История Казахстана. Учебное пособие

Тема 1. ДРЕВНЕЙШИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА

В до исторический период развитие человечества идет по трем основным линиям:

  1. антропогенез­­морфологическое развитие человека от обезьяноподобных форм к современному типу,
  2. техногенез – развитие техники обработки и применения орудий труда, что вело к прогрессу материальной культуры,
  3. социогенез – развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу.

1. Древнекаменный век Казахстана

Становление человека

Три с половиной миллиона лет назад усиливавшийся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приноравливаться к существованию на открытой местности.
Хождение на двух ногах освободило руки, это позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению: горизонтальному – между индивидами и вертикальному – между поколениями.
Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног.

Прямохождение – основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек.

Развитие первобытного человека

  • Австралопитек (южная обезьяна) – появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волося­ным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения.
  • Хомо хабилис человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м, лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр.
    Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.
  • Хомо эректус – человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету -в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп).
    Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты -скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы.
    Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий – рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди.

Периодизация

С 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии называют каменным веком, который разделяется на два периода – палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный). Переходный между ними период называется мезолитом (средне-каменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн.- 40тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.

Датировка Период
40–12 тыс. лет до н.э. Верхний палеолит
12–6 тыс лет до н.э. Мезолит
6 – 4 тыс. лет до н.э. Неолит
3–2 тыс. лет до н.э. Энеолит
XVIII–XV вв. до н.э. Ранняя бронза
XV – XII вв. до н.э. Развитая (средняя) бронза
XII – VIII вв. до н.э. Поздняя бронза


Археологические культуры древнего Казахстана.

  • Ашельская культура – от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия.
  • Мустьерская – выработана подвидом человека разумного – неандертальцем. Развивалась на основе мустьерской, но орудия были более специализированы и тщательней обработаны.
  • Галичная культура – в качестве материала использовалась галька.

Стоянки:

На территории Казахстана самые древние обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау.
Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь
две зоны палеоли­тических культур – Южный Казахстан Сарыарка

2. Средний и новокаменный век

Неолит – время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование.

Неолитической революция – это процесс перехода от потребляющего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к производящему – скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.

Энеолит

Ботайская культура

(осёдлое коневодство, охота, рыболовство)

3.СОЦИОГЕНЕЗ

Праобщина – возникла с появлением человеческой трибы (авст­ралопитеков и человека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу (20 – 30 особей) , имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины – другую.

Родовая община – неандертальцы уже заботились о своих больных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество – родовую общину.

Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины – экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины . Таким образом, мы видим появление новых, небиологических регуляторов отношений между людьми. Естественно возникшей основой для объединения было кровное родство между индивидами, а отношение родства устанавливалось между потомками одной матери (так как отцовство установить было трудно). Поэтому первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род (матриархат).

С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их к потомству. Первой формой брака был дуально-родовой групповой брак, когда мужчины одного рода с самого рождения являются мужьями женщин другого рода и наоборот. В ходе длительного процесса ограничения круга брачующихся постепенно сложился парный брак. Первоначально два рода связывали только брачные отношения, однако со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Складываются группы родов – племена. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами.

Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины – наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существовало.

Разложение родовой общины:

  • Переход от присваивающих форм хозяйства (собирательства и охоты), к производящим, т.е. земледелию и скотоводству повлек за собой появление регулярного избыточного продукта.
  • Появление избыточного продукта породило возможность появления института рабства. Первоначально рабами становились представители враждебного племени, считаясь собственностью рода.

Возможность отчуждения избыточного продукта и учащение военных столкновений ведет к усилению роли родовой верхушки, которая постепенно превращается в особый институт вождей, основной функцией которых было управление, регулировавшее отношения внутри рода.

В обществах, занимающихся плужным земледелием и скотоводством роль мужчин в хозяйственной деятельности возросла, что отразилось и на социальной структуре. Материнский род стал заменяться отцовским, счет родства велся по отцу. Непрочный парный брак начал вытесняться патриархальной семьей. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь информацией с друзьями

0 Комментарии

  1. Мира

    истори Казахстана 1 часть Автор Лактенова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: