубы, правая лопатка, ключицы. На черепе сохранились остатки волос и кожи. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 23-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. Взрослый. Сохранились левая голень и стопа. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 24-е погребение: неполный скелет. Пол не определён. Взрослый. Найдены кости обеих рук и левой ноги. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 25-е погребение-, неполный скелет. Пол не определен. Взрослый. В погребении представлены один зуб, кости левой и правой рук и правой ноги. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 26-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. Взрослый. В погребении находились зубы, челюсти, кости левой и правой ног и шейные позвонки. Патологий не выявлено.

Гол Мод-2, 1-й курган, 27-е погребение: неполный скелет. Мужчина 30-35 лет. Сохранились волосы и кожа головы. На левой орбите глаза V-образный вырез, шириной I см и глубиной 1,2 см. Стертость зубов не согласуется с возрастом, определенным по костям. Вероятно, рацион данного индивида отличался от рациона других погребенных, захороненных в дуге.

Гол Мод-2, 1-й курган, 28-е погребение: неполный скелет. Пол не определен. В этом погребении обнаружено два керамических сосуда и стеклянная чашка (рис. 5)

Гол Мод-2, 1-й курган, 29-е погребение: в этом погребении был найден скелет лошади без головы.

Гол Мод-2, 1-й курган, 30-е погребение: полностью ограбленное. Обнаружен один череп. Но это погребение не связано с 1-м курганом хуннской знати (скорее всего, это более позднее включение).

Хотя полученный антропологический материал представлен в виде мелких и раздробленных образцов, все же были получены определенные результаты. Все исследованные черепа были определены как монголоидные. Предварительные статистические данные (средние) получены с помощью зубных неметрических признаков. Согласно им, погребения из Гол Мод-2 не отличимы от других хуннских погребений Монголии. Большинство черепов морфологически сходны с другими хуннскими черепами, открытыми в Монголии. В погребениях

Рис. 5. 28-е погребение. Сакральная камера с керамическими сосудами (вверху) и стеклянной чашкой (внизу)

№ 22 и 27, возможно, были захоронены монголоиды из других областей империи Хунну. Хотя краниологические неметрические данные костяка из захоронения № 22 существенно не отличаются от других захоронений хунну, он имеет более узкое и профилированное лицо, что нетипично для хунну. К сожалению, морфология черепа нарушена, вследствие чего никаких дополнительных измерений не было сделано. У скелета из погребения № 27 нельзя определить большую часть черепных неметрических признаков. Он отличается от других погребенных (нижней челюстью и небом, черепными костями). Его зубы отличаются от других захороненных степенью износа, череп более низкий, чем обычные черепа хунну. Возможно, этот человек провел свое детство в другой части империи, на востоке, где преобладала растительная пища, а затем, повзрослев, переселился в район Гол Мод-2. Люди из других культурных областей не являются редкостью в погребениях хунну. Захоронения № 22 и 27 выделяются сохранением кожи и волос на черепах (рис. 6).

Рис. 6. Фрагмент черепа с левой глазницей

На обоих черепах имеются зеленые пятна, появившиеся, вероятно, в результате контакта с металлическими предметами. Высказано предположение, что в результате химической реакции с металлическими предметами сохранились кожа и волосы. Во всех погребениях захоронены мужчины. Это означает, что захоронения в пределах дуги не являются репрезентативными для характеристики обычной погребальной практики хунну. Эти люди были выбраны и похоронены в силу каких-то необычных причин, а не только на основе семейных, религиозных и культурных связей. Наличие нескольких детей в дуге предполагает наследственный характер захоронения. Доказательств инфекционных заболеваний, недостаточного питания или болезни зубов не обнаружено.

Отсутствие хронических инфекционных заболеваний — общая черта для малочисленного кочевого населения. Отсутствие недостатка в питании и стоматологических заболеваний указывает на достаточное количество продовольствия и диету с низким содержанием углеводов. Наличие в захоронениях № 9 и 10 обработанных зубов, возможно, связано с использованием их в качестве инструмента. Захороненные из погребений № 9, 10, 13 и 20 имели артрит, по всей видимости, из-за постоянной верховой езды. Хунну, как известно, широко использовали лошадей в своей повседневной жизни и преодолевали достаточно длинные расстояния. У захороненного из погребения № 27 смерть наступила в результате удара меча по лицу, так как нет следов заживления. Травма расположена на левой стороне лица, т. е. смертельный удар был нанесен противником правой рукой. Этот человек, вероятно, погиб в бою и был доставлен оттуда до места захоронения. У людей, похороненных в пределах дуги, погребальный обряд подобен другим элитным погребениям сюнну. Анализ человеческих останков, найденных в этих захоронениях, показал, что расположение отдельных погребений в соответствии с возрастом, оказалось более сложным, чем мы первоначально предположили в 2002 г. Несмотря на выделение группы захоронений молодых людей в нижней части дуги, не отмечается строгой закономерности в расположении погребений по возрастному принципу: строго линейно от молодых к старым.

Кроме того, в больших захоронениях в верхней части дуги ни размер каменных кладок и кольцевидных каменных оснований, ни глубина захоронения не выявляет каких-либо закономерностей. Не дают единой картины и ориентировки гробов. Обычно погребения хунну ориентированы головами на север, и все сопровождающие захоронения кургана № 1 ориентированы более или менее на север. Однако наблюдающиеся отклонения от северного направления к востоку и к западу не зависят от места расположения погребения в дуге. То есть из таких факторов, как возраст погребенного, размеры могильной ямы, ее глубина, нельзя выявить каких-либо закономерностей, хотя дальнейший анализ может выявить другие модели в зависимости от переменных, которые еще не были полностью изучены.

Разнообразие форм внутримогильных сооружений включает в себя не только простые деревянные гробы и деревянные гробы с каменной обкладкой, какие были выявлены в первый год раскопок, но также вложенные друг в друга внутренний и внешний гробы (захоронение № 23) и два гроба с решетками и железными украшениями (погребения № 23 и 27) (рис. 7).

Рис. 7. Реконструкция орнамента на стенках гробов (погребения № 23 и 27)

Видовой состав животных и порядок их размещения в могилах различается по типу захоронений. Черепа и голени лошадей, овец и крупного рогатого скота были найдены возле головы, недалеко от гробов. Несколько ребер овец были обнаружены в гробах, а также вблизи черепа человека. Интересные изменения в размещении остатков фауны наблюдаются между погребениями № 19 и 23 (возможно, и № 24) и погребениями № 3, 7, 13 и 15. В трех могилах одна голова лошади и одна голова крупного рогатого скота размещены по обе стороны от гроба у его северного конца, и оба черепа животных были расположены мордой на север. В других захоронениях, содержащих головы коней, крупного и мелкого рогатого скота, размещение черепов несколько варьируется. В этих случаях черепа лошадей были размещены к северу от головного конца гроба и установлены мордой на запад. Хотя в хуннских могилах до сих пор встречались только головы и голени лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, в погребении № 23 находился более или менее целый скелет теленка, остатки которого были брошены на западной стороне от погребенного во время ограбления могилы. Кроме того, в одном захоронении, которое находится к северу от центральной гробницы кургана (захоронение № 29), был найден целый скелет лошади без головы, в позе естественно лежащей лошади, ориентированной на север (рис. 8).

Большинство артефактов, обнаруженных в погребениях, изготовлены из чугуна и являются личными атрибутами. В большинстве своем это пряжки и кольца, а также еще одно интересное изделие, встречающееся в захоронениях. Эти маленькие кусочки железа, называемые «одежда декора», которые, возможно, носили, нанизывая через отверстия со свободным плоским концом овальной формы. Были найдены однолезвийные ножи, хотя наиболее многочисленный вид вооружения — это наконечники стрел. Обнаружены утюгообразные железные изделия, ранее встречавшиеся и в других могилах хунну, а также в нескольких захоронениях, две бусины янтаря найдены в погребениях № 7 и 23. В последних двух погребениях найдены бронзовые диски в матерчатых сумках, которые резко контрастируют с разбитыми китайскими бронзовыми зеркалами, встреченными в погребении № 22 (рис. 9).

Рис. 8. 29-е погребение. Погребальная яма, скелет лошади без головы

Рис. 9. Бронзовое зеркало

В целях дальнейшего уточнения характера этих бронзовых дисков, бронзового полушария из погребения № 23 и завернутых в ткань дисков они были отданы на исследование в Смитсоновский научно-исследовательский центр в Вашингтоне, округ Колумбия, где будут проведены анализы металлических и текстильных материалов. Эти исследования, как ожидается, будут завершены в течение 12 месяцев (см. фотографии и рисунки в рентгеновских лучах, рис. 10). Хотя все могилы были разграблены, осталось достаточное количество драгоценных металлов в могилах. Фрагменты бронзовых сосудов, а также бронзовая уздечка лошади были обнаружены после ограбления могил. Кроме того, многие атрибуты из железа, носимые на лице, находились в верхней части дуги, были украшены тонкой золотой фольгой. Среди костей погребения № 24 было обнаружено небольшое кольцо из золота (серьга?). Остатки красной краски найдены во многих могилах, хотя и в очень малых количествах и, по всей видимости, это остатки лаковых изделий. Часть плоского каменного кольца зеленоватого цвета найдена в захоронении № 26. Хотя оно изготовлено не из нефрита, зеленоватый оттенок камня в сочетании с его формой и тонко полированной поверхностью позволяет считать, что оно выполняло те же функции, что и нефритовые кольца из Китая.

Рис. 10. Бронзовые диски (зеркала в матерчатых чехлах)

Таким образом, большинство найденных при раскопках предметов является типичными для хунну: части пояса, детали одежды с орнаментом, наконечники стрел, простые керамические банки, предметы конского снаряжения. К редким находкам можно отнести два бронзовых диска и китайское бронзовое зеркало, а также шелковые ткани (китайские?). Сумки от дисков и янтарь, возможно, происходят из Южной Сибири. Бисер, найденный в погребениях, свидетельствует о широких связях с группами населения, обитавшими как на севере, гак на юге и западе. Изменения в конструкции гроба и порядок размещения жертвоприношений и черепов в погребениях № 22 и 27, по-видимому, указывают на то, что в хуннское время существовали не только торговые пути и каналы поступления дани, поступавшей из отдаленных концов империи, но и свидетельствуют о переселении людей на территорию, где в настоящее время расположен могильник Гол Мод-2. Кожа и волосы могут позволить провести анализ ДНК для дальнейшего изучения этого вопроса. Исследование сопроводительных погребений кургана № 1 могильника Гол Мод-2 не только свидетельствует о выдающемся положении погребенного в центральной насыпи гробницы, но также поможет при исследовании социальной структуры правящих кругов Хуннской империи, служивших шаньюям и занимавших в то же время доминирующее положение в Великой степи.

Поделитесь информацией с друзьями
admin:
Еще статьи